Тема | Класс Птицы. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Образовательные ресурсы | ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник. – М.: «Просвещение». |
Цель | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц. |
Задачи | Обучающие: Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности. Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать. Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, систематизировать информацию, сравнивать, делать выводы, узнавать и называть изученные объекты. |
Формы и методы обучения | Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения. Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах. |
Основные понятия и термины | Класс Птицы. Теплокровность. Клюв. Перья. Зоб. Воздушные мешки. Четырёхкамерное сердце. |
Планируемые результаты | Личностные: развивают познавательные потребности, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры. Метапредметные: 1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение; преобразовывать информацию из одного вида в другой. 3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом). Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития. |
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя |
2. Проверка домашнего задания | Тестирование по теме «Пресмыкающиеся». | Объясняет алгоритм выполнения заданий. | Обучающиеся работают с тестовыми заданиями. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
3.Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока. | Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, а для этого отгадайте загадки: Кто на елке, на суку Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка) Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук! Ищет пищу под корой Он голодною порой. (Дятел) И петь не поет, И летать не летает… За что же тогда Его птицей считают? (Страус) Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает? (Петушок) Черный, проворный, Кричит «крак» — Червякам враг. (Грач) О каких организмах загадки? (о птицах) Сформулируйте тему урока: Тема урока «Класс Птицы» Сформулируйте цель урока: Вспомним план изучения. 1.Особенности строения. 2.Места обитания. 3.Процессы жизнедеятельности. 4.Многообразие. 5.Значение в природе и жизни человека. | Задает вопросы, дополняет и исправляет ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, записывают тему себе в тетрадь. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
4.Изучение нового материала | Птицы: - покрыты перьями - передние конечности преобразованы в крылья - теплокровны - питаются растительной и животной пищей - большинство хорошо летает. Особенности внешнего строения птицы: - голова - шея - тело - конечности (характеристика по рисунку электронное приложение) Работа с текстом учебника стр. 204-206 и рисунками: Внутреннее строение птиц. Критерии характеристики | Характеристика | Скелет | | Пищеварительная система | | Кровеносная система | | Дыхательная система | | Выделительная система | | Нервная система | | Половая система | | Строение яйца – зарисовать рисунок и подписать части: - желток (запас питательных веществ и воды для зародыша); - белок (плотные шнуры – халазы – поддерживают на весу желток в середине белка; белок предохраняет желток от повреждений и служит дополнительным источником воды для зародыша); - две подскорлуповые оболочки; - воздушная камера; - известковая скорлупа; - тонкая пленка. Насиживание яиц – отложенные яйца птицы насиживают, на брюшной стороне тела развиваются наседные пятна – оголённые участки кожи. | Учитель характеризует особенности внешнего и внутреннего строения, размножения и развития птиц, выделяет особенности строения птиц в связи со средой обитания. Контролирует и корректирует самостоятельную работу обучающихся. Демонстрация материала электронного приложения, рисунков учебника. | Обучающиеся работают индивидуально, в парах, отвечают на вопросы, самостоятельно осмысливая текст учебника, анализируют рисунки, представляют свои сообщения. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения. |
5.Физминутка | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот (Повороты корпусом) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! ( Приседания) И в последний раз присели, А теперь за парты сели. ( Дети садятся на свои места) | Контролирует правильность выполнения упражнений. | Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем. | |
6.Первичное закрепление изученного материала. | Выделите особенности строения птиц, связанные с полетом: - кожа покрыта перьями - передние конечности преобразованы в крылья - кости заполнены воздухом - киль - воздушные мешки - отсутствует мочевой пузырь - у самки нет одного яичника - нет зубов. Лабораторная работа №18 «Изучение внешнего строения птицы» (по инструкции на стр.207) | Учитель задает вопросы, корректирует ответы, объясняет алгоритм выполнения заданий. | Обучающиеся отвечают на вопросы, выполняют и оформляют лабораторную работу. | Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
7. Домашнее задание. | Домашнее задание: §53, задание на стр. 207. Дополнительно: 1) Рисунки Птиц. 2) Загадки о птицах. 3)Подготовить презентации, мини – сообщения: пингвины, страусы, водоплавающие птицы, дневные хищные птицы, ночные хищные птицы. | Рассказ учителя. | Записывают домашнее задание. | |
8. Рефлексия. | В целом на уроке мне работать было… Мне мешало…. Лучше всех работали…. Т.к. Я сам работал…. Мне было интересно….. Я теперь понял… Но мне не совсем понятно…. | Задает вопросы, уточняет ответы. | Отвечают на вопросы. | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Коммуникативные выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |