СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стрессы у взрослых и детей. Причины и профилактика.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребенку не справиться со стрессом.

Просмотр содержимого документа
«Стрессы у взрослых и детей. Причины и профилактика.»





Реферат

На Тему: Стресс. Причины и профилактика.

Преподавателя физической культуры младших классов МБОУ «СОШ № 18»

Ляшенко Галины Витальевны























г. Симферополь

2020г.



































Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. Однако, состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения. По типу провоцирующего фактора выделяют нервно-психический, холодовой, тепловой, световой и многие другие стрессы. В медицине все стрессы принято делить на два типа. Эустресс — это реакция организма, приводящая к полной адаптации, то есть дающая положительный эффект. Негативный стресс, сопровождающийся истощением защитных сил организма, называется дистрессом.
Течение стресса можно разделить на три фазы. Первая — реакция тревоги, именно с этой стадией знакомы многие из нас. При воздействии провоцирующего фактора в организме активизируется симпатическая нервная система, а в крови резко повышается концентрация гормонов надпочечников — адреналина, норадреналина и других. Типичные проявления этой стадии: человек возбужден, кожные покровы гиперемированы, артериальное давление повышено, пульс и дыхание учащены. В крови повышается содержание глюкозы. Состояние организма можно охарактеризовать как «беги или борись». Человек должен в этой ситуации покинуть область действия негативного фактора или предпринять меры по его устранению. Продолжительность этой фазы исчисляется минутами, иногда несколькими десятками минут.
Вторая стадия стресса — стадия сопротивления или резистентности. В это время в организме активируются гормоны, влияющие на обмен жиров. При продолжающемся действии стрессового фактора (примером может служить болевой синдром при любой травме) организм начинает бороться с повреждающим воздействием, используя свои внутренние резервы.
Третья стадия — стадия истощения. Синтез гормонов резко снижается, запасы питательных веществ исчерпываются, пациент выглядит похудевшим, истощенным. Отмечается снижение иммунной защиты — человек чаще заболевает инфекционными заболеваниями и тяжелее их переносит.
Если первая фаза имеет, в основном, благоприятное значение, то затянувшаяся вторая или начинающаяся третья должны стать поводом для обращения к врачу-терапевту. Задача врача — установить степень истощения организма. При крайней степени истощения как физического, так и эмоционального пациента госпитализируют в стационар. Обследование включает общий и биохимический анализы крови, ЭКГ, рентгенографию легких и другие диагностические процедуры, главная цель которых — выявить возможную соматическую патологию, ставшую причиной стресса. В случае ее выявления проводят лечение. Если стресс носит психоэмоциональный характер, рекомендуется помощь врача-психотерапевта или психиатра.
Стресс может привести к тяжелым последствиям. Психоэмоциональный стресс может стать причиной суицида, физический стресс — причиной хронических заболеваний (язвы желудка или кишечника, анемии и пр.). Он может спровоцировать начало сахарного диабета, артериальной гипертензии.
Прогноз при стрессе благоприятный. Как правило, достаточно бывает устранить провоцирующий фактор и провести симптоматическое лечение, чтобы жизнь пациента вновь стала спокойной. Профилактика стресса заключается в изменении образа жизни. Если же это невозможно, пациентам рекомендуется проходить профилактические курсы психотерапии. Стоит знать, что, избавившись от хронического стресса, вы дадите организму возможность избавиться от хронических болезней. Регулярные прогулки, закаливание и занятия спортом повышают общую стрессоустойчивость организма.

ПРИЧИНЫ СТРЕССА

Внешние источники стресса и беспокойства: переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, не высыпанием.

Внутренние источники стресса и беспокойства: жизненные ценности и убеждения, верность данному слову, самооценки.

СИМПТОМЫ СТРЕССА

Симптомы могут постепенно нарастать или появляться внезапно, в течение нескольких минут. Приступы паники обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние обычно развивается постепенно и обычно не является прямым следствием какого-либо определенного беспричинного страха (фобии). Два главных признака стресса и тревожного состояния это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания. Стрессы и тревожности могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха, удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, боль в животе, онемение или чувство покалывания в конечностях.

ОСЛОЖНЕНИЯ

Бессонница, головные боли, боли в спине, запор и диарея, употребление алкоголя, наркотиков, курение, повышение АД, СС заболевания, тревожные расстройства, депрессия.

ПРОФИЛАКТИКА

Научиться справляться со стрессовыми ситуациями, использовать технику релаксации, например глубокое ровное дыхание. Дайте себе достаточно времени, чтобы прийти в себя после стресса. Регулярно делайте зарядку. Таким образом, вы улучшите свое здоровье и самочувствие и повысите способность организма реагировать на стресс. Не употребляйте алкоголь и разрешенные наркотические препараты. Ограничьте употребление кофеина, поскольку он может усилить проявления тревожности. Научитесь противостоять своим страхам.

Стресс у детей

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека .Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.


Как проявляется стресс у детей

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.


У новорожденных и детей до 2 лет

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

У детей от 2 до 5 лет

Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

У детей младшего школьного возраста

У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.



Как помочь ребенку справиться со стрессом

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.



Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

КАК МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ СТРЕСС У ДЕТЕЙ?

• наладьте режим дня – питание, сон и активность в одно и то же время всегда благотворно влияют на организм, ребенок меньше нервничает, улучшается засыпание

• попробуйте снизить нагрузку и посмотрите, как отреагирует ребенок

• может, стоит вместо нескольких секций, где требуется усидчивость, отдать ребенка в одну секцию, где необходима большая физическая активность. Организм человека не настроен на дефицит движения, чем больше подвижности, тем лучше

• уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним, гуляйте, читайте книги. Пусть он чувствует вашу поддержку

• наладьте микроклимат в семье, пусть дом для ребенка будет крепостью, а не полем битвы

Дайте понять вашему ребенку, что вы всегда на его стороне, и что вы готовы помочь ему приспособиться к этому непростому и новому для него миру. По статистике, люди, которые в детстве чувствовали поддержку родителей, вырастают более успешными людьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!