СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Профилактика суицида».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Профилактика суицида».

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткого суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

  2. Предоставить возможностьзадуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

  3. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

 

Уважаемые родители, хотелось бы заострить ваше внимание на очень серьезную проблему - подростковое самоубийство, или суицид. Проблему, о которой многие боятся даже задумываться, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение вполне нормально, потому что человек не хочет умирать, в нём изначально заложен инстинкт самосохранения -   выжить и избежать ситуаций, ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок -  вот это уже настораживает.

По данным суицидологов за последние годы значительно увеличилось количество суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди молодёжи. Самоубийство подростков в возрасте 13-17 лет занимает III место среди смертельных случаев- это и падения с мостов и зданий, самоотравления, дорожные происшествия, нанесение себе увечий и другие. Вы должны знать, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Самой важной мотивационной причиной возросшего числа самоубийств среди подростков – отсутствие целей в жизни.

Что же ещё подталкивает подростков на совершение суицида?

 

Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

Утрата любви родителей и ревность.

Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи.

Чувство вины, стыда.

Боязнь позора, насмешек или унижения.

Страх наказания, нежелание извиниться.

Любовные неудачи, сексуальные эксцессы,

Чувство мести, злобы, протеста.

Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от решения проблем.

Сочувствие или подражание значимым людям, героям книг, фильмов, кумирам.

Эти все мотивы, влекущие суицидальное поведение подростка, как правило, появляются в результате :

- проблем во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания,

- проблем в школе, которые чаще связаны со статусом подростка в классе (лидер, изгой), личностными отношениями к успеваемости, фактором жизненных перспектив;

-проблем во взаимоотношениях со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение.

Родителям важно замечать и понимать те изменения у ребёнка, свидетельствующие о риске совершения суицида:

1.Изменение эмоций - постоянно пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, ощущает вину перед окружающими.

2.Изменение поведения - самоизоляция от семьи и близких. Наблюдается снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, хобби, изменение привычек: несоблюдение правил личной гигиены, наплевательское отношение к внешнему виду. Появляется стремление к тому, чтобы все оставили его в покое, нарушение сна, аппетита. Подросток слушает грустную музыку, предпочитает темы разговора и чтения, связанные со смертью и самоубийствами. Явно настораживает приведение в порядок своих вещей, раздаривание их или уничтожение.

3.Характерны высказывания: «лучше уже не будет», «хочу умереть», «скоро все закончится», «хорошо бы заснуть и не проснуться».

Прежде всего уже попытка суицида – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Подросток не имеет достаточно чёткого представления о жизни и смерти. На самом деле подростки не хотят умереть, а желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. Они нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он таким образом хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит обидчиков, тогда прекратятся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости и убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

Когда мы где-то прочитаем или услышим о совершённом суициде, мы, обсуждая этот факт, часто слышим фразу : "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!". Так вот – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали.  Не было ни одного человека, способного понять его перживания, его состояние ни среди подростков, ни среди взрослых и помочь найти другой выход.

Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И ни в каком другом месте, а только в семье – доброй семейной атмосфере, можно ребёнку вселить надежду на лучшее. В первую очередь родители могут воспитывать уверенность в своих силах и своевременно поддержать ребёнка психологически.

Главное, не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Он должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому, если ребёнок доверил вам свою проблему, не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда он немного упокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его проблемой, даже если она вам кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Саш, Маш и т.д.". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего". Поэтому радуйтесь, что ребенок со своей проблемой пришел именно к вам, а не к «чужому дяде». Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете все его трудности. Важно, чтобы вы принимали ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д. Чтобы психологически поддержать ребенка, необходимо создать установку: "Ты можешь это сделать". Родитель должен показать ему, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех усиливает уверенность в своих силах . Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: -. Опираться на сильные стороны ребенка. - Избегать подчеркивания промахов ребенка. - Показывать, что вы удовлетворены ребенком.. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. -Проводить больше времени с ребенком. - Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. - Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. - Уметь взаимодействовать с ребенком. - Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. - Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. -. Принимать индивидуальность ребенка. -. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему. -. Демонстрировать оптимизм.  

Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

Ф.И.О. __________________________________

1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

– Да.

– Не очень.

– Плохо.

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

– Круглые сутки.

– 5–6 часов в сутки.

– 1–2 часа в сутки.

3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

– Всегда.

– Иногда.

– Никогда.

4. Как вы поощряете своего ребенка?

– Радуетесь вместе с ним его успехам.

– Стараетесь совместно организовывать досуг.

– Просто хвалите.

– Покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги.

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

– Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним;

– Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете.

– Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т. д.

– Наказываете трудом.

– Не разрешаете гулять, общаться с друзьями.

– Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень).

6. Верите ли вы в своего ребенка?

– Верю, он целеустремленный и самостоятельный.

– Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

– Думаю, у него есть шанс. Мы поддержим его в любви к начинаниям.

7. Гордитесь ли вы своим ребенком?

– Мой ребенок часто раздражает меня.

– Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

– Уважаю своего ребенка и горжусь каждой его победой.

8. Доверяете ли вы своему ребенку?

– Не доверяю своему ребенку.

 

 

Анкета для родителей

«Понимаете ли вы своего ребенка? »

1. Часто ли на некоторые поступки ребенка вы реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом? 2. Пользуетесь ли вы помощью или советами других людей, если не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка? 3. Считаете ли вы лучшими помощниками в воспитании свою интуицию, опыт? 4. Доводилось ли вам доверять ребенку секрет, про который вы никому не рассказывали? 5. Вас обижают отрицательные отзывы про вашего ребенка других людей? 6. Вам приходилось просить у ребенка прощения за свое поведение? 7. Считаете ли вы, что ребенок не может иметь секретов от родителей? 8. Если вы видите отличие между своим характером и характером ребенка, это вас удивляет? 9. Сильно ли вы переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка? 10. Можете ли вы воздержаться от покупки интересной игрушки (даже если есть деньги)? 11. Считаете ли вы, что до определенного возраста лучшая форма воспитания -физическое наказание? 12. Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали? 13. Вам ребенок приносит больше забот, чем радости? 14. Кажется ли вам, что ребенок воздействует на ваше поведение? 15. Бывают ли у вас конфликты с дочерью, сыном?

Ответы:  

«Да» - на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12,14, а также «Нет» - на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - 10 очков. «Не знаю» - по 5 очков. 100-150 очков - Вы хорошо понимаете своего ребенка. Если ваши ответы не расходятся с практикой, вас можно назвать образцом для других родителей. Для усовершенствования вам не хватает одного маленького шага - узнать искренние мысли про вас вашего сына или дочери. Рискните! 50-99 очков - Вы находитесь на правильном пути. Свои частичные трудности или проблемы вы сможете решить, если начнете с себя. Не старайтесь искать себе оправдание в недостатке времени или в чем-нибудь другом. 0-49 очков - Можно посочувствовать вашему ребенку, потому, что он не видит в родителях дорогих и хороших друзей. Но не все еще потеряно.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Профилактика суицида».»

План работы педагога-психолога

на 2015-2016 учебный год

по адаптации первоклассников

Содержание

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1.

Наблюдение за процессом адаптации у обучающихся 1 класса

Целевое посещение уроков, наблюдение во внеурочное время

в течение года

Выявление учащихся испытывающих трудности путем наблюдения

2.

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников

1.Изучение и анализ медицинской, педагогической документации и материалов предыдущих исследований

сентябрь



(в течение года при поступление детей)








Выявление учащихся испытывающих трудности путем диагностики

2.Углубленное психологическое обследование (индивидуально)

сентябрь-октябрь

(в течение года при поступление детей)

3.Психологическое обследование первоклассников (групповое)


3.





Коррекционно-развивающая работа на этапе адаптации

1.Адаптационные занятия «Здравствуй, школа!»

(групповые)











сентябрь- май

(30 занятий)


Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе


Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (индивидуально)



в течение года

4.




Консультационная и просветительская работа с педагогами

1 класса

1.Консультация для педагогов «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации»

сентябрь



Повышение психологической компетенции педагогов,

3.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации



в течение года

4. консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом

в течение года

5.

Консультационная и просветительская работа с родителями

1.Групповая консультация «Трудности первых месяцев обучения в школе»

сентябрь - октябрь

Повышение психологической компетенции в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, совместное решение проблемных ситуаций.

2.Индивидуальное консультирование

в течение года

6.

Подведение итогов адаптации первоклассников

ШПМПк по итогам адаптации первоклассников


ноябрь


Совещание при директоре по итогам адаптации первоклассников

декабрь

7.

Методическая и аналитическая работа

1.Подготовка опросников, тестов, анкет.

сентябрь

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.

Осмысление результатов проведенной работы.

2.Подготовка к консультациям, коррекционно-развивающим занятиям


в течение года

3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятияй

в течение года

4.Обработка диагностики

в течение года

5.Анализ по адаптации

ноябрь, май










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!