СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого педагогическая профилактика при подготовке к ЕНТ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. ЕНТ это форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников.

Очевидно, что в этой ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.

 1. Психологические рекомендации родителям:

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

 

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него – тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

·         нарушение ориентации, понижение точности движений;

·         снижение контрольных функций;

·         обострение оборонительных реакций;

·         понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕНТ.

Почему дети так волнуются?

·         Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

·         Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

·         Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.

·         Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

·         Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка.

Чем вы можете помочь ребёнку в сложный период подготовки и сдачи ЕНТ?

Вы можете: • Собрать информацию о процессе проведения ЕНТ, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости. • Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы: o откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку; o если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов. • Участвовать в подготовке к ЕНТ:   - Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.   - Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова» – вечером.   - Проведите репетицию письменного экзамена (ЕНТ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.   - Организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ).   - Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.

Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: • Забыть о прошлых неудачах ребенка; • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо: 1.Опираться на сильные стороны ребенка; 2.Избегать подчеркивания промахов ребенка; 3.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; 4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; 5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; 6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам – Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. – Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». – Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. – Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. – Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. – Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. – Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. – Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе. Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания. При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны».. Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала. Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете. Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдачи экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям. Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8 – 10 раз «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – должны быть короткими и по существу дела. Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас. Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений. «Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация. Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение. Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях. Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно: • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы; • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания; • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы; • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении; • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».. Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов. Надеемся, что предложенные выше рекомендации помогут вам в успешной подготовке к экзаменам и будет вам заметкой.

Успехов вам!

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, если

 -при наличии приятных запахов лимона, лаванды,  негромких фоновых звуков.

– при чередовании работы и короткой паузы, через каждые15 минут (1-2Øминуты)  переключиться на другую деятельность.  - заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать  выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;  подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;  опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;  постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость. Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно: - понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; - подумать возможные способы решения, поставленной в задании проблемы;  -рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания; - постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы; - не поддаваться негативным изменениям в своем настроении; -помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».  -Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Психолого педагогическая профилактика при подготовке к ЕНТ»

Методические рекомендации по профилактике стресса при сдаче ЕНТ.



Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. ЕНТ это форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников.

Очевидно, что в этой ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.

 1. Психологические рекомендации родителям:

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

 

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него – тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

  • нарушение ориентации, понижение точности движений;

  • снижение контрольных функций;

  • обострение оборонительных реакций;

  • понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕНТ.

Почему дети так волнуются?

  • Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

  • Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

  • Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.

  • Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

  • Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка.

Чем вы можете помочь ребёнку в сложный период подготовки и сдачи ЕНТ?

Вы можете:
• Собрать информацию о процессе проведения ЕНТ, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости.
• Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:
o откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку;
o если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.
• Участвовать в подготовке к ЕНТ:
  - Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  - Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова» – вечером.
  - Проведите репетицию письменного экзамена (ЕНТ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
  - Организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ).
  - Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.

Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• Забыть о прошлых неудачах ребенка;
• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка;
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;
3.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам
– Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
– Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
– Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
– Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
– Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
– Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
– Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
– Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе.
Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания.
При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.
Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны».. Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.
Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.
Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдачи экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.
Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.
Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8 – 10 раз «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – должны быть короткими и по существу дела.
Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.
Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.
«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции.
Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.
Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.
Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
• понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
• подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
• рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
• постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
• не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
• помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…»..
Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.
Надеемся, что предложенные выше рекомендации помогут вам в успешной подготовке к экзаменам и будет вам заметкой.

Успехов вам!

 







Памятка

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, если

 -при наличии приятных запахов лимона, лаванды,
 негромких фоновых звуков.

– при чередовании работы и короткой паузы, через каждые15 минут (1-2Øминуты)
 переключиться на другую деятельность.
 - заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать
 выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
 подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
 опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
 постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость.
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
- понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
- подумать возможные способы решения, поставленной в задании проблемы;
 -рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
- постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
- не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
-помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».
 -Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

 














Психологическая подготовка к ЕНТ

 



Как подготовиться психологически

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

Начинай готовиться заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 



Что делать, если устали глаза 

В период подготовки к ПГК увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения

  • Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд)

  • Влево-вправо (15 секунд)

  • Напиши глазами своё имя, отчество, фамилию

  • Попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд)

  • Потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

  • Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону

 

Режим дня

Раздели день на три части

  • Готовься к ПГК - 8 часов в день

  • Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку и потанцуй – 8 часов

  • Спи не менее 8 часов. Если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда

 

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляйте в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет – перед ЕНТ не следует наедаться.

 




Место занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно запиши всё, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных факто Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед ПГК просмотри листочки с кратким конспектом.

 

Как развивать мышление

  1. Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

  2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

  3. Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными – школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

  4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему» и «Как». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

  5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

  6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления.

  7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

  8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца помнишь сам.

 

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд

  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль)

  4. Минимум телевизионных передач!

 

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

  3. Распределённое заучивание лучше концентрированного.

  4. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

  5. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

  6. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большого.

  7. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Способы снятия нервно-психического напряжения

 

  1. Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т.д.

  2. Спортивные занятия

  3. Контрастный душ

  4. Стирка белья

  5. Мытьё посуды

  6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски) Кляксы. Потом поговорить о них.

  7. Скомкать газету и выбросить её

  8. Соревнование – своё напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше

  9. Газету порвать на мелкие кусочки, «ещё мельче». Затем выбросить на помойку

  10. Слепить из газеты своё настроение

  11. Закрасить газетный разворот

  12. Громко спеть любимую песню

  13. Покричать то громко, то тихо

  14. Потанцевать под музыку, причём как спокойную, так и буйную

  15. Смотреть на горящую свечу

  16. Вдохнуть глубоко до 10 раз

  17. Погулять по лесу, по парку, покричать

  18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны

 

 Как справиться со стрессом

 

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учёбе и т.д.

Многие ненавидят школу, которая становится серьёзным стрессогенным фактором. Что делать

Выход следующий – меняйте стиль жизни, меняйтесь сами.

Хочется привести слова Уолтера Рассела »Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить всё, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учёбе, урокам, которые вам придётся выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасёт от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса

  • Бессонница

  • Головные боли

  • Сердцебиение

  • Боли в спине

  • Боли в желудке

  • Боли в сердце

  • Несварение желудка

  • Спазмы

Психологическими признаками стресса являются

  • Рассеянность

  • расстройство памяти

  • Тревожность

  • Плаксивость

  • Излишнее беспокойство

  • Беспричинные страхи

  • Раздражительность

  Это приводит к потере уверенности в себе, возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

 

Несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения

 

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

  2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

  3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

  4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

 

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс

 Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы «В». Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помноте о передозировке. Всё должно быть в меру.

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

     В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы

  • Слушайте расслабляющую музыку

  • Смотрите на ночное небо

  • Смотрите на облака

  • Мечтайте

В-четвёртых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре и брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

 Как разрядить негативные эмоции

 Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок – смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

 Какую одежду лучше одеть

 Одежда должна соответствовать торжественному моменту и деловому стилю. Она должна быть чистой и удобной. Кричащие украшения, вызывающие детали здесь ни к чему. Не провоцируйте отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего. А вот после экзамена – всё что хотите.

 Поведение «до» и «в момент» экзамена

 

  1. За день до начала экзамена ( ЕНТ) постарайся ничего не делать. Если ты что-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

  3. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди в первых рядах. Чем больше ты будешь в нерешительности, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности и страха.

  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

  5. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что всё получится.

  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее всех, хитрее всех и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения

    • Сядь удобно

    • Глубокий вдох через нос (4-6 секунд)

    • Задержка дыхания (2-3 секунды)

  8. Слушай внимательно инструктаж, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не                    задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят

  • Как заполнить бланк

  • Какими буквами писать

  • Как кодировать номер школы

  • Как закрашивать

  • Как найти нужное поле

  • Что забрать с собой

 

  1. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

  2. Просмотри вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

  3. Когда приступаешь к новому заданию, забудь всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

  4. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

  5. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор… Доверься своей интуиции!

  6. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  7. Стремись выполнить все задания













Доклад


тема: Психолого- педагогическая профилактика

эмоционального и физического напряжения

у учащихся при тестировании









Выполнила: Гофман С.П.




















Кокшетау,2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!