СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стили и жанры русского литературного языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа курса по углубленному изучению русского языка и литературы 

Просмотр содержимого документа
««Стили и жанры русского литературного языка»»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГУ «Школы-лицея №34» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО









Авторская программа курса

«Стили и жанры русского литературного языка»









Предмет/курс: русский язык и литература;

6 класс;

Возраст обучающихся 11-12 лет;

Уровень обучающихся – углубленный;

Направление: гуманитарное;

34 часа, 1 ч в неделю







Никитина Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы,

педагог-исследователь, магистр филологии

Педагогический стаж 18 лет






г. Усть-Каменогорск

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях обновления содержания образования, при обучении русскому языку учащиеся развивают навыки говорения, аудирования, чтения и письма, которые им будут необходимы для разрешения жизненно важных проблем в дальнейшем.

Для того чтобы выпускник школы соответствовал всем требованиям ГОСО мы формируем у него функциональную грамотность через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах речевой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка. В связи с этим появилась необходимость в создании программы курса «Стили и жанры русского литературного языка» для 6 класса. Данная тема была рекомендована в ИМП 2023-2024 учебного года.

В основе планирования программы 6 класса лежат нормативные документы на 2023-2024 учебный год:

«Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от от 03.08.2022 г. № 348, с

изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 23.09.2022 № 406;

«Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 08.11.2012 г. № 500, с изменениями от 12.08.2022 г. № 365; от 30.09.2022 г. № 412);

«Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ Министра просвещения РК от 16.09.2022 г. № 399; с изменениями от 21.11.2022 г. № 467, с изменениями от 5.07.2023 г. № 199);

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.10.2021 г. № 726 Об утверждении национального проекта «Качественное образование» «Образованная нация»

«Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18.03.2008 г. № 125; с изменением, внесенным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 13.04.2023 г. № 96);

«Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования» (приказ МОН РК от 27.11.2017 г. № 596, с изменениями, внесенными приказами МОН РК от 23.03.2022 № 104);

Актуальность курса.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении одиннадцати школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).

Целями программы являются:

  1. способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;

  2. научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;

  3. систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;

  4. развивать творческие способности.

Задачи:

  1. Сформировать умение определять границы темы и строить сочинение определенного жанра.

  2. Научить самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать.

  3. Уметь использовать в работе произведения писателей и литературных критиков.

  4. Показать, как использовать в сочинении разные типы речи.

  5. Научить мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт.

  6. Сформировать умение редактировать свою работу и анализировать творческие работы других авторов.

  7. Развить потребность высказывать свое мнение, аргументировать, участвовать в дискуссии.

  8. Установить межпредметные связи между изучением русской и зарубежной литературы, русского языка и риторики, истории и мировой художественной культуры.

  9. Помочь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения, а также своей профессиональной карьеры в целом

Новизна данной программы заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей;

- использовать изобразительно-выразительные средства языка для эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально - бытовые темы;

- правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

- владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.

Метапредметными результатами освоения программы элективного курса являются:

1. Владение различными видами речевой деятельности:

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • владение монологом и диалогом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).


2. Предметными результатами освоения учащимися программы курса являются умения:

  • кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей;

  • составлять тезисы и конспекты;

  • строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу;

  • писать сочинение на лингвистическую и литературоведческую тему по изученному произведению;

  • писать сочинения на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

  • создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Текущая аттестация качества освоения программы

Основная форма оценки достижений учащихся – тесты. А также занятия по защите творческих работ, где оценку выставляют учитель и ученики.

Итоговый контроль по курсу

Представляет собой творческие чтения лучших сочинений, фрагментов сочинений, если обучение проводится в классе, а процесс контролирует учитель. Ученик может выставлять свои работы на сайт независимых экспертов, что позволит ученику получить объективную оценку его достижений. Возможен выпуск журнала «Сборник творческих работ».


Учебно-тематический план


Название темы

Теория

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт ученика

Дидактическое обеспечение

Текст как результат речевой деятельности. Стили и типы речи (6 часов)

1

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.

1


Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний

конспект

Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи

2

Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.

1


лекция

конспект

Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи

3

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.


1

практикум

схемы

Н.Шанский (ЛАХТ)

4

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).


1

лабораторная работа

тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.

Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста"

5

Изложение адаптированного текста с

последующим редактированием лексических средств.


1

практикум

конспект

А.Ефимов Стилистика художественной речи

6

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.


1

семинар

практическая работа.

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением

Сочинение как жанр литературного творчества (17 часов)

7

Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.

1


Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.

Конспект

Толкачёва Н Н. Элективный курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров»

8

Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

1


Лекция с элементами беседы.

Работа со словарями.

Задание, заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы)

Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (6-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М

9

Жанровая классификация сочинений. Сочинения-повествования, сочинения-описания. Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.

1


Лекция с элементами беседы.

конспект

Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах

10

Сочинение-описание помещения в

художественном и официально-деловом стилях.


1

практикум

комментарий к анализу, алгоритм анализа

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов"

11

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся


1

практикум

защита творческих работ.

Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе

12

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.


1

практикум

творч. работа

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов"

13

Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.

Написание сочинения -сравнительной характеристики литературных персонажей.


1

практикум

творч. работа

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов"

14

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему

Торкунова Т.В. Как писать сочинение

15

Сочинение-рассуждение на нравственно- этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.

1


лекция

рабочие листы

Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему

Торкунова Т.В. Как писать сочинение

16

Сочинение-рассуждение в научном стиле.


1

семинар

карточки-задания для анализа

Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста"

17

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.


1

лекция

рабочие листы

Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему

Торкунова Т.В. Как писать сочинение


18

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.


1

семинар

карточки-задания для анализа

Л.Осемнук Основы культуры речи

19

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.

1


семинар

карточки-задания для анализа

Л.Осемнук Основы культуры речи

20

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

М.Сенкевич Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование

21

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.


1

лекция

рабочие листы

Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему

Торкунова Т.В. Как писать сочинение

22

Сочинение рифмованного текста-лимерика.


1

семинар

карточки-задания для анализа

Л.Осемнук Основы культуры речи

23

Сочинение на основе фантастической гипотезы.

Час общения с литературными героями.


1

лекция

рабочие листы

Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева

От анализа текста к изложению (11 часов)

24

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.

1


лекция

конспект

В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом"

25

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.


1

практикум

конспект

В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом"

26

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в

художественном стиле.


1

семинар

комментарий к анализу

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов"

27

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской

позиции.


1

лекция

рабочие листы

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов

28

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.

1


семинар

алгоритм анализа

Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений"

29

Рассказ от лица животного.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

М.Сенкевич Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование

30

Анализ сочинения. Редактирование языковых

средств.

1


лекция

рабочие листы

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов

31

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).

1


семинар

карточки-задания для анализа

Л.Осемнук Основы культуры речи

32

Составление речевой характеристики комических персонажей.


1

лекция

рабочие листы

Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста"

33

Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).


1

лекция

рабочие листы

Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста"

34

Зачетная творческая работа. Написание

сочинений разных жанров.


1


творческая работа



ИТОГО

34








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Текст как результат речевой деятельности. Стили и типы речи (6 часов)

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.

Текст и его место в системе языка и речи. Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Текст (высказывание) как единица общения. Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста. Грамматическая связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца. Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.

Понятие о стилях и типах речи. Особенности разных типов речи.

Повествование. Описание. Рассуждение. Стиль речи и речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования, назначение.. Признаки публицистического стиля, основные жанры.

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные признаки.

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).

Деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные признаки.


Сочинение как жанр литературного творчества (17 часов)

Сочинение-описание помещения в художественном и официально- деловом стилях. Описание как тип речи. Описания помещения. Примеры из литературных произведений. Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. Фразеологический оборот. Пунктуация при фразеологическом обороте. Употребление оборота в сюжете рассказа.

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.

Описание как тип речи. Тургеневские пейзажи. Особенности пейзажных зарисовок.

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле. Рассуждение проблемного характера. Сочинение – рассуждение. Проблема – сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий рассуждения. Тезис. Аргумент. Дискуссия. Сочинение “Что такое доброта и милосердие?”

Сочинение-рассуждение в научном стиле. Особенности научного стиля. Рассуждение проблемного характера. Тезис, аргумент, вывод.

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.

Композиция художественного произведения. Особенности юмористических рассказов. Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле

Композиция художественного произведения. Особенности «страшных» рассказов. Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. Композиция художественного произведения. Особенности рассказов по сюжетным картинкам. Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле. Особенности художественного стиля. Работа с художественным текстом, анализ изучения структуры сюжета. Написание сочинения - рассказа по данному началу.

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. Элементы анализа литературного произведения. Рецензия. Цель отзыва: поделиться впечатлениями о книге, привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. Публицистический стиль. Статья в стенгазету.

Сочинение рифмованного текста-лимерика. Особенности жанра, языковых средств жанра. Написание сочинения в заданном жанре.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями. Особенности написания сочинения с элементами фантастики. Герои фантастических произведений. Написание сочинения с элементами фантастики.


От анализа текста к изложению (11 часов)

Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств. Написание изложения в заданном стиле. Лексические средства.

Редактирование. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие.

Основные признаки художественной речи: образность, использование изобразительно- выразительных средств языка (лексические, синтаксические: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и др.).

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.Общие признаки официально-делового стиля речи, типичные ситуации и задачи стиля, языковые средства. Основные признаки стиля. Тексты официально-делового стиля и жанров. Написание изложение в заданном стиле.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. Общие признаки художественного стиля и повествовательного типа речи, типичные ситуации и задачи стиля, языковые средства.

Основные признаки стиля. Тексты художественного стиля и жанров. Написание изложение в заданном стиле.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. Повествование как тип речи, умение включать элементы описания. Художественный стиль в описании.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. Повествование как тип речи, умение включать элементы описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. Особенности разговорного стиля.

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. Повествование как тип речи. Изменение лица. Авторская позиция. Написание изложения с изменением лица.

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность. Определение типа ошибок и их исправление. Предупреждение типичных ошибок, встречающихся в диалогах и монологах.

Рассказ от лица животного. Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица. Хронология событий.

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья). Требования, предъявляемые к жанрам. Показать наиболее характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека. Написание сценки, рассказа, статьи (на выбор).

Составление речевой характеристики комических персонажей. Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве). Путешествие по страницам любимых произведений. Сопоставление литературных героев с реальными людьми. Сравнительная характеристика героев.

Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров. Написание сочинения на выбранную тему. Анализ сочинения. Недостатки и достоинства сочинения.


Календарно-тематическое поурочное планирование курса

«Стили и жанры русского литературного языка»


Название темы

Теория

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт ученика

Дата

Текст как результат речевой деятельности. Стили и типы речи (6 часов)

1

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.

1


Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний

конспект

8.09

2

Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.

1


лекция

конспект

15.09

3

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.


1

практикум

схемы

22.09

4

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).


1

лабораторная работа

тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.

29.09

5

Изложение адаптированного текста с

последующим редактированием лексических средств.


1

практикум

конспект

6.10

6

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.


1

семинар

практическая работа.

13.10

Сочинение как жанр литературного творчества (17 часов)

7

Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.

1


Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.


Конспект

20.10


8

Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

1


Лекция с элементами беседы.

Работа со словарями.

Задание, заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы)

27.10

9

Жанровая классификация сочинений. Сочинения-повествования, сочинения-описания. Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.

1


Лекция с элементами беседы.

конспект

10.11

10

Сочинение-описание помещения в

художественном и официально-деловом стилях.


1

практикум

комментарий к анализу, алгоритм анализа

17.11

11

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся


1

практикум

защита творческих работ.

24.11

12

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.


1

практикум

творч. работа

1.12

13

Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.

Написание сочинения -сравнительной характеристики литературных персонажей.


1

практикум

творч. работа

8.12

14

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

15.12

15

Сочинение-рассуждение на нравственно- этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.

1


лекция

рабочие листы

22.12

16

Сочинение-рассуждение в научном стиле.


1

семинар

карточки-задания для анализа

12.01

17

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.


1

лекция

рабочие листы

19.01

18

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.


1

семинар

карточки-задания для анализа

26.01

19

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.

1


семинар

карточки-задания для анализа

2.02

20

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

9.02

21

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.


1

лекция

рабочие листы

16.02

22

Сочинение рифмованного текста-лимерика.


1

семинар

карточки-задания для анализа

23.02

23

Сочинение на основе фантастической гипотезы.

Час общения с литературными героями.


1

лекция

рабочие листы

1.03

От анализа текста к изложению (11 часов)

24

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.

1


лекция

конспект

8.03

25

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.


1

практикум

конспект

15.03

26

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в

художественном стиле.


1

семинар

комментарий к анализу

5.04

27

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской

позиции.


1

лекция

рабочие листы

12.04

28

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.

1


семинар

алгоритм анализа

19.04




29

Рассказ от лица животного.


1

лабораторная работа

методические рекомендации к анализу

26.04

30

Анализ сочинения. Редактирование языковых

средств.

1


лекция

рабочие листы

3.05

31

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).

1


семинар

карточки-задания для анализа

10.05

32

Составление речевой характеристики комических персонажей.


1

лекция

рабочие листы

17.05

33

Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).


1

лекция

рабочие листы

20.05

34

Зачетная творческая работа. Написание

сочинений разных жанров.


1


творческая работа

24.05


ИТОГО

34













Контрольно-измерительный материал


Работа с текстом

ФОРМУЛИРУЕМ ТЕЗИС. ПРИВОДИМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

1. Превратите предложение в аргумент: раскройте мысль так, чтобы исходное предложение стало аргументом к какому-либо тезису. Для связи частей высказывания используйте слова: поэтому; вот почему; неудивительно, что; отсюда следует; именно из-за этого; а приводит к тому, что…

Образец: Вчера выпал снег. – Вчера выпал снег, поэтому сегодня транспорт в городе ходит плохо.

А. Современные школьники много времени проводят за компьютером.

Б. Надо уметь писать грамотно.

В. В наше время необходимо знание иностранных языков.

Г. Надо уметь грамотно общаться.

Д. В последние годы на Земле меняется климат.

2. Вежливо не согласитесь, приведя свой аргумент.

Образец: Павел много читает. – Павел много читает, но, к сожалению, только об автомобилях.

А. Он талантливый футболист,

Б. Он хорошо играет на скрипке,

В. Хорошо жить в городе,

Г. Шоколадные конфеты очень вкусные,

3. Прочитайте текст и осмыслите его содержание с помощью специальных значков, символов, подчѐркиваний. Например: ? – сомнение, вопрос !!! – важно, обратить внимание ! – хорошо, интересно ( ) – выписать


Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей среды и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. Человек владеет словом. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает мир, природу, самого себя. Слово, по выражению Максима Горького, «одежда всех фактов, всех мыслей».

Слово – это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов.

«Слово» – одно из древнейших слов. Когда-то оно было родственно со словами слава, слыть, слух, слушать. Даже сейчас мы можем уловить отдалѐнную связь между этими «родственниками».

Автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни». (В.Иванова, Г.Панов, З.Потиха «Тайны родного языка»)


А. Составьте два-три вопроса по тексту, на которые вы хотели бы получить ответ.

Б. Напишите, какая информация показалась вам наиболее интересной.

В. Составьте план текста.

4. Раскройте смысл приведённых утверждений.

А. Толковый словарь – наш помощник, потому что

Значит,

Б. Чтение – вот лучшее учение (А.С. Пушкин).

Во-первых,

Во-вторых,

В-третьих,

Таким образом,

В. История – очень важная наука, так как

Вот почему …


Абзац. Микротема текста.

1. Прочитайте заглавия статей из различных изданий. Распределите их по графам таблицы. Дополните графы своими примерами.

 «Человек без родины – что соловей без песни»,

 «Природа – кладовая здоровья»,

 «Чтение – вот лучшее учение»,

 «Великие музеи мира»,

 «История далѐкой страны, еѐ прошлое и настоящее»,

 «Владимир Иванович Даль – прекрасный знаток русской словесности»,

 «Как составить план текста»,

 «Искусство составления букета»,

 «Несловесные средства общения»,

 «Глагол – самая «живая» часть речи»,

 «Заповедные места России»,

 «Жизнь слова в чужом языке»,

 «Доброе дело само себя хвалит»,

 «Хорошая дружба крепче каменных стен»,

 «О вкусной и здоровой пище»,

 «Путешествие в слово»,

 «Жилище древних славян»,

 «Лето, буйное лето…»,

 «Архитектура России»,

 «Какие люди есть!»,

 «Художник-иллюстратор детской книги»


Заголовок, отражающий тему текста …

Заголовок, отражающий основную мысль текста …


2. Прочитайте тексты. Озаглавьте их. С помощью условного обозначения Z разделите тексты на абзацы. Озаглавив каждый абзац, составьте план текста.

Душно. Клонит ко сну. Ласточки неспокойны, носятся над землѐй так низко, что их можно ловить сачком. И вдруг хлынул дождь. Крупные тѐплые капли сплошь покрыли землю, смыли бархатистую пыль с листвы, которая засверкала ярким изумрудом. Всѐ кончилось так же быстро, как и началось. Какой чистый, прозрачный, светлый, душистый воздух после дождя! Я очень люблю дождь!

1.

2.

3.

Всем известны басни – короткие занимательные рассказы, где действуют не только люди, но и животные, различные предметы. Однако басня не сказка. Изображая животных, птиц, растения, баснописец высмеивает пороки, слабости людей, борется за правду и справедливость… Главная мысль басни всегда серьѐзна. Автор высказывает еѐ в форме нравоучительного вывода, который даѐтся обычно в начале или в конце басни и называется моралью. Таким образом, басня – небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

1.

2.

3.

4.

5.

Туристическая поездка – это новые люди, новые места и новые песни. Это удивительная встреча с природой: чистая родниковая вода, роса на рассвете, долгий вечерний костѐр. Всѐ это делает туристический поход надолго запоминающимся событием. В походе необходимы спортивная выносливость, дисциплинированность, чувство локтя. Свои желания и привычки необходимо подчинить общим, здесь нельзя обособиться, высказывать недовольство условиями быта или едой. Как правило, все туристы – любители природы, но чаще всего беречь природу не хотят либо просто об этом не думают. Поэтому в правилах культуры поведения туриста один из основных пунктов – бережное отношение к природе, еѐ лесам, полям, рекам, озѐрам.

1.

2.

3.

4.

Работа по анализу текста

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и  беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.


(С. Михалков)

А1. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?

1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.

2) Человек без чувства юмора несчастен.

3) Без чувства юмора человеку легко прожить.

4) Чувство юмора помогает человеку в трудные минуты жизни.

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, рассуждение

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение       2) метафора       3) сравнение       4) фразеологизм

А 4. Какой частью речи является слово БЕСЦЕННО (предложение № 5)?

1) краткое причастие   2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН)  из предложения №  3?

1) обидчивый        2) думающий      3) кажущийся       4) всего опасающийся

В 1. Найдите в тексте личное местоимение 3 лица, стоящее в творительном падеже. Выпишите его.

В 2. Из предложения № 9 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является В МИНУТЫ.

В 3 Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.

В 4. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера.

В 5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7. Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения, напишите их номера.

Вариант № 2.

1. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом,  уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени.

2. Благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.

3. Трудно сказать,  когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться.

4. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается со всеми временами года.

5.  Храм возвышается среди волн,  как белоснежный лебедь.

6. Сменяются поколения,  а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов.

7. Любуясь Покровом на Нерли,  думаешь об истории храма,  о веках, пронёсшихся над его стенами.

8. Храм посвящается Покрову Богородицы,  которая,  по старинному поверью,  держала в руках плат – покров,  защитив город от врагов.       (По Е.И.Осетрову.)

А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 5                     4) 8

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, рассуждение

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  5?

1) олицетворение       2) метафора       3) сравнение       4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово ТРУДНО (предложение № 3)?

1) краткое причастие   2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова БЛАГОРОДНЫЙ  из предложения №  2?

1. высоконравственный, честный                        2) дворянского происхождения  

 3) исключительный по своим качествам, изяществу           4) почтительный    

В1.  Найдите в тексте притяжательное местоимение.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 1 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПО ВОЛНАМ.

В3.  Из предложения № 7 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте предложения, в которых есть  обособленные определения, напишите их номера.

В5. Найдите в тексте предложения, в которых есть  обособленные обстоятельства, напишите их номера.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 3

 1) Однажды Ваня принёс маленькую берёзку, выкопанную с корнем.  

2) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и посадили в него маленькую берёзу.

 3) В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

4) Как-то ночью пришёл первый заморозок.

 5) Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

6) Зайдя рано утром в комнату, я посмотрел на нашу берёзу.

7) Почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

8) Комнатная теплота не спасла берёзу.

9) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.

А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 3                     4) 8

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, повествование

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение          2) метафора          3) сравнение          4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово ДОВЕРХУ (предложение № 2)?

1) существительное      2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) местоимение

А 5. Каково лексическое значение слова ОТСТАВАТЬ  из предложения №  9?

1. оставаться позади                     2) опаздывать  

 3) быть несовременным              4) стоять на более низком уровне развития  

В1. В предложениях № 1 – 5 найдите  неопределённое  местоимение.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ЗА НОЧЬ.

В3.  Из предложения № 8 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте простое предложение, осложнённое   обособленным определением, напишите его номер.

В5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое   обособленным обстоятельством, напишите его номер.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 4.

(1) Когда случается беда, настоящий человек отдаёт свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя.

(2) В одном из сёл в Красноярском крае загорелся дом.

(3) В нём находились дети, оставленные родителями без присмотра.

(4) Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда... (5) Страшно подумать, что могло бы произойти с детьми.

(6) К счастью,  пламя и дым, валившие  из окон горевшего дома, увидел соседский парнишка.

(7) Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашёл под кроватью мальчика.

(8) Он же вызвал пожарных и скорую помощь.

(9) Благодаря грамотным действиям подростка детей удалось спасти.

А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?

1)  1                2) 2                3) 5                     4) 9

А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, повествование

3) публицистический стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении №  9?

1) олицетворение          2) метафора          3) сравнение          4) эпитет

А 4. Какой частью речи является слово СТРАШНО (предложение № 5)?

1) существительное      2) краткое прилагательное  

3) наречие                     4) слово состояния

А 5. Каково лексическое значение слова СБИТЬ  из предложения №  4?

1. заставить упасть                    

2) отклонить от правильного пути  

3) убавить, снизить, свести к минимуму  

4) ударами соединить, собрать вместе  

В1.  Найдите в тексте производный предлог.  Выпишите его.

В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПОТОМ.

В3.  Из предложения № 9 выпишите грамматическую основу.

В4.  Найдите в тексте предложения, осложнённые   обособленными определениями, напишите их номера.

В5. Найдите в тексте предложения, осложнённые   обособленными обстоятельствами, напишите их номера.

В 6.  Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

В 7.  Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.

Вариант № 5.

1) На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года.

2) Этот дом, безусловно, знаком москвичам и гостям столицы.

3) Здесь находится музей Пушкина.

4) В начале XIX века это был гостеприимный литературный дом, куда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков.

5) Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина.

6) В музее вы увидите произведения прославленных русских художников: портреты современников Пушкина, пейзажи, картины из частной жизни.

7) Переходя из зала в зал, погружаешься  в неповторимую атмосферу эпохи, тесно связанной с именем русского гения.

 А1. Определите стиль и тип речи данного текста.

1. художественный стиль, повествование

2 художественный стиль, описание

3. публицистический  стиль, рассуждение

4. публицистический стиль, описание

А2. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений:

 1. здесь находится       2. увидите произведения  

 3. был дом                    4. знаком москвичам и гостям

А3. В каком варианте ответа дано верное лексическое значение слова ЧАСТНЫЙ (из предложения № 6)

1. не типичный  

2. личный, не общественный

3. принадлежащий  отдельному лицу  

4. являющийся отдельной частью чего-либо

А4. В каком предложении есть цельное словосочетание?

            1. 1                  2. 3                  3. 5               4. 7

В1. Определите способ связи слов в словосочетании ТЕСНО СВЯЗАННОЙ (предложение № 7)

В2. Из предложения № 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

В3. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством и обособленным определением.

В4. Укажите номер простого предложения с вводным словом.

В5. Найдите и выпишите из текста неопределённое местоимение.

В6. В каком предложении сказуемое является составным именным? Запишите номер этого предложения.

В7. Укажите номер простого предложения, осложнённого однородными дополнениями с обобщающим словом.


Работа над сочинением по шаблону:

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_________________________.
Речь человека может быть как ____________, так и ________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно, если______________________________,
то_______________________________.
И наоборот, если_____________,
то________________________________.
Я считаю, что
____________________, и тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Список основной литературы для учителя


1. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»(Сост. Т.А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. 3-е изд., перераб. - М., 1996 г.).

2. Толкачёва Н Н. Элективный курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров»: Методический блок для педагогов элективного курса. Барнаул., 2006г.

3. Никольская С. А. Сочинения- рецензии (Материалы для факультативных занятий по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров») /Рус. яз. в школе.-1995.- №6

4. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста.-3-е изд., испр. и доп. -М,2002.

5. Система обучения сочинениям в 5-8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской, -3-е изд. -М.,2001 г.

6. Васильева О., Пахомова С. Как писать экзаменационное сочинение. С-П.: С.-П. ГУ, 1996.

7. Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.

8. .Айзерман Л. С. Школьник пишет сочинение. М.: Просвещение, 1977.

9. Коктев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. Ь.: «Школа-пресс», 1994.

10. Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. М.:, 1990.

11. Обернихина Г. А. Как писать сочинение. М.: издательство РИПКРО, 1989.

12. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему М.: Аркти, 1998.

13. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М.: Просвещение, 1986.

14. Сочинение: практическое пособие. М.: Московский лицей, 1996.

15. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 1997.

16. Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. М.: Просвещение, 1987.

17. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

18. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

19. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

20. Петрановская Л. «Как я провёл лето» по-новому // Русский язык. – 2001. –

21. Собольцева Н. Сочинение без проблем / http://www.detvora74.ru/

22. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

23. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12




Список литературы для учащихся:

1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория" - М.: Просвещение, 2012.

2. С.И.Львова, В.В.Львов "Русский язык". 8,9 кл. - М.:Мнемозина, 2013.

3. Е.И.Никитина "Русская речь" - М.: Просвещение, 2012.

4. Развивайте дар слова. Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров» (Сост. Т.А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. 3-е изд., перераб. - М., 2000 г).



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!