СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа по родному языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего  (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования, Программы к учебнику по русскому языку для 5 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Данная рабочая программа для 5 класса по предмету «Родной язык (русский)»

 составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (новая редакция), в котором определены цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература».

 

  Основная цель родного языка в 5 классе

Пункт 12.2 проекта ФГОС ООО гласит, что изучение предметной области

 «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Исходя из этого, цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных  норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Достижение цели предполагает решение частных задач:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).

Изучение родного языка в 5 классе должно обеспечить:

Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.

 

Общая характеристика учебного предмета:

 Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

 Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Формы обучения:

  Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.

    Методы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос;  фронтальный опрос;  
  • выборочная проверка упражнения; взаимопроверка;  самоконтроль;
  • различные виды разбора;                                                                                                      
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;            
  • письмо под диктовку;  
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Логические связи данного предмета с другими предметами.

В школе изучается в основном родной литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи родного языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении родному языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).

 

Место предмета

На изучение предмета отводится 17 часов (0,5 час в неделю) в первом полугодии 2019-2020 учебного года.

Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;

5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;

6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.

 

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников,
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
  • передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог  — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание разделов курса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической,  грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
  • Взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
  • Роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
  • Имена выдающихся ученых-лингвистов;
  • Типы языковых норм;
  • Источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства;
  • Лингвистические термины.

Учащиеся должны уметь:

Говорение и письмо

  • Создавать высказывания на лингвистическую тему;
  • Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах близко к тексту, сжато, выборочно, с изменениями последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
  • Соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
  • Оценивать аудированноесообщение  на лингвистическую тему;
  • Выявлять подтекст;
  • Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • Создавать тексты различных публицистических жанров;
  • Писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
  • Принимать участие в диспуте, дискуссии;
  • Составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

Аудирование и чтение

  • Владеть разными видами чтения и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
  • Извлекать необходимую информацию из разных источников;

Анализ текста и языковых единиц

  • Выполнять все виды разбора;
  • Анализировать особенности употребления основных единиц языка;
  • Анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения

  • Коммуникативные;
  • Интеллектуальные;
  • Информационные;
  • Организационные.

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

  • Речевые умения и навыки;
  • Умения выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний;
  • Умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;
  • Умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Родной язык, 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

 
 

Раздел 1. Язык и культура

 

5

 

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

 

1

 

2

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и традиционного русского быта

 

1

 

3

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

 

1

 

4

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

 

1

 

5

О чём может рассказать имя

 

1

 

Раздел 2.  Культура речи

 

4

 

6

Современный русский язык. Нормы произношения и ударения

 

1

 

7

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

 

1

 

8

Речь правильная. Основные грамматические нормы

 

1

 

9

Речевой этикет: нормы и традиции

 

1

 

Раздел 3. Речь. Текст

 

8

 

10

Язык и речь. Средства выразительности устной речи

 

1

 

11

Текст и его строение

 

1

 

12

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

 

1

 

13

Средства связи предложений и частей текста

 

1

 

14

Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль

 

 

 

15

Публицистический стиль

 

1

 

16

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ

 

1

 

17

Итоговое занятие. Защита проектов

(рассказ на одну из предложенных тем)

 

1

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Родной язык 5 класс»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по родному языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования, Программы к учебнику по русскому языку для 5 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Данная рабочая программа для 5 класса по предмету «Родной язык (русский)»

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (новая редакция), в котором определены цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература».



Основная цель родного языка в 5 классе

Пункт 12.2 проекта ФГОС ООО гласит, что изучение предметной области

«Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Исходя из этого, цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Достижение цели предполагает решение частных задач:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.

  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.

  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).

Изучение родного языка в 5 классе должно обеспечить:

Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.



Общая характеристика учебного предмета:

 Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

 Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Формы обучения:

  Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.

    Методы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос;  фронтальный опрос;  

  • выборочная проверка упражнения; взаимопроверка;  самоконтроль;

  • различные виды разбора;                                                                                                      

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;            

  • письмо под диктовку;  

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Логические связи данного предмета с другими предметами.

В школе изучается в основном родной литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи родного языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении родному языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).


Место предмета

На изучение предмета отводится 17 часов (0,5 час в неделю) в первом полугодии 2019-2020 учебного года.

Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;

  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;

  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;

  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;

5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;

6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.



Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников,

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и

  • передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог  — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание разделов курса:

























Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • Взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

  • Роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

  • Имена выдающихся ученых-лингвистов;

  • Типы языковых норм;

  • Источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства;

  • Лингвистические термины.

Учащиеся должны уметь:

Говорение и письмо

  • Создавать высказывания на лингвистическую тему;

  • Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах близко к тексту, сжато, выборочно, с изменениями последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

  • Соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

  • Оценивать аудированноесообщение на лингвистическую тему;

  • Выявлять подтекст;

  • Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

  • Создавать тексты различных публицистических жанров;

  • Писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

  • Принимать участие в диспуте, дискуссии;

  • Составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

Аудирование и чтение

  • Владеть разными видами чтения и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

  • Извлекать необходимую информацию из разных источников;

Анализ текста и языковых единиц

  • Выполнять все виды разбора;

  • Анализировать особенности употребления основных единиц языка;

  • Анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения

  • Коммуникативные;

  • Интеллектуальные;

  • Информационные;

  • Организационные.

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

  • Речевые умения и навыки;

  • Умения выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний;

  • Умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;

  • Умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра.

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Родной язык, 5 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1. Язык и культура


5

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности


1

2

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и традиционного русского быта


1

3

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение


1

4

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки


1

5

О чём может рассказать имя


1

Раздел 2. Культура речи


4

6

Современный русский язык. Нормы произношения и ударения


1

7

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы


1

8

Речь правильная. Основные грамматические нормы


1

9

Речевой этикет: нормы и традиции


1

Раздел 3. Речь. Текст


8

10

Язык и речь. Средства выразительности устной речи


1

11

Текст и его строение


1

12

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения


1

13

Средства связи предложений и частей текста


1

14

Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль



15

Публицистический стиль


1

16

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ


1

17

Итоговое занятие. Защита проектов

(рассказ на одну из предложенных тем)


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!