РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Горбаченко А.В.
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького»
Руководитель: Родоманская Е.И.
Аннотация: Данная тема является одной из актуальных проблем в настоящее время. Задача современного образования заключается в формировании универсальных учебных действий, которые помогут школьникам саморазвиваться и самосовершенствоваться. А именно коммуникативные способности смогут проявить умения слушать и слышать партнера, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, младшие школьники.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивного общения между учащимися и между учениками и учителем. Коммуникативные УУД формируются, когда обучающиеся учатся отвечать на вопросы, слушать одноклассника, вести диалог, пересказывать сюжет и т.д.
Младший школьный возраст - благоприятный период для формирования коммуникативных навыков, ему придается большое значение, поскольку именно в начальной школе у детей развиваются навыки социального общения. [1:157]
Общение у детей во многом определяется учителем через организацию образовательного процесса. Образовательная деятельность способствует созданию и сплочению групп, имеющих общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен и неоднозначен. Младшие школьники отличаются друг от друга своими интересами, взглядами, навыками и умениями. Поэтому каждый из них по-разному входит в систему коллективных отношений.
В. Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Так же он подчеркивает, что общение необходимо для благополучного процесса деятельности во взаимодействии людей. [2:594]
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников приводит к формированию коммуникативной компетентности. Тогда возникает вопрос, а что такое коммуникативная компетентность?
Коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации и т. д. [3:72]
Коммуникативная компетентность учащихся состоит из многих компонентов, а её формирование требует активного введения самых различных форм сотрудничества и коммуникации как в контексте собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий. [3:88]
Но что именно относится к коммуникативным универсальным учебным действиям?
1. Общение – это умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления.
2. Совместная деятельность - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели в стандартной ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. [4:24]
Таким образом, развитие универсальных учебных действий это один из главных компонентов в образовательной системе. Также как и развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках в начальной школе играет важную роль в формировании ребенка как личности. То есть это не только привносит разнообразие в образовательную деятельность, но и способствует формированию многих полезных личностных качеств учащихся, а также навыков и способов деятельности, которые им понадобятся в будущем.
Библиографический список
Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101198/ (дата обращения: 12.11.2023).
Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71280/ (дата обращения: 12.11.2023).
Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. —18ВК 978-5-09-020588-7.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. N 64100