Доклад на тему
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников»
Учитель Полинова Т. В.
Одним из важнейших направлений развития образования в нашей стране является сохранение и постоянный рост её интеллектуального потенциала, способного к реализации всего комплекса реформ, проводимых правительством.
В условиях преобразования нашего общества углубляется перестройка школы, призванная обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся. Развитие младшего школьника – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий ( действия в «уме») и рефлексия ( умение рассматривать и оценивать свои собственные действия ).
Как показывает практика работы в школе, учителя используют приёмы и методы развития умственных действий, но эта работа ведётся непоследовательно, в ней нет системности. Учителя испытывают затруднения в организации процесса развития мыслительных операций, у учеников наблюдается низкий уровень сформированности умения сравнивать, анализировать, обобщать. Обучение чаще всего сводится к формированию знаний, умений и навыков путём подачи материала в «готовом» виде, что не способствует развитию мышления школьников. На современном этапе развития педагогической науки и практики, проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию учащихся, является одной из самых актуальных.
Вот поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты над-предметного обще-учебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются обще-учебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала, роль ученика в получении знаний, ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет, изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он является его соучастником.
Любой этап урока можно сделать ярким, динамичным, развивающим, любознательным, используя технические средства обучения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Например, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с новым звуком и буквой его обозначающим, учащимся предлагается, используя интерактивную доску, объёмный звук, задание, в котором необходимо выделить в трёх картинках то, чем они похожи, учащиеся выясняют, что слова состоят из трёх звуков, и в каждом из слов есть звук «ы».
На уроке письма с помощью презентации учащимся в доступном для них темпе можно показать элементы написания той или иной буквы.
Применение мультимедийных технологий позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы.
Таким образом, основная цель начального обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи учебной деятельности, внеурочной деятельности, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать ЧЕЛОВЕКОМ, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных способностей младших школьников»»
МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3»
Доклад на тему
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников»
Учитель Полинова Т. В.
Г.Городовиковск, 2017
Одним из важнейших направлений развития образования в нашей стране является сохранение и постоянный рост её интеллектуального потенциала, способного к реализации всего комплекса реформ, проводимых правительством.
В условиях преобразования нашего общества углубляется перестройка школы, призванная обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся. Развитие младшего школьника – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий ( действия в «уме») и рефлексия ( умение рассматривать и оценивать свои собственные действия ).
Как показывает практика работы в школе, учителя используют приёмы и методы развития умственных действий, но эта работа ведётся непоследовательно, в ней нет системности. Учителя испытывают затруднения в организации процесса развития мыслительных операций, у учеников наблюдается низкий уровень сформированности умения сравнивать, анализировать, обобщать. Обучение чаще всего сводится к формированию знаний, умений и навыков путём подачи материала в «готовом» виде, что не способствует развитию мышления школьников. На современном этапе развития педагогической науки и практики, проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию учащихся, является одной из самых актуальных.
Вот поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты над-предметного обще-учебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются обще-учебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала, роль ученика в получении знаний, ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет, изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он является его соучастником.
Любой этап урока можно сделать ярким, динамичным, развивающим, любознательным, используя технические средства обучения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Например, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с новым звуком и буквой его обозначающим, учащимся предлагается, используя интерактивную доску, объёмный звук, задание, в котором необходимо выделить в трёх картинках то, чем они похожи, учащиеся выясняют, что слова состоят из трёх звуков, и в каждом из слов есть звук «ы».
На уроке письма с помощью презентации учащимся в доступном для них темпе можно показать элементы написания той или иной буквы.
Применение мультимедийных технологий позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы.
Таким образом, основная цель начального обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи учебной деятельности, внеурочной деятельности, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать ЧЕЛОВЕКОМ, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.