СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Использование курса внеурочной деятельности "Образ и мысль" для развития коммуникативных способностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ 

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, А. С. Валявского, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, и другие. Младший школьный возраст, как показывает практика, наиболее благодатный для создания игровых ситуаций, сказкотерепии и других нетрадиционных методов для воспитания не только хороших слушателей, но и грамотно говорящих детей. . Особая трудность в обучении связной речи – как донести до слушателей свой замысел.

Это важно для взаимопонимания не только в игре, учебе, но и в дальнейшей жизни. ведь степень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.   Коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одной из программ внеурочной деятельности, направленной в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, является программа «Образ и мысль». Технология которой разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. ... Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.

Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.

В основе технологии заложены следующие идеи:

1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.

2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.

3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.

4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).

5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.

6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.

7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.

8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».

9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.

10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.

Стратегия вопросов:

1. Кто, что? Объект.

2. Когда? Время.

3. Где? Пространство.

4. Как? Образ действия.

5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.

Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста. Но не всегда существует преемственность между дошкольным учреждением и школой. Это на мешает приступить к обучению с 1 класса. Благодаря постепенному введению вопросов, воспитанники имеют возможность присоединится к диалогу на любом удобном для него этапе. Формулируя свои мысли, они добиваются понимания со стороны слушателей, корректируют свои высказывания. Принятия любой доказанной версии, снимает неуверенность и боязнь высказаться. Все это направленно в свою очередь на развитие коммуникативных способностей младших школьников в частности во внеурочной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!