СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

     Направление программы: Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

     Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности.

     Программа ориентирована на школьников подросткового возраста 10-13 лет и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

     Программа ориентирована в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в программу его деятельность проведения членами клуба научно-познавательных занятий для учащихся младших классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися начальных классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной  направленности позволяет подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя. Важный социальный опыт школьник приобретёт в процессе проведения совместных со студентами вузов научных конференций.

     Занятия могут быть связаны с деятельностью детско-взрослых интеллектуальных клубов, что также может усилить их воспитательный потенциал. Для этого педагогам необходимо стремится к образованию в рамках таких клубов привлекательных для ребят детско-взрослых общностей, с членами которых тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировался благопристойный образ жизни. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.

     Предлагаемый факультатив по теме: «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 7-8 классов, которым интересна проектная деятельность (объёмом 136 часов). Данная программа является продолжением факультатива «Решение проектных задач» для 5-6 классов.

     Когда и где формировать у школьников специальные знания и развивать умения и навыки необходимые в проектной работе:

 умение видеть проблемы;

 умение ставить вопросы;

 умение выдвигать гипотезы;

 умение давать определение понятиям;

 умение классифицировать;

 умение наблюдать;

 умения и навыки проведения экспериментов;

 умение делать выводы и умозаключения;

 умение структурировать материал;

 умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?

     Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную деятельность ребят, где целью познавательных действий обучающихся является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. 

     На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая,  исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

     Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию проектной деятельности Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной деятельности основной школы.

     Чтобы продолжить работу с детьми 7-8 классов к полноценной проектной деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также во внеурочное время.

     Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим  самостоятельно достигнутый результат. 

     Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.

 

Актуальность данного факультатива

     Особую роль проектные и исследовательские задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных и исследовательских задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

     В процессе проектной и исследовательской работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.

     Проектная и исследовательская деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

     Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

     Следовательно, факультатив «Проектная  деятельность учащихся» будет являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

     Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.

 

Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной и исследовательской деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.

Программа курса составлена с учетом психологических особенностей учащихся среднего звена их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 7-8 классов.

 

Проведение курса направлено на достижение следующих  целей:

 

  • Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
    • Освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолеть трудности;
    • Освоение научной картины мира, понимание роли и знания науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:
    • Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
    • Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта исследования;
    • Технологий анализа и инновационного потенциала продукта до момента начала создания;
  • Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе:
    • Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
    • Владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей освоения Программы организационно-методическогое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

  • В отношении обучающихся:
    • Обучение целеполагание, планированию и контролю;
    • Овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
    • Обучение методам творческого решения проектных задач;
    • Формирование конструктивного отношения к работе;
    • Создание  дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
  • В отношении учителя:
    • Применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
    • Поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
    • Обучение приёмам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
    • Владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

  1. Доступности – знание проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника.
  2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
  3. Наглядности или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
  4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
  5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.
  6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.

Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так как именно она в ходе учебной проектно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

Важнейшие личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • любовь и интерес к своей местности, своему региону;

Образовательные результаты:

  • овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-УУД, формируемые при изучении курса:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя и свою работу, вести дискуссию;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты:

  1. Овладение основами картографической грамотности;
  2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  3. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов

 

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

 

            Самым главным методом проведения факультативных занятий будет метод проектов.

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся - «продукта» (мини-проекты). Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Учителем могут использоваться

• общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение,  обобщение, классификация)

• эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

•   презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

 

Материально-технические условия реализации программы.

 

  Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:

  • кабинета;
  • ТСО;
  • компьютера;
  • мультимедийного проектора;
  • экрана.

 

Содержание деятельности

 

  1. Введение в проектную и исследовательскую деятельность (10 часов).

 Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

  1. Ознакомление с разными видами проектов (14 часов).

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.

  1. Теоретические основы создания проекта (10 часов).

Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов

  1. Работа над проектом. Исследовательский проект (68 часов).

Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор  методов исследования; работа над проектами.

  1. Защита проектов (30 часов)

       Воплощение в жизнь поставленных задач;

•        Работа в программе Power Point;

•        Работа в программе Publisher;

•        Составление таблиц, диаграмм;

  • Написание  рефератов;

 

  1. Рефлексия (4 часа).

       Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности.

       Сильные и слабые стороны работы над проектом.

 

 

Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением старшеклассников и педагогов школы. Беседы членов НОУ со старшеклассниками и преподавателями о научной работе.

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание учебного материала

Количество

часов

Введение в проектную и исследовательскую деятельность (10 часов)

1

 

Что такое метод проектов.

1

2

 

История развития проектного метода.

1

3-5

 

Классификация проектов.

3

6

 

Проблемы исследования, выявление его актуальности.

1

7-8

 

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.

2

9-10

 

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

2

Ознакомление с разными  видами проектов (14 часов)

11-12

 

Информационные проекты

2

13-14

 

Игровые проекты

2

15-16

 

Ролевые проекты

2

17-18

 

Прикладные проекты

2

19-20

 

Социальные проекты

2

21-22

 

Учебно-исследовательские проекты

2

23-24

 

Инженерные проекты

2

Теоретические основы создания проекта и исследовательского проекта (49 часов)

Теоретические основы проекта (22 часа)

25-26

 

Что такое проектный продукт

2

27-28

 

Требования к целям и содержанию проекта

2

29-30

 

Структура проекта

2

31-32

 

Требования к оформлению проекта

2

33-34

 

Работа над содержанием проекта

2

35-36

 

Календарный план работы над проектом

2

37-38

 

Выбор темы (игрового, тренировочного, информационного, прикладного, социального проектов)

2

39-40

 

Определение результата

2

41-42

 

Составление плана работы

2

43-44

 

Подготовка черновика

2

45-46

 

Защита проекта

2

Теоретические основы исследовательского проекта (27 часов)

47-48

 

Основы научного знания и теоретической науки

2

49-50

 

Особенности научного исследования

2

51-52

 

Особенности учебного исследования

2

53-54

 

Основополагающие принципы естественнонаучного исследования

2

55-56

 

Постановка проблемы

2

57-58

 

Формирование и способы проверки гипотез

2

59-60

 

Поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании

2

61-62

 

Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы

2

63-64

 

Подготовка черновика работы

2

65-66

 

Защита результатов

2

67-74

 

Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов

7

Работа над проектом. Исследовательский проект (44 часа)

 

 

Выбор темы, цели, гипотезы

4

14

 

Сбор материала

6

16

 

Систематизация материала

6

19

 

Работа в программе Power Point

6

20

 

Работа в программе Publisher

6

22

 

Составление таблиц, диаграмм

6

24

 

Написание  рефератов

10

Защита проекта (15 часов)

30

 

Подготовка защиты проекта

5

31

 

Подготовка защиты проекта

5

32

 

Защита проекта

5

Рефлексия (4 часа)

33

 

Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.

2

34

 

Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

2

 

Список источников информации, использу­емый для составления программы:

  1. С.В.Терентьева, А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
  3. В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 4-5 класс, Ростов-на-Дону «Легион», 2012
  4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
  5. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. — М. : Просвещение, 1994.
  6. Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.
  7. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в

школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.

  1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
  2. Мотивация школьников к обучению математике во внеклассной работе в условиях школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ. Учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 1

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»









ПРОГРАММА

внеурочной деятельности



«Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности»



7 – 8 класс

(4 часа в неделю – 136 часов в год)






Автор - составитель:

Варичева Марина

Александровна, учитель
биологии, МБОУ «СОШ № 4»

















2016 г.

Пояснительная записка


Направление программы: Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности.

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста 10-13 лет и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Программа ориентирована в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в программу его деятельность проведения членами клуба научно-познавательных занятий для учащихся младших классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися начальных классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной направленности позволяет подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя. Важный социальный опыт школьник приобретёт в процессе проведения совместных со студентами вузов научных конференций.

Занятия могут быть связаны с деятельностью детско-взрослых интеллектуальных клубов, что также может усилить их воспитательный потенциал. Для этого педагогам необходимо стремится к образованию в рамках таких клубов привлекательных для ребят детско-взрослых общностей, с членами которых тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировался благопристойный образ жизни. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.

Предлагаемый факультатив по теме: «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 7-8 классов, которым интересна проектная деятельность (объёмом 136 часов). Данная программа является продолжением факультатива «Решение проектных задач» для 5-6 классов.

Когда и где формировать у школьников специальные знания и развивать умения и навыки необходимые в проектной работе:

умение видеть проблемы;

умение ставить вопросы;

умение выдвигать гипотезы;

умение давать определение понятиям;

умение классифицировать;

умение наблюдать;

умения и навыки проведения экспериментов;

умение делать выводы и умозаключения;

умение структурировать материал;

умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?

Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную деятельность ребят, где целью познавательных действий обучающихся является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию проектной деятельности Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной деятельности основной школы.

Чтобы продолжить работу с детьми 7-8 классов к полноценной проектной деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также во внеурочное время.

Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат.

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.


Актуальность данного факультатива

Особую роль проектные и исследовательские задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных и исследовательских задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В процессе проектной и исследовательской работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.

Проектная и исследовательская деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

Следовательно, факультатив «Проектная деятельность учащихся» будет являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.


Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной и исследовательской деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.

Программа курса составлена с учетом психологических особенностей учащихся среднего звена их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 7-8 классов.


Проведение курса направлено на достижение следующих целей:


  • Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

    • Освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    • Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолеть трудности;

    • Освоение научной картины мира, понимание роли и знания науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:

    • Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

    • Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта исследования;

    • Технологий анализа и инновационного потенциала продукта до момента начала создания;

  • Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе:

    • Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

    • Владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей освоения Программы организационно-методическогое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

  • В отношении обучающихся:

    • Обучение целеполагание, планированию и контролю;

    • Овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;

    • Обучение методам творческого решения проектных задач;

    • Формирование конструктивного отношения к работе;

    • Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;

  • В отношении учителя:

    • Применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

    • Поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;

    • Обучение приёмам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;

    • Владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

  1. Доступности – знание проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника.

  2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.

  3. Наглядности или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.

  4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.

  5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.

  6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.

Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так как именно она в ходе учебной проектно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.


Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

Важнейшие личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • любовь и интерес к своей местности, своему региону;

Образовательные результаты:

  • овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-УУД, формируемые при изучении курса:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя и свою работу, вести дискуссию;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты:

  1. Овладение основами картографической грамотности;

  2. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  3. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов


Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.


Самым главным методом проведения факультативных занятий будет метод проектов.

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся - «продукта» (мини-проекты). Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Учителем могут использоваться

• общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

• эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.


Материально-технические условия реализации программы.


Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:

  • кабинета;

  • ТСО;

  • компьютера;

  • мультимедийного проектора;

  • экрана.


Содержание деятельности


  1. Введение в проектную и исследовательскую деятельность (10 часов).

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

  1. Ознакомление с разными видами проектов (14 часов).

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.

  1. Теоретические основы создания проекта (10 часов).

Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов

  1. Работа над проектом. Исследовательский проект (68 часов).

Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов исследования; работа над проектами.

  1. Защита проектов (30 часов)

Воплощение в жизнь поставленных задач;

• Работа в программе Power Point;

• Работа в программе Publisher;

• Составление таблиц, диаграмм;

  • Написание рефератов;


  1. Рефлексия (4 часа).

Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности.

Сильные и слабые стороны работы над проектом.



Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением старшеклассников и педагогов школы. Беседы членов НОУ со старшеклассниками и преподавателями о научной работе.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание учебного материала

Количество

часов

Введение в проектную и исследовательскую деятельность (10 часов)

1


Что такое метод проектов.

1

2


История развития проектного метода.

1

3-5


Классификация проектов.

3

6


Проблемы исследования, выявление его актуальности.

1

7-8


Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования.

2

9-10


Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

2

Ознакомление с разными видами проектов (14 часов)

11-12


Информационные проекты

2

13-14


Игровые проекты

2

15-16


Ролевые проекты

2

17-18


Прикладные проекты

2

19-20


Социальные проекты

2

21-22


Учебно-исследовательские проекты

2

23-24


Инженерные проекты

2

Теоретические основы создания проекта и исследовательского проекта (49 часов)

Теоретические основы проекта (22 часа)

25-26


Что такое проектный продукт

2

27-28


Требования к целям и содержанию проекта

2

29-30


Структура проекта

2

31-32


Требования к оформлению проекта

2

33-34


Работа над содержанием проекта

2

35-36


Календарный план работы над проектом

2

37-38


Выбор темы (игрового, тренировочного, информационного, прикладного, социального проектов)

2

39-40


Определение результата

2

41-42


Составление плана работы

2

43-44


Подготовка черновика

2

45-46


Защита проекта

2

Теоретические основы исследовательского проекта (27 часов)

47-48


Основы научного знания и теоретической науки

2

49-50


Особенности научного исследования

2

51-52


Особенности учебного исследования

2

53-54


Основополагающие принципы естественнонаучного исследования

2

55-56


Постановка проблемы

2

57-58


Формирование и способы проверки гипотез

2

59-60


Поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании

2

61-62


Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы

2

63-64


Подготовка черновика работы

2

65-66


Защита результатов

2

67-74


Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов

7

Работа над проектом. Исследовательский проект (44 часа)



Выбор темы, цели, гипотезы

4

14


Сбор материала

6

16


Систематизация материала

6

19


Работа в программе Power Point

6

20


Работа в программе Publisher

6

22


Составление таблиц, диаграмм

6

24


Написание рефератов

10

Защита проекта (15 часов)

30


Подготовка защиты проекта

5

31


Подготовка защиты проекта

5

32


Защита проекта

5

Рефлексия (4 часа)

33


Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.

2

34


Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

2


Список источников информации, использу­емый для составления программы:

  1. С.В.Терентьева, А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.

  3. В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 4-5 класс, Ростов-на-Дону «Легион», 2012

  4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.

  5. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. — М. : Просвещение, 1994.

  6. Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.

  7. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в

школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.

  1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

  2. Мотивация школьников к обучению математике во внеклассной работе в условиях школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ. Учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 156 Черникова Е.А.

  3. http://www.tatiana.lact.ru/proect

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204616

  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619

  6. https://sites.google.com/site/relarn2010/realarn-2011/tezisy-na-relarn-2011/viki-proekty-dla-skolnikov

  7. http://www.dissercat.com/content/razrabotka-sistemy-organizatsii-issledovatelskoi-raboty-uchashchikhsya-v-protsesse-izucheniy#ixzz2f36XMaKB

  8. images.yandex.ru

  9. shkolo.ru›zakonyi-slozheniya

  10. bymath.net›studyguide/ari/ari4.html

  11. for-schoolboy.ru

  12. nashol.com

  13. eek.diary.ru

  14. lohmatik.ru›Lohmatik/str1_60_2.php

  15. vse-dlya-detey.ru›shkolnye-uchebniki…

  16. Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание анкеты


Отношение к занятиям

Всегда 2 б.

Иногда 1 б

Никогда 0 б

А

  1. на занятиях бывает интересно

  2. нравится педагог

  3. нравится, когда хвалят




Б

  1. родители заставляют учиться

  2. занимаюсь, так как это мой долг

  3. занятия полезны для жизни




В

  1. узнаю много нового

  2. занятия заставляют много думать

  3. нравится работать на уроке




Г

  1. на уроках всё даётся легко

  2. с нетерпением жду урока

  3. интересно узнать больше





А – ситуативный интерес

Б – занятия по необходимости

В – интерес к предмету

Г – познавательный интерес.

АНКЕТА

1. Считаешь ли ты, что знания, полученные на факультативе, пригодятся тебе в жизни?

- да,

- нет,

- не знаю.

2. Почему ты посещаешь факультатив?

- заставляют,

- интересно,

- туда ходит мой друг.

3. Рассказываешь ли ты своим родителям о том, что ты узнал на факультативе?

- всегда,

- иногда,

- никогда.

4. Какой факультатив по выбору ты ввел бы?

5. Считаешь ли нужным оставить данный факультатив в нашей школе?

- да,

- нет,

- не знаю.


Тест на выявление мотивации учащихся (можно дать только три ответа):

Дорогие ребята! Внимательно прочитайте анкету и подчеркните в ней три пункта, которые отвечают твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь, потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что нравится учитель

На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • Под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательско­го поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного иссле­дования, не предполагающая получение нового научного ре­зультата;

  • Под проектной деятельностью понимается любая соци­ально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности об­учающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;

  • Под исследовательской деятельностью понимается де­ятельность, связанная с решением обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результате объективно новых научных знаний;

  • Под инженерным проектом понимается создание или усовершенствование машин, конструкций и схем, предпо­лагающее наличие традиционных для инженерного проекта этапов.

При организации проектной деятельности в образователь­ном учреждении лучше ориентироваться на уже используе­мую в широкой педагогической практике типологию про­ектов, например предложенную Е. С. Полат по следующим критериям:

    • преобладающему виду деятельности (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (роле­вой), инновационный (предполагающий организационно­ экономический механизм внедрения);

    • содержанию (монопредметный, метапредметный, отно­сящийся к области знаний (нескольким областям), относя­щийся к области деятельности и пр.);

  • количеству участников (индивидуальный, парный, ма­логрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), кол­лективный (класс и более в рамках школы), муниципаль­ный, городской, всероссийский, международный, сетевой(в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

  • длительности (продолжительности) проекта (от проект­ - урока до вертикального многолетнего проекта);

  • дидактической цели (обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обуче­нии, реализация потенциала личности и пр.).

При выполнении проекта (исследования) должны учиты­вать следующие требования к его реализации:

  • проект или учебное исследование должны быть выпол­нимыми и соответствовать возрасту, способностям и возмож­ностям обучающегося;

для выполнения проекта должны быть созданы необ­ходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

  • обучающиеся должны быть подготовлены к выполне­нию проектов и учебных исследований как в части ориента­ции при выборе темы проекта, или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (науч­ное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  • учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководи­телями проекта;

  • необходимо наличие простой и обоснованной крите­риальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового ха­рактера проекта или исследования) каждого участника;

  • результаты и продукты проектной или исследователь­ской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

С методической точки зрения от учителя требуется спе­циальная предварительная подготовка, имеющая отношение не к предмету и содержанию, а в большей степени к по­веденческой роли учителя, его владению набором средств и методов, необходимых для организации такой работы.

С одной стороны, поддержка эффективности работы об­учающегося - это индивидуальная деятельность учителя, направленная на достижение поставленных целей. В этом контексте учитель выступает больше в роли тренера, перед которым стоит задача не передать конкретный опыт или зна­ния, а найти для обучающегося тот индивидуальный, при су­щий только ему стиль деятельности и поведения, который позволит ему добиваться поставленной в проекте или иссле­довании цели.

Основная задача учителя - создание Мотивирующей и объединяющей линии поведения, не научить какому-то кон­кретному знанию, а инициировать самообучение, чтобы об­учающийся смог сам находить и получать необходимые зна­ния, осознавать значимость цели своей деятельности.

С другой стороны, обеспечение качества сотрудничества и учебного взаимодействия, обучающихся в группе осуществля­ется за счёт поддержки комфортной атмосферы внутри группы, оказания помощи ученикам в выполнении задач и до­стижении соглашения при обсуждении сложных проблем или спорных ситуаций. Работа учителя по созданию таких усло­вий повышает вовлечённость и заинтересованность участни­ков группы, раскрывает их потенциал, позволяет отработать основные приёмы проектной и исследовательской деятельнос­ти, помогает обучающимся освоить новые модели поведения, систематизировать знания, изменить отношение к различным аспектам своей деятельности. В результате можно рассчиты­вaть на коллективный вариант организационных решений, продуктивные предложения, получившие общее согласие и зафиксированные на бумаге.

Учитель в данном случае - нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы лёгким и эффективным. Он не предлагает решения и способы. Он создаёт условия и предлагает технологии, в которых группа сама находит ре­шение. Основные задачи учителя в процессе такой работы можно сформулировать в следующей последовательности ис­пользуемой технологии:

- определить до встречи темы и вопросы, требующие ре­шения;

- подобрать и организовать подходящий формат (время, продолжительность, форма) и место обсуждения;

- создать комфортную, привычную, творческую, свобод­ную атмосферу для обмена мнениями и принятия решений обучающимися;

- организовать планирование перечня (но не содержания) ожидаемых результатов обсуждения;

- неформально снижать агрессию и конфликтность участ­ников обсуждения;

- фиксировать процесс и итоги (промежуточные и фи­нальные) на бумаге, информационных носителях;

- систематизировать и обобщать каждый этап, помогать в организации обсуждений результатов этапа;

- зафиксировать в конце работы итоговый документ или материал, с которым участники смогут продолжить работу самостоятельно.

Средняя ступень школьного образования является исклю­чительно благоприятным периодом для развития коммуника­тивных способностей, сотрудничества и кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает - остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности

обучающихся


При формировании основных направлений учебно-иссле­довательской и проектной деятельности в рамках Программы необходимо учитывать несколько факторов:

  • для достижения образовательного эффекта учебно-ис­следовательская и проектная деятельность учащихся должны друг друга дополнять. При этом особенностью учебно-ис­следовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Так, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохра­нении всех черт проектной деятельности одним из её ком­понентов выступает исследование;

  • организация учебно-исследовательских и проектных ра­бот школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельнос­ти могут быть востребованы практически любые способно­сти подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности;

  • важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. В данной Программе должны быть отражены все её точки соприкосновения с учебными про­граммами по предмету;

  • многообразие форм учебно-исследовательской деятель­ности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятель­ностный подход как принцип организации образовательного процесс, а в основной школе;

  • содержание и организация работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности могут рассматриваться в рамках дополнительного образова­ния и взаимодействия с организациями-партнёрами (ресур­сные центры, научные организации и т. п.).

Метод проектов - это совокупность учебно-познава­тельных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Про­ектная технология включает в себя совокупность исследова­тельских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Анализ педагогической практики по внедрению проектной деятельности в образовательных учреждениях показывает, что наиболее востребованными считаются следующие типы про­ектов:


Информационные проекты


Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения участников про­екта целенаправленному сбору информации, её структури­рованию, анализу и обобщению. Исходя из этого информа­ционный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.

Примеры проектов:

  • «Булгаковские» улицы в городах.

  • Способы расчёта площадей фигур.

  • Великие астрономы Европы и Азии.

  • Знаменитые спортсмены России.

  • Хищные птицы средней полосы России.

Проектные работы могут быть представлены в виде дай­джестов, электронных и бумажных справочников, энци­клопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотогра­фий.


Игровые проекты


Под игровыми проектами понимается деятельность обуча­ющихся, результатом которой является создание, конструиро­вание или модернизация игр (настольных, подвижных, спор­тивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования су­ществующих жизненных процессов и отношений, изучают­ся основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека.

Примеры проектов:

  • Математический «морской бой».

  • Буквенное лото.

  • Развитие жизни на Земле (настольная игра).

  • Вооружение древних воинов (конструктор).

  • Весы цифр (физико-математический аттракцион).

Проектные работы могут быть представлены в виде описа­ний, объектов, программного обеспечения, в формате элек­тронной игры.


Ролевые проекты


Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социаль­ные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура толь­ко намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обуслов­ленные характером' и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но оконча­тельно вырисовываются лишь на заключительном этапе за­щиты результатов работы.

Примеры проектов:

  • Пишем учебник по истории края.

  • Школьный парламент.

  • Школьная газета («Школьный вестник», «Большая пере­мена», «Школьный меридиан», «Школьные времена» и т. п.).

  • В афинских школах и гимнасиях.

  • Прогулка по универмагу «Малакология».

Проектные работы могут быть представлены в виде опи­саний, презентаций фото- и видеоматериалов.


Прикладные проекты


Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с са­мого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. В случае социального прикладного проекта требуется анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.

Примеры проектов:

  • Экологический манифест, созданный на основе полу­ченных результатов исследования протечек воды в жилых до­мах района Кузьминки.

  • Программа действий, направленных на повышение компьютерной грамотности пенсионеров Саратовской об­ласти.

  • Словарь культурно-исторических терминов романа «Ев­гений Онегин».

  • Учебное пособие «Виды кристаллов в природе».

  • Проект школьной метеостанции.

Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.


Социальные проекты


Социальные проекты представляют собой целенаправлен­ную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении соци­альных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осва­ивать правила общественного поведения. Образцом для тако­го вида деятельности может служить ставшее общеизвестным движение «Подари жизнь» (http://www.podari-zhizn.rи).

Примеры проектов:

  • Школьное мероприятие «Нет наркотикам!».

  • Сбор книг и создание библиотеки в удалённом посёл­ке.

  • Организация волонтёрской помощи ветеранам войны.

  • Доброхотское движение спасения усадьбы XVIII века.

  • Улучшение качества питания в школе.


Учебно-исследовательские проекты


Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или реше­ние обучающимися проблемы с заранее неизвестным ре­шением предполагает наличие основных этапов, характер­ных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспе­риментов, сопоставление гипотезы с результатами экспери­ментов, оценка решений, основанная на эксперименталь­ных данных, выводы и постановка новых проблем или задач.

Учебно-исследовательские проекты могут быть предметны­ми и межпредметными. Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования метапредметных ре­зультатов и представлений.

Примеры проектов:

  • Роль природы в чувашском фольклоре.

  • Волшебные предметы как атрибуты сказочного простран­ства.

  • «Строительство пирамид» на языке операторов.

  • Исследование магнитных свойств вещества.

  • Нужны ли катализаторы при электролизе воды?

Примеры межпредметных проектов:

  • Связь мифов Евразии, Востока и Америки с физиче­скими представлениями о происхождении мира.

  • «Гармонию поверяем алгеброй» - число в астрономии, живописи, музыке, архитектуре, биологии, геометрии.

  • Математическая модель любви, описанной в эпоху тру­бадуров, труверов, миннезингеров.

  • Исследование физических и химических свойств снеж­нoгo покрова Кировской области.

  • Эволюция военной стратегии и тактики в соответствии с изменением технических и технологических возможностей государств Древнего Востока.


Инженерные проекты


Под инженерным проектом как особым видом проек­та понимается создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие тради­ционных для инженерного проекта этапов: определение фун­кциональной необходимости изобретения (улучшения), опре­деление критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, коррек­тировка, доделка, демонстрация результатов.

Примеры направлений разработки проектов:

  • Ветроэлектростанция для дачного посёлка.

  • Утилизация и восстановление энергосберегающих ламп.

  • Автомобиль на солнечных батареях (LЕGО-моделирова­ние).

  • Реконструкция метательных машин Леонардо да Винчи.

  • Картонное конструирование (утилитарные конструкции из картона).











ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Отличительные особенности проектной деятельности и принципы отбора материала:



  1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).


  1. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.


  1. Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.


  1. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.


5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.





ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Как создать мультимедийную презентацию


Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообще­нию. При этом необходимо сосредоточить внимание слушателей на содержании работы, а не на компьютерных эффектах. Создаваемая презентация должна соответствовать содержанию, целям и зада­чам сообщения (доклада, учебного проекта и т. П.) И являться его компонентом.

Начальным этапом работы всегда является планирование сцена­рия презентации и отбор материалов, на основе которых она будет создана: текстов, рисунков, звукового сопровождения, видеороли­ков1 и т. П. Не следует планировать большое количество слайдов.

Следующим этапом работы является непосредственное оформле­ние слайдов презентации. Для этого следует воспользоваться реко­мендациями:

  1. Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста исполь­зуйте контрастные цвета.

  2. Для представления информации используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудито­рии. Предпочтительно горизонтальное расположение информации на странице. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные ти­пы шрифтов в одной презентации. Нельзя злоупотреблять пропис­ными буквами — они читаются хуже строчных.

  3. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность дости­гается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диа­граммами. Если на слайде располагается картинка, надпись луч­ше располагать под ней.

  4. Вспомогательная информация не Должна преобладать над ос­новной информацией. Не стоит злоупотреблять различными ани­мационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Задание. Составьте сценарий своей будущей презентации.

Слайд 1. Титульная страница

Слайд 2

Название:

Название:

Включает:

Включает:

Слайд 3

Слайд 4

Название:

Название:

Включает:

Включает:

Слайд 5

Слайд 6

Название:

Название:

Включает:

Включает:



Приложение 6

Критерии оценивания мультимедийных презентаций

Заканчивая работу над созданием презентации, подумайте над критериями, по которым ваша презентация будет оценена. Крите­рии могут быть следующие:

  1. Соответствие содержания презентации цели работы в целом.

  2. Качество оформления слайдов презентации: оформление отве­чает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации; диаграммы и рисунки привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты). Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; списки и таблицы в презентации вы­строены и размещены корректно; все ссылки работают.

  3. Корректность представления информации в презентации: от­сутствие орфографических и пунктуационных ошибок; использо­вание научной терминологии; информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной; соблюдение авторских прав

Приложение 7

Организация работы над учебными проектами

Учебный проект — организационная форма учебно-исследовательской работы, которая ориентирована на достижение конкрет­ного результата по решению какой-либо значимой проблемы. Про­ект может быть реализован как индивидуально, так и коллектив­но несколькими участниками проекта. Важнейшим результатом реализации учебного проекта является не только собственно полу­чение новых знаний, но и представление его результатов, и их об­суждение. Рассмотрим последовательность реализации проекта.

1. Выбор темы и формулирование цели и задач проекта

Для того чтобы начать работу над проектом, необходимо пра­вильно определить область, направление, объект и предмет иссле­дования. Кроме того, должны быть найдены ответы на вопросы: почему возникла необходимость в выполнении проекта? Какие об­стоятельства побудили автора приступить к работе? Какова значи­мость проблемы для автора?

Также необходимо сформулировать цель и задачи проекта: предполагаемые итоги работы, поддающиеся оценке. Цели и зада­чи проекта должны логически вытекать из постановки проблемы.

Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь под­нять, никогда и никем не была исследована. Постарайтесь найти аналоги в отечественной и мировой практике.

Приложения

  1. Выбор названия проекта

Название проекта должно быть чётким и кратким, состоять не более чем из семи слов.

  1. Подготовка плана работы

На данном этапе подготовки проекта должны быть определены источники информации, способы сбора, анализа и представления результатов, определена последовательность решения поставлен­ных задач.

  1. Выбор методов исследования

Необходимо определить методы исследования. Выбор методов и средств измерений зависит не только от того, за каким компонен­том или параметром вы намерены вести наблюдения, но и от за­дач вашей программы в целом.

  1. Проведение работ

Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методов. Основным условием при выполнении исследований является получение достоверных и со­поставимых данных.

Если исследование носит экспериментальный характер, повто­рите его несколько раз (не менее трёх), чтобы удостовериться в воспроизводимости получаемых данных.

Важной составляющей проекта является документирование (фиксирование в документах) результатов. Документировать необ­ходимо все стадии работы, начиная с отбора проб. Активнее ис­пользуйте фотодокументирование, так как оно позволяет захва­тить события, имеющие временный или даже однократный харак­тер (например, встреча редкого вида, сброс сточных вод в водоём).

  1. Обработка результатов, формулирование выводов

В данном разделе подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т. П.

При анализе полученных результатов можно использовать сле­дующие вопросы:

Каковы причины полученных результатов (т. Е. ПОЧЕМУ по­лучены именно эти результаты)? Если полученные данные досто­верны, следует задать вопросы о причинах, обусловивших наблю­даемые явления, например: каков источник зафиксированного за­грязнения?

Соответствуют ли полученные результаты тому, что вы ожи­дали? Если да (нет), то почему? Каковы следствия наблюдаемых явлений? Ответьте на вопрос: что произойдёт, если ...? При этом следует принимать во внима­ние ответы на первые два вопроса.

При обработке полученных результатов не забудьте и о прогно­зировании.

При получении неожиданного результата следует тщательно проанализировать его и оценить все возможные источники оши­бок. В противном случае можно оказаться источником некоррект­ных сведений.

При наличии в работе количественных данных используйте ма­тематические средства обработки. Например, это могут быть обще­распространённые компьютерные программы (Excel и др.).

При формулировании выводов необходимо оценить, достиг ли проект цели, в какой степени цель достигнута.

Выводы должны соответствовать задачам проекта. Следует крат­ко (по пунктам) сформулировать результаты, дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследо­ваний. Не ограничивайтесь простой констатацией ситуации. Если в ходе выполнения проекта чётких результатов получить не уда­лось, тогда вместо выводов формулируется заключение.

Выводы должны иметь ценность прежде всего в практическом плане.

Детально охарактеризуйте практическую значимость выполнен­ного исследования, отвечая на вопросы: какие практические ре­зультаты уже получены? Какие результаты можно будет получить в случае широкого внедрения вашего проекта? Улучшится ли ка­чество жизни людей в случае реализации ваших предложений?

7. Подготовка и оформление письменного текста

Письменный (машинописный) текст проекта должен отвечать следующим требованиям:

  1. Общий объём проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, ри­сунки, фотографии, перечень ссылок и приложений, список лите­ратуры. Таким образом, первой страницей считается титульный лист.

  2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа фор­мата А4, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12-й размер шрифта, параметры страницы: верхнее, нижнее, пра­вое поля — 2 см, левое поле — 3 см.

  3. В тексте проекта следует помещать ссылки на используемые работы с указанием фамилии авторов (названия книги) и года.

При этом в списке литературы приводятся только цитируемые ис­точники. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабжённые ссылками на источник.

Особое внимание следует уделить заголовкам к таблицам и под­писям к иллюстрациям. Они обязательно должны быть на каждом рисунке (таблице, графике и т. Д.) И должны легко читаться. Оси на графике и диаграммах обязательно должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть чётким. При оформлении рисунка или графика можно пользоваться разными цветами, но их не должно быть более четырёх, так как слишком пёстрая картина затрудняет восприятие.

На титульном листе проекта обязательно должны быть указаны полные фамилии и имена участников проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей с указанием их должности, а также чёткое и краткое название проекта.

Вторая страница проекта должна содержать аннотацию.

  1. Оформление аннотации

Аннотация — это краткое описание проекта, включающее глав­ные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, ис­следования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а так­же краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Аннотация размещается на второй странице проекта (пос­ле титульного листа) и не должна превышать 20 строк.

  1. Подготовка литературного обзора

При составлении литературного обзора необходимо показать знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, прово­дить их сопоставление.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о сте­пени изученности и перспективах по данной проблеме.

  1. Формирование и оформление списка литературы, при­ложений



Список литературы должен быть оформлен согласно библиогра­фическому стандарту, например:

Иорданский Н. Н. Макроэволюция: Системная теория / Н. Н. Иорданский. — М.: Наука, 1994.

Рекомендуется представлять единый пронумерованный список литературы к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала. Произведения одного автора рас­ставляются в списке по алфавиту заглавий.

Приложения (входят в общий объём проекта, не превышающий 15 страниц) должны составлять не более 5 страниц (иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и т. Д.) И должны быть помещены в конце работы после списка литературы на отдельных листах. В электронном виде приложения представляют отдельными фай­лами.



Приложение 8

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ



  1. Выступление (презентация): каждой группе на выступление отводится не более 10 мин. Если проект представляется индивиду­ально, то не более 5 мин.

  2. Обсуждение: после презентации даётся время на обсуждение (оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение каждого выступления отводится 7—10мин.

  3. Форма презентации: один слушатель (участники группы), работавший(ие) над проектом, представляет(ют) итоговую презента­цию, используя следующие элементы:

- Презентация проекта;

- Примеры практической работы учащихся (презентация, пуб­ликация, веб-сайт);

- Другие материалы.

4.Ведущий презентации: вести презентацию может один участ­ник (если он выполнял проект самостоятельно) или несколько (ес­ли они работали над проектом в группе).

5.Форма обсуждения: после завершения презентации, представленной каждой отдельной группой, начинается обсуждение (оппо­нирование).

Под обсуждением (оппонированием) подразумевается выступле­ние, в котором выполняется несколько условий:

- перечислить три наиболее сильные стороны представленного проекта;

- перечислить два момента, требующие доработки;

- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

- сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление на основе ранее определённых критериев.

6. После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций и выбирается тройка лидеров, набравших самое большое количество баллов.









1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!