СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков общения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей задачей современной школы, т.к. все этапы пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Статья содержит материалы исследования по проблеме поиска наиболее эффективного подхода развития коммуникативных умений младших школьников .

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков общения младших школьников»

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация. Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей задачей современной школы, т.к. все этапы пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Статья содержит материалы исследования по проблеме поиска наиболее эффективного подхода развития коммуникативных умений младших школьников .

Ключевые словакоммуникативного поведения, коммуникативные умения, профессиональная деятельность, коррекционные задания, внеурочная деятельность, эмпирическая база исследования.

Актуальность темы статьи заключается в том, что проблема развития общения школьников представляет собой относительно молодую, но интенсивно развивающуюся область возрастной психологии. В настоящее время идет интенсивное накопление сведений по данной проблеме, однако, полная картина еще не до конца разработана. Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Перестройка общественных отношений в современном социуме определяет запрос на развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми . При этом многими исследователями отмечается недостаточное внимание педагогов современной школы к данной проблеме, ограничение возможностей владения психолого-педагогическим инструментарием - технологиями, формами и методами развития навыков общения у учащихся

Цель статьи: изучение развития навыков общения у младших школьников.

Этой цели подчинены следующие задачи:1. Рассмотреть личностные особенности младших школьников;2. Разобрать понятие и виды общения;3. Обсудить особенности общения в младшем школьном возрасте;4. Изучить методики развития навыков общения у младших школьников;5. Проанализировать развитие навыков общения у младших школьников в различных психолого-педагогических исследованиях.

Общение - это обмен духовными ценностями которое происходит в форме диалога человека как в процессе взаимодействия с окружающими, так и с другими Я. Основная задача — дать учащимся навыки в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. [1.с.60]. 

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретических исследований (изучение психолого-педагогической литературы); методы эмпирического исследования (анкетирование, беседа); статистический метод обработки экспериментальных данных. 
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в общеобразовательной школе №55, г. Горловка. Были охвачены начальные классы .Состав классов – смешанный. Почти все ученики пришли в школу из детского сада. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы теоретические основы и условия развития коммуникативных умений младших школьников. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут являться теоретической основой для организации работы учителей начальных классов по развитию коммуникативных умений в начальной школе.
Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей вербальной природе оно изначально, генетически связано с мышлением. Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [3. с. 36]. 
Таким образом, изучив возрастные особенности развития коммуникативных умений младших школьников, особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе, педагогические условия формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, моно говорить о том, что есть необходимость изучения влияние внеурочной деятельности на уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников [2.с.32. ]

Цель констатирующего этапа эксперимента, проведенного на базе ГОШ 55,заданиемкоторого было провести выявления исходного уровня развития коммуникативных качеств у детей, а также взаимоотношений с окружающими людьми, провели анкетирование родителей. Следующий этап заключался собственно в эксперименте (формирующий) и контрольный этап эксперимента, на котором осуществлялась повторная диагностика по уровню развития общения младших школьников.





Результаты анкетирования родителей Таблица 2.1.

Класс

Количество учеников в процентном отношении


Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

6%

53%

40%

1 «б»

16%

45%

39%

В результате констатирующего этапа эксперимента мы сделали следующий вывод:уровень у детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

Таким образом, сравнив результаты контрольного среза и повторного, после проведения эксперимента, мы пришли к следующим выводам:

- в экспериментальном классе высокий уровень поднялся на 13%, средний на 13%, низкий уровень снизился на 26%;

- в контрольном классе высокий уровень остался неизменным, средний уровень поднялся на 13%, а низкий уровень увеличился на 16%;

Результаты повторного тестирования даны в таблицах [табл.2.2 и 2.3] Результаты анкетирования родителей Таблица 2.2

Класс

Количество учеников в процентном отношении


Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

23%

70%

7%

1 «б»

10%

65%

10%

Общие показатели повторного среза Таблица 2.3

Класс

Количество учеников в процентном отношении


Высокий

Средний

Низкий

1 «а»

21%

67%

11%

1 «б»

11%

61%

27%

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы с младшими школьниками исследования показывают, что обучение нормам поведения и общения, формирование у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:

- тематика занятий и общения будет подбираться взрослыми с учетом интересов и потребностей детей данного возраста;

- методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений детей, пришедших в школу;

- коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;

- при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, т.к. это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;

- положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной, не только вербальной, но и невербального характера (обнять, погладить).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Однако является недостаточно изученной.

Коммуникативные умения имеют определенные возрастные рамки, то есть для определенного возраста характерны определенные коммуникативные умения. Таким образом, для младшего школьного характерны умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Это наиболее обобщенные и значимые умения для младшего школьника, активное формирование которых поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.

Данная работа посвящена изучению процесса развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения. По результатам контрольного среза мы пришли к выводу:

- многие учащиеся испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера;

- слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих;

- наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения;

- не все соблюдают правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми.

Нами разработана и введена система сюжетно- ролевых игр и занятий в тренинговой группе для развития коммуникативных навыков младших школьников в первый год обучения.

Повторное исследование подтвердило, что в результате этих занятий дети научились доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаются, научились сдержать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками.

Результат работы позволяет сделать вывод об эффективности применения сюжетно-ролевых игр и занятий в тренинговой группе с целью развития коммуникативных младших школьников в первый год обучения как наиболее точной и доступной модели общения первоклассников. Это следует из того, что по всем данным повысился уровень информационно-коммуникативных,регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.



Список использованной литературы:

1. Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения «Перспективная начальная школа» [Текст] : материалы участника личностно-ориентированного модуля / ред. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига, 2014. - с.60.

2. Атрашенко, А. Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А. Н. Атрашенко, О. И. Аладко // Начальная школа плюс до и после. -2008.- № 1.- С. 82-83.

3. Бершанская, О. Н. Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе с электронными образовательными ресурсами [Текст] / О. Н. Бершанская // Информатика и образование. -2012. - № 3. - С. 17-20.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!