СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Статья раскрывает применение метода проектов в соответствии с требованиями времени, его актуальность в привлечении учащихся к чтению художественного произведения. Предоставляются рекомендации учителю для успешной реализации проекта и предлагаются виды проектной деятельности согласно возрастным категориям учащихся. Раскрывается значение метода проектов для развития личности и будущего гражданина с активной жизненной позицией

Просмотр содержимого документа
«Статья. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Аннотация. Статья раскрывает применение метода проектов в соответствии с требованиями времени, его актуальность в привлечении учащихся к чтению художественного произведения. Предоставляются рекомендации учителю по успешной реализации проекта и предлагаются виды проектной деятельности согласно возрастным категориям учащихся. Раскрывается значение метода проектов для развития личности и будущего гражданина с активной жизненной позицией.


Сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем действительности является одной из главных задач современного образования. Ведь ученик должен знать не только то, что изучает, но и то, где и как он может применить эти знания. Учителю литературы метод проектов на уроках поможет повысить читательскую активность учащихся, раскрыть актуальность художественного произведения, приобщить учащихся к вечным человеческим ценностям.

Не открою тайны, что время увлечения кино и телевидением, интерес к чтению стремительно падает, снижается интерес к новым (да и к классическим) печатным изданиям. По моему мнению, метод проектов сможет приобщить школьников изучать литературу, побуждать читать произведения внимательно, чтобы уметь оперировать литературными терминами, привлекать к ведению дискуссий и обсуждений, развивать навыки работы как индивидуально, так и в команде.

Для успешной реализации проекта необходимы четкие действия учителя:

• создание проблемной ситуации, которая должна быть интересной для исследования и актуальной для учащихся;

• предоставление учащимся возможности самостоятельно выбрать тему проекта и форму (индивидуальную или групповую) реализации;

• помочь распределить тему на подтемы и определить роль каждого участника (организатор, докладчик, оформитель, сценарист, корреспондент, аналитик и т. д.);

• содействие выявлению поисковой деятельности учащихся;

• консультация школьников на всех этапах работы;

• организация итоговой работы на разных этапах;

• помощь в организации презентации проекта.

Хочу отметить, что тема проекта должна соответствовать возрастным особенностям учеников, уровню их восприятия литературы и других видов искусства.

Предлагаю следующие виды проектов:


Класс

Проекты

5 класс

Создание иллюстраций к произведениям, инсценирование отрывков произведений или всего произведения ( в зависимости от объема), анкетирование литературных героев.

6 класс

Инсценировка небольших произведений, иллюстрации к прочитанному, написание собственных произведений по мотивам прочитанных.

7 класс

Создание рисунков и комиксов, написание писем к авторам и героям произведений, составление дневника героя

8 класс

Создание собственных произведений по мотивам прочитанных, написание стихов (сонеты, рубаи) или новелл, создание презентаций.

9 класс

Создание презентаций, написание небольших произведений разных жанров одной тематики, защита научных работ в конкурсах разных уровней.

10 класс

Создание коллажей с обзорными темами, написание собственных подражательных произведений, создание презентаций, создание наглядности для урока, защита научных работ в конкурсах разных уровней, проведение ток – шоу, написание сценария по мотивам произведения.

11 класс

Создание коллажей с обзорными темами, написание собственных подражательных произведений, создание презентаций, создание наглядности для урока, защита научных работ в конкурсах разных уровней, проведение ток – шоу, написание сценария по мотивам произведения, подготовка литературных конкурсов.


Метод проектов трудно представить без использования компьютерных технологий. Это не просто дань моде, это стало привычным процессом в работе учителя. Поэтому чаще всего на уроках литературы используются мультимедийные проекты. При создании такого проекта раскрываются таланты учеников. Свои творческие способности они развивают во время сбора информации, просто набирая текст, ища иллюстрации или создавая собственные рисунки, используют материалы других видов искусства (живопись, музыка, скульптура, графика, кино и др.).

Рекомендую метод проектов применять на уроках – обзорах ( проект «Копилка знаний», проект «Реклама», проект «Научный справочник»), уроках – биографиях (проект «Интервью», проект «Пресс-конференция», проект «Виртуальное путешествие»), на итоговых уроках (проект защиты собственных презентаций, проект «Тематическая аттестация»).

Главное, метод проектов может стимулировать ученика к пересмотру своей жизненной позиции, изменить отношение к самому себе, к своим товарищам. Этот метод позволяет каждому участнику самореализоваться, раскрыть свои организационные, интеллектуальные способности. Он поможет будущему выпускнику школы проектировать свою деятельность. Проектная деятельность не только одна из самых перспективных, она – большое поле для творчества учителя.

Желаю всем коллегам творить, не останавливаться, идти в ногу со временем!

Библиография

1. Балина, Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т. И. Балина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1189-1192.

2.Тоцкая Ю.А. Проектная технология как средство достижения заданного результата// Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2005 - №9 С. 44-46


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!