СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок пятый. Проектная деятельность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации кпроведению уроков литературы по теме "Модернизм", также представлен материал к пятому уроку - проектная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок пятый. Проектная деятельность»

Методические рекомендации к проведению уроков по теме «Модернизм»

Вариант пятого урока – проектная деятельность.


Если реализовывать проектную деятельность в рамках одного урока, то можно предложить учащимся составить манифесты символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов (по группам).

Для выполнения такого задания необходима предварительная подготовка. Используя модель «Перевернуты класс», учитель может предложить учащимся прочитать манифесты каждого из направлений, подготовить материалы (распечатать, записать) к уроку. Обязательным заданием должно быть изучение определения слова «манифест» (1.Манифест - письменное обращение, воззвание, изложение каких-нибудь положений программного характера (С.И. Ожегов). 2.Письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы (Энциклопедический словарь)). На уроке ученики работают в группах, обсуждают пункты манифестов, оформляют в виде книжки, блокнота, плаката, газеты, мультимедийной презентации (если позволяет техническое оснащение кабинета). Кроме лозунгов в манифесте могут быть стихи поэтов-модерниство и стихи, сочиненные школьниками; иллюстрации, коллажи, портреты, кластеры. Таким образом, результат работы группы будет конечным продуктом проектной деятельности и своеобразным итогом изучения темы «Модернизм».

Перечень модернистских манифестов приведен в таблице №1.


Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Основные представители

Старшие символисты: В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

Младосимволисты: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Юргис Балтрушайтис

«Цех поэтов» - 1911г.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут

Кубофутуристы: Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, В. Каменский.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

«Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Л. Зак, Рюрик Ивнев.

«Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков

В. Шершеневич,

А. Мариенгоф, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман.

Теоретическая основа, философия

Зарождался как новая форма романтизма.

Морис Метерлинк «Синяя птица»,

Владимир Соловьев «Кризис западной философии. Против позитивистов»,

Дмитрий Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

В противопоставление символизму. Цель – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Журнал «Аполлон», декларации акмеистической группы «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилев, Городецкий)

С. Городецкий "Некоторые течения в современной русской поэзии" (журнал "Аполлон").

Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. 

Первоначально возник как школа живописи (1909 г. группа художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»)). Оказала влияние итальянская авангардистская поэзия начала 20 века.

На основе футуризма.

Англоязычная поэтическая школа (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. Элиот, Р. Олдингтон). 

Имажинизм обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым он, по сути, состоял в родственных отношениях. 

Манифесты

Жан Мореас, манифест «Le Symbolisme»

Литературным манифестам акмеистов 

предшествовала статья М. Кузмина "О прекрасной ясности»

Ф. Маринетти «Обоснование и манифест футуризма»,

«Пощёчина общественному вкусу» Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников

И. Грузинов «Имажинизма основное»

В. Шершеневич «Декларация» имажинистов


При выполнении этого задания можно ориентироваться на манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», где основные положения построены в форме лозунгов. Если учащиеся выберут для работы манифест футуристов, желательно, чтобы они добавили несколько пунктов от себя или переделали уже имеющиеся лозунги с точки зрения своего отношения к языку. Например, один из пунктов можно сформулировать так: «Мы никогда не будем использовать знаки препинания! Они не приспособлены для выражения наших идей, смыслов и образов!»


Приведем примеры выполнения проектного задания «Манифест» (тексты).

Манифест группы символистов

  1. В наших стихах вам просто так не разобраться, они всегда окутаны тайной!

  2. В любом нашем стихотворении содержится загадка – попробуйте разгадать!

  3. Символ – постепенное развертывание значений слова. Мы просто умеем фантазировать!

  4. Жизнь не так проста, как вам кажется: она полна мистики, призраков и теней!

  5. Наше главное достоинство – мы видим потусторонний мир и красоту в нем!


Манифест группы акмеистов

  1. Мы ценим мир в его реальности, мы не строим иллюзий и не витаем в облаках!

  2. Мы ценим естественную красоту человека. Неважно, какой он – толстый или худой!

  3. Наша речь всегда понятна, кратка, ясна и конкретна!

  4. У нас луна – это небесное тело, а не какая-то там воздушная фея!

  5. Наше главное достоинство – мы смотрим в глубь человека, изучаем его психологию!


Манифест группы имажинистов


  1. Мы против застоя поэзия! Поэзия должна развиваться только с помощью образа! Метафора – основа любого движения!

  2. Мы объявляем смерть глаголу! «Поэзия образна, глагол безличен, поэтому глаголу нечего делать»!

  3. Метафора, метафора и еще раз метафора!

  4. Нам не важен ритм, нам важна композиция образа!

  5. Наше главное достоинство - мы можем в любом стихотворении использовать миллион метафор!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!