Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с ОВЗ на уроках литературы
Ходыревская А. Н.
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в стандарте основного общего образования, – «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». В стандарте старшей школы – «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний».
Для того чтобы деятельность любого ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учитывает их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.
В контексте внедрения ФГОС, когда на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе интеллектуальном труде, актуально развитие проектной деятельности в системе литературного образования старшеклассников.
Проектная деятельность на уроках литературы – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.
В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни – это ценностно- ориентационная деятельность.
Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.
Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.
Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.
Для обучающихся с ОВЗ проектно-исследовательская деятельность не только возможна, но и необходима, т. к. обучение таких учеников неразрывно связано с их развитием. Все виды деятельности, связанные с подготовкой и презентацией исследовательского проекта, по силам абсолютному большинству обучающихся с ОВЗ, за исключением, может быть, коммуникативной деятельности, т к обучение ребят литературе в рамках образовательного процесса Центра дистанционного образования «Новые технологии» происходит в индивидуальном порядке, нет контакта в другими обучающимися. И проект по литературе в условиях нашего Центра дистанционного образования-это,прежде всего, индивидуальный ученический проект.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
Для учащихся старших классов темы, цели и задачи исследовательских проектов должны быть основательней и глубже. Интерес обучающихся неизменно вызывают интегрированные темы, связанные с разными видами искусства: театром, музыкой, кинематографом и пр. Особое воодушевление испытывают обучающиеся при работе с темами на основе краеведческого материала, при работе с архивными, музейными данными. «Бардовская песня сегодня», «Своеобразие поэзии Виктора Цоя», «Способы актуализации газетного заголовка», «Что читает наше поколение?», «Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии»- именно подобные темы вызывают заинтересованность современных обучающихся старших классов.
Но каким бы ни был исследовательский проект, главное состоит в том, чтобы вся работа была выстроена в соответствии с порядком работы над исследовательским проектом, который и включает в себя несколько этапов:
Планирование работы;
Этап сбора и анализа материала;
Этап обобщения информации;
Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
Важно, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Поэтому работа обучающегося с ОВЗ на 1 этапе подготовки исследовательского проекта должна сопровождаться помощью, поддержкой, координационной деятельностью педагога, так как именно от правильности и понятности определения темы, целей и задач зависит успех всей работы. Целеполагание работы должно быть максимально понятно обучающемуся с ОВЗ. Работа по сбору и анализу информации непременно должна быть проведена в самостоятельном режиме, иначе обучающийся теряет уникальную возможность самовыражения, столько необходимую для ребенка с ОВЗ в психологическом плане формирования и становления самостоятельности и ответственности.
На этапах обобщения информации и представления полученных результатов очень часто обучающийся с ОВЗ испытывает сложности и трудности, в том числе и технического плана. Чаще всего работа на этих этапах проводится в совместном режиме с преподавателем.
Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»), проведенный в октябре 2020 года в 11 Ж классе, показал основные трудности, с которыми приходится сталкиваться обучающимся с ОВЗ при работе подобного типа. Самой большой проблемой явилось время. Работа над данным проектом проводилась в течение 2-х с лишним недель. Несмотря на четкое целеполагание, совместную работу с преподавателем на этапах планирования, обобщения и представления информации в виде презентации, большие трудности вызвала работа с текстом и фильмом. Так, у обучающегося не получилось сравнить и проанализировать образы главных героев художественного произведения и образы актеров фильма, исполняющих соответствующие роли. Однако получилось неплохое сравнение композиции художественного произведения и произведения кинематографа. В процессе исследовательской работы над текстом произведения и кинофильмом выявилось большое количество искажений сюжетной линии. Из 13 глав произведения сюжет изменен в 9 из них. Однако, по мнению обучающегося, благодаря мастерству режиссера и сценариста, данные неточности второстепенны, они не меняют главную авторскую мысль, а, наоборот, подчеркивают ее, стремятся усилить. Именно поэтому, как считает обучающийся, в фильме появляется новый герой, сам автор. И задача этого героя- усилить чувства Желткова, показать их ярче, донести до зрителей.
Процентное соотношение текста произведения и сценария фильма отражено в Диаграмме 1.
Диаграмма1.
На основании уже этой проведенной работы гипотеза, заявленная в начале проекта, была опровергнута.
Подводя итоги, обучающейся пришел к выводу, что тест художественного произведения и его экранизация часто имеют существенные отличия. Это обоснованно и деятельностью режиссера, так как именно он воплощает в фильме свое видение и понимание сюжетной линии, и игрой актеров, которые порой имеют внешность и характеры, не идентичные изображаемым в тексте. Безусловно, режиссер имеет право на отражение в кинематографе собственного видения художественного произведения, но все преобразования исходного текста должны оставаться в рамках сюжетной линии. В противном случае произведение кинематографа не может являться экранизацией художественного, авторского текста. Поэтому в процессе работы над художественном текстом невозможна замена изучения его в текстовом виде на просмотр соответствующей экранизации. Работа над данным исследовательским проектом показала, что произведения кинематографа по художественным произведениям уместно использовать в тандеме с чтением оригинальных текстов.
Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»), проведенный в октябре 2020 года в 11 Ж классе, вызвал большую заинтересованность со стороны обучающегося, возник эффект «полного погружения» в работу. Данный проект показал, что исследование как вид образовательной деятельности - это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования.