СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с ОВЗ на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках литературы с примерами из опыта работы преподавателя и обучающегося с ОВЗ над исследовательским проектом  по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»)

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с ОВЗ на уроках литературы»

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с ОВЗ на уроках литературы

Ходыревская А. Н.

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в стандарте основного общего образования, – «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». В стандарте старшей школы – «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний».

Для того чтобы деятельность любого ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учитывает их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.

В контексте внедрения ФГОС, когда на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе интеллектуальном труде, актуально развитие проектной деятельности в системе литературного образования старшеклассников.

Проектная деятельность на уроках литературы – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения – это познавательная деятельность.

В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни – это ценностно- ориентационная деятельность.

Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.

Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.

Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.

Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления, изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового, перспективного видения и социальной активности.

Для обучающихся с ОВЗ проектно-исследовательская деятельность не только возможна, но и необходима, т. к. обучение таких учеников неразрывно связано с их развитием. Все виды деятельности, связанные с подготовкой и презентацией исследовательского проекта, по силам абсолютному большинству обучающихся с ОВЗ, за исключением, может быть, коммуникативной деятельности, т к обучение ребят литературе в рамках образовательного процесса Центра дистанционного образования «Новые технологии» происходит в индивидуальном порядке, нет контакта в другими обучающимися. И проект по литературе в условиях нашего Центра дистанционного образования-это,прежде всего, индивидуальный ученический проект.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

Для учащихся старших классов темы, цели и задачи исследовательских проектов должны быть основательней и глубже. Интерес обучающихся неизменно вызывают интегрированные темы, связанные с разными видами искусства: театром, музыкой, кинематографом и пр. Особое воодушевление испытывают обучающиеся при работе с темами на основе краеведческого материала, при работе с архивными, музейными данными. «Бардовская песня сегодня», «Своеобразие поэзии Виктора Цоя», «Способы актуализации газетного заголовка», «Что читает наше поколение?», «Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии»- именно подобные темы вызывают заинтересованность современных обучающихся старших классов.

Но каким бы ни был исследовательский проект, главное состоит в том, чтобы вся работа была выстроена в соответствии с порядком работы над исследовательским проектом, который и включает в себя несколько этапов:

  1. Планирование работы;

  2. Этап сбора и анализа материала;

  3. Этап обобщения информации;

  4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Важно, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Поэтому работа обучающегося с ОВЗ на 1 этапе подготовки исследовательского проекта должна сопровождаться помощью, поддержкой, координационной деятельностью педагога, так как именно от правильности и понятности определения темы, целей и задач зависит успех всей работы. Целеполагание работы должно быть максимально понятно обучающемуся с ОВЗ. Работа по сбору и анализу информации непременно должна быть проведена в самостоятельном режиме, иначе обучающийся теряет уникальную возможность самовыражения, столько необходимую для ребенка с ОВЗ в психологическом плане формирования и становления самостоятельности и ответственности.
На этапах обобщения информации и представления полученных результатов очень часто обучающийся с ОВЗ испытывает сложности и трудности, в том числе и технического плана. Чаще всего работа на этих этапах проводится в совместном режиме с преподавателем.

Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»), проведенный в октябре 2020 года в 11 Ж классе, показал основные трудности, с которыми приходится сталкиваться обучающимся с ОВЗ при работе подобного типа. Самой большой проблемой явилось время. Работа над данным проектом проводилась в течение 2-х с лишним недель. Несмотря на четкое целеполагание, совместную работу с преподавателем на этапах планирования, обобщения и представления информации в виде презентации, большие трудности вызвала работа с текстом и фильмом. Так, у обучающегося не получилось сравнить и проанализировать образы главных героев художественного произведения и образы актеров фильма, исполняющих соответствующие роли. Однако получилось неплохое сравнение композиции художественного произведения и произведения кинематографа. В процессе исследовательской работы над текстом произведения и кинофильмом выявилось большое количество искажений сюжетной линии. Из 13 глав произведения сюжет изменен в 9 из них. Однако, по мнению обучающегося, благодаря мастерству режиссера и сценариста, данные неточности второстепенны, они не меняют главную авторскую мысль, а, наоборот, подчеркивают ее, стремятся усилить. Именно поэтому, как считает обучающийся, в фильме появляется новый герой, сам автор. И задача этого героя- усилить чувства Желткова, показать их ярче, донести до зрителей.

Процентное соотношение текста произведения и сценария фильма отражено в Диаграмме 1.


Диаграмма1.


На основании уже этой проведенной работы гипотеза, заявленная в начале проекта, была опровергнута.


Подводя итоги, обучающейся пришел к выводу, что тест художественного произведения и его экранизация часто имеют существенные отличия. Это обоснованно и деятельностью режиссера, так как именно он воплощает в фильме свое видение и понимание сюжетной линии, и игрой актеров, которые порой имеют внешность и характеры, не идентичные изображаемым в тексте. Безусловно, режиссер имеет право на отражение в кинематографе собственного видения художественного произведения, но все преобразования исходного текста должны оставаться в рамках сюжетной линии. В противном случае произведение кинематографа не может являться экранизацией художественного, авторского текста. Поэтому в процессе работы над художественном текстом невозможна замена изучения его в текстовом виде на просмотр соответствующей экранизации. Работа над данным исследовательским проектом показала, что произведения кинематографа по художественным произведениям уместно использовать в тандеме с чтением оригинальных текстов.

Исследовательский проект по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»), проведенный в октябре 2020 года в 11 Ж классе, вызвал большую заинтересованность со стороны обучающегося, возник эффект «полного погружения» в работу. Данный проект показал, что исследование как вид образовательной деятельности - это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!