СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Проектная деятельность на уроках литературы" посвящена работе над проектом в пятом классе "Книга сказок своими руками". Определены цели и задачи, этапы проекта, дано описание деятельности небольшого ученического коллектива в рамках названного проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе»

Проектная деятельность

на уроках литературы в 5 классе

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности, которая актуальна ещё и в связи с требованиями ФГОС.

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Если мы обратимся к вариантам рабочих программ по русскому языку и литературе, которые предлагаются сегодня учителю, то обнаружим, что каждая программа обязывает создавать проекты на уроке в достаточно большом количестве. Чаще всего проектная деятельность предполагается на заключительных уроках какого – либо раздела. Например, в разделе «Устное народное творчество» в 5 классе.

Опыт моей работы в рамках названного проекта начался в прошлом году в 5 классе и нашёл своё продолжение в этом. Организовывая и реализовывая проектную деятельность по итогам изучения названного раздела, я руководствовалась прежде всего теорией на тему «Проектная деятельность в режиме ФГОС». Не могу обойтись без неё и в выступлении.

Что такое проект? Это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. А одной из целей любого школьного проекта   является формирование творческого мышления учащихся.  Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе.

Кстати говоря, в педагогической литературе я обнаружила, что в 5 и 6 классах рано создавать проект, дети ещё не готовы к самостоятельной работе по всем направлениям. В этом случае нужно говорить о проектной задаче. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий, требуемых для их выполнения.



Принимая во внимание, что в 5 классе индивидуальную самостоятельность в решении поставленных задач проявить очень трудно, мы работали коллективно, формулируя тему, цели, составляя план, распределяя роли,… и т.д. Но были и индивидуально выполненные задания. Главное, что в этой деятельности всегда был выбор.

Вид нашего проекта: ролевой, творческий, информативный, исследовательский.

Итак, тема нашего проекта «Книга сказок своими руками».

  1. Цели проекта:

- создать книгу сказок;

- научиться создавать коллективный проект.

Задачи проекта:

- познакомиться с неизвестными нам русскими народными сказками;

- сочинить волшебную сказку;

- познакомиться с профессиями людей, которые участвуют в создании книги.



3. Этапы проекта:

Подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе

мы познакомились с материалами учебника литературы;

прочитали и проанализировали волшебные сказки по школьной программе.

На основном этапе мы провели следующую работу:

в школьной библиотеке нашли сборники русских народных сказок и прочитали их;

каждый из учащихся через художественный пересказ представил и порекомендовал классу прочитать бытовую сказку и сказку о животных, которые и вошли в наш сборник сказок;

кроме того, дети выбрали волшебные сказки для нашего сборника;

далее нам предстояло изучить подробную схему волшебной сказки, доказать конкретными примерами, что эта схема действительно отражает содержание и передаёт композицию волшебной сказки – это и стало исследовательской частью проекта;

очень непростой, но интересной стала работа по сочинению волшебной сказки, которую каждый ученик выразительно прочитал классу и доказал, что эта сказка волшебная;

обращаясь к схеме волшебной сказки, мы проанализировали и оценили каждую сочинённую сказку (и это тоже было исследованием)

Следующая часть проекта была посвящена созданию книги сказок.

Мы изучили, из чего состоит книжка, узнали, кто создаёт книгу, и распределили соответствующие роли.

А дальше выполнили работу в соответствии с поставленными задачами.

Ребята были очень активны, дружны, помогали друг другу, оценивали свою деятельность и деятельность коллег, призывали к ответственности… Работали увлечённо.

На заключительном этапе в работе над книгой пришли к выводу,

что составлять свою книгу интересно,

что ребята умеют работать коллективно и коллективная работа помогает достичь лучшего результата,

что могут быть творческими, научились сочинять волшебные сказки;

что узнали много русских народных сказок;

что им интересно читать сказки и они будут их читать;

что профессии людей, участвующих в создании книги, творческие, требующие упорства и старания, изобретательности.

Следующий этап - презентация книги и всего проекта. Эта часть обязательна при реализации проекта. Дети, имеющие опыт защиты проектов в начальной школе, хотели выступать. (Это была их инициатива – пригласить директора и завуча на защиту). Готовились вместе. После обсуждения мне предстояло изложить всё на бумаге, чтобы они могли достойно выступить.

ПРЕДСТАВЛЯЮ КНИГУ

Название нашей книги «Сказки детям».

В предисловии написано, почему мы её так назвали.

Книга состоит из пяти разделов:

  1. «Сказочники и собиратели сказок».

  2. «Волшебные сказки».

  3. «Сказки о животных».

  4. «Бытовые сказки».

  5. «Наши сказки».

Далее мы написали необычное послесловие в жанре синквейнов и оглавление. Заканчивается книга перечислением коллектива её составителей.

Итак, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему);

- анализировать сделанное;

- целеполагать;

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать;

- проявлять инициативу при поиске способов решения задач;

- вступать в коммуникацию.


В ходе проектной деятельности происходит овладение ключевыми компетенциями школьника: коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской. Это важнейшая цель проектной деятельности.

Ещё одна цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий.

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

НО создание проектов в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, поэтому представленная форма работы более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!