Проектная деятельность
на уроках литературы в 5 классе
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности, которая актуальна ещё и в связи с требованиями ФГОС.
Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Если мы обратимся к вариантам рабочих программ по русскому языку и литературе, которые предлагаются сегодня учителю, то обнаружим, что каждая программа обязывает создавать проекты на уроке в достаточно большом количестве. Чаще всего проектная деятельность предполагается на заключительных уроках какого – либо раздела. Например, в разделе «Устное народное творчество» в 5 классе.
Опыт моей работы в рамках названного проекта начался в прошлом году в 5 классе и нашёл своё продолжение в этом. Организовывая и реализовывая проектную деятельность по итогам изучения названного раздела, я руководствовалась прежде всего теорией на тему «Проектная деятельность в режиме ФГОС». Не могу обойтись без неё и в выступлении.
Что такое проект? Это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. А одной из целей любого школьного проекта является формирование творческого мышления учащихся. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе.
Кстати говоря, в педагогической литературе я обнаружила, что в 5 и 6 классах рано создавать проект, дети ещё не готовы к самостоятельной работе по всем направлениям. В этом случае нужно говорить о проектной задаче. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий, требуемых для их выполнения.
Принимая во внимание, что в 5 классе индивидуальную самостоятельность в решении поставленных задач проявить очень трудно, мы работали коллективно, формулируя тему, цели, составляя план, распределяя роли,… и т.д. Но были и индивидуально выполненные задания. Главное, что в этой деятельности всегда был выбор.
Вид нашего проекта: ролевой, творческий, информативный, исследовательский.
Итак, тема нашего проекта «Книга сказок своими руками».
Цели проекта:
- создать книгу сказок;
- научиться создавать коллективный проект.
Задачи проекта:
- познакомиться с неизвестными нам русскими народными сказками;
- сочинить волшебную сказку;
- познакомиться с профессиями людей, которые участвуют в создании книги.
3. Этапы проекта:
Подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе
мы познакомились с материалами учебника литературы;
прочитали и проанализировали волшебные сказки по школьной программе.
На основном этапе мы провели следующую работу:
в школьной библиотеке нашли сборники русских народных сказок и прочитали их;
каждый из учащихся через художественный пересказ представил и порекомендовал классу прочитать бытовую сказку и сказку о животных, которые и вошли в наш сборник сказок;
кроме того, дети выбрали волшебные сказки для нашего сборника;
далее нам предстояло изучить подробную схему волшебной сказки, доказать конкретными примерами, что эта схема действительно отражает содержание и передаёт композицию волшебной сказки – это и стало исследовательской частью проекта;
очень непростой, но интересной стала работа по сочинению волшебной сказки, которую каждый ученик выразительно прочитал классу и доказал, что эта сказка волшебная;
обращаясь к схеме волшебной сказки, мы проанализировали и оценили каждую сочинённую сказку (и это тоже было исследованием)
Следующая часть проекта была посвящена созданию книги сказок.
Мы изучили, из чего состоит книжка, узнали, кто создаёт книгу, и распределили соответствующие роли.
А дальше выполнили работу в соответствии с поставленными задачами.
Ребята были очень активны, дружны, помогали друг другу, оценивали свою деятельность и деятельность коллег, призывали к ответственности… Работали увлечённо.
На заключительном этапе в работе над книгой пришли к выводу,
что составлять свою книгу интересно,
что ребята умеют работать коллективно и коллективная работа помогает достичь лучшего результата,
что могут быть творческими, научились сочинять волшебные сказки;
что узнали много русских народных сказок;
что им интересно читать сказки и они будут их читать;
что профессии людей, участвующих в создании книги, творческие, требующие упорства и старания, изобретательности.
Следующий этап - презентация книги и всего проекта. Эта часть обязательна при реализации проекта. Дети, имеющие опыт защиты проектов в начальной школе, хотели выступать. (Это была их инициатива – пригласить директора и завуча на защиту). Готовились вместе. После обсуждения мне предстояло изложить всё на бумаге, чтобы они могли достойно выступить.
ПРЕДСТАВЛЯЮ КНИГУ
Название нашей книги «Сказки детям».
В предисловии написано, почему мы её так назвали.
Книга состоит из пяти разделов:
«Сказочники и собиратели сказок».
«Волшебные сказки».
«Сказки о животных».
«Бытовые сказки».
«Наши сказки».
Далее мы написали необычное послесловие в жанре синквейнов и оглавление. Заканчивается книга перечислением коллектива её составителей.
Итак, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему);
- анализировать сделанное;
- целеполагать;
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать;
- проявлять инициативу при поиске способов решения задач;
- вступать в коммуникацию.
В ходе проектной деятельности происходит овладение ключевыми компетенциями школьника: коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской. Это важнейшая цель проектной деятельности.
Ещё одна цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий.
Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
НО создание проектов в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, поэтому представленная форма работы более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету.
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность.