СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы с использованием проектной деятельности в 8 классе по теме «Связь прошлого, настоящего и будущего в историческом цикле стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы «Связь прошлого, настоящего и будущего в цикле стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом» предназначен для обучающихся 8 классов и направлен на совершенствование умений составлять устное выступление, писать эссе на основе анализа стихотворного произведения, делать выводы, а также на отработку умения сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения, формирование исторической памяти и духовно-нравственного потенциала личности. Результатом работы в течение урока станет создание учениками собственных мини-проектов, отвечающих требованиям заявленной темы, а также их защита. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы с использованием проектной деятельности в 8 классе по теме «Связь прошлого, настоящего и будущего в историческом цикле стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом»»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 8 классе по теме:

Связь прошлого, настоящего и будущего

в историческом цикле стихотворений А.А. Блока

«На поле Куликовом»


Цель: доказать, что цикл «На поле Куликовом» – актуальное произведение в каждый период развития России, в том числе и сегодня; показать ответственность каждого перед родной страной; подвести итоги изучения произведения.

Задачи:

1) совершенствовать умение составлять устное выступление, писать эссе на основе анализа стихотворного произведения, делать выводы;

2) совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

3) отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения; формировать историческую память, духовно-нравственный потенциал личности.


ХОД УРОКА

  1. ОНУ

  2. Мотивация и актуализация знаний

- Лирика – это удивительное творение поэта. С её помощью он размышляет над важными вопросами, заставляет нас задумываться на самые актуальные темы и, конечно, раскрывает свою душу. Удивительно и то, что с помощью этой лирики свою душу может раскрыть не только сам поэт-автор, но и любой человек, который проникся красивыми строками и решил прикоснуться к ним.

Как это сделать? Так же, как и авторы песни, написанной на стихи из цикла «На поле Куликовом» Александра Блока. Давайте послушаем, что у них получилось!

Прослушивание песни на стихи из цикла «На поле Куликовом» А. Блока


III. Определение темы урока и целеполагание

Приём «Два вопроса»

- На прошлом уроке мы выяснили, что Блок в своём историческом цикле стихотворений «На поле Куликовом» не только демонстрирует читателю события, происходившие на Куликовом поле в XIV веке, но и отражает своё настоящее – то есть историю России начала XX века, а также пытается заглянуть в будущее и предсказать, что будет происходить с судьбой нашей Родины в дальнейшем.

Посмотрите на тему и скажите, что мы сегодня будем изучать и зачем нам это?


IV. Работа над творческим отчётом

- Рассматривать связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны в цикле «На поле Куликовом» мы будем с помощью творческих отчётов в форме мини-проектов, которые вам предстоит создать на сегодняшнем уроке. Перед вами четыре формы отчётности, вам нужно выбрать одну, наиболее вам понравившуюся, и работать над ней в течение 20 минут. Затем мы перейдём к защите ваших мини-проектов. То есть вы не просто должны, например, нарисовать иллюстрацию, но и объяснить, как с её помощью вы пытались отразить связь прошлого, настоящего и будущего России, показанную в стихотворениях Блока.

Форма творческого отчёта по теме

«Связь прошлого, настоящего и будущего в историческом цикле Александра Блока « На поле Куликовом»:

  1. Художественная иллюстрация

  2. Словесная зарисовка (эссе)

  3. Стихотворение собственного сочинения

  4. Стихотворение из цикла Блока наизусть (или стихотворение «Россия»)


V. Защита мини-проектов

Восьмиклассники по очереди выступают со своей работой и самостоятельно оценивают её. Затем получают оценку одноклассников. Итоговый балл учитель выставляет в журнал.


VI. Подведение итогов урока

- Почему Блок обращается к истории прошлого?

- О чём идёт повествование в цикле?

- Было ли это актуальным во времена Блока?

- Актуально ли это в наше время?


VII. Рефлексия



Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) –

русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик; классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.


А.А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье ректора университета А.Н. Бекетова. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической литературы были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дом». В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и её дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений.

«С 7 лет Саша начал увлекаться писанием, он сочинял коротенькие рассказы и стихи, ребусы. Из этого материала составлял то альбом, то журналы. Сохранилось несколько книжек такого рода. В последних классах гимназии он начал издавать рукописный журнал «Вестник». (М.Бекетова «Александр Блок»). Талант его крепнет от стихотворения к стихотворению. В «Автобиографии» Блок вспоминал о том, как он, 20-летний студент, принёс редактору журнала «Мир Божий» В.П.Острогорскому стихи, навеянные картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд. Редактор отнесся к его «безыдейным» стихам, по словам Блока, «со свирепым добродушием», сказав: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» Редактор оказался недальновиден и глух к поэзии: ведь стихи эти лишь внешне могли показаться далёкими от современных тогдашних событий. На самом деле они были о жизни, о времени, о России, только говорят об этом крупно, символически.

Блок вполне искренне приветствовал революцию 1905 г., хотя до конца не понимал её подлинного смысла. Восприятие революции как могучей стихии порождало у Блока двойственное отношение к ней. Его и радовала могучая стихия, способная перевернуть мир, но, с другой стороны, его пугала разрушительная сила революции. Революция обострила у Блока патриотическое чувство и пробудила интерес к судьбе России, к её истории, природе, национальным традициям.

В течение всего 1917 г. Блок не создал ни одного поэтического произведения. Творческий перелом наступил после Октябрьского переворота. Блок поверил в «Очистительную силу революции». «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами, - говорила его тётка М.А.Бекетова, - и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт; в течение января 1918 года он написал свои известные произведения – статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворения «Скифы».

Как истинный романтик, Блок уверовал, что революцией «задумано» «переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью». Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве «Всемирная литература», был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем бесконечные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он вдруг воочию убеждается в том, что бюрократизм, пошлость, не только не исчезли из окружающей жизни, но, напротив, торжествуют.

«Последняя болезнь его длилась почти 3 месяца. Она выражалась главным образом в одышке и болях в области сердца при повышенной температуре. Больной был очень слаб, голос его изменился, он стал быстро худеть, взгляд его потускнел, дыхание было прерывистое, при малейшем волнении он начинал задыхаться… Он жестоко страдал до последней минуты. Скончался в 10 часов утра в воскресенье 7 августа 1921 года в присутствии матери и жены» (М.Бекетова «Александр Блок»).

Проверочная работа по теме

«Прошлое, настоящее и будущее в историческом цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом»

(в форме опросника «Да-нет»)


  1. Куликовская битва состоялась 8 сентября 1830 года.

  2. Блок стал свидетелем революций 1905 и 1917 годов.

  3. Интерес к истории России у Блока впервые появился в семье деда, занимающегося медициной.

  4. Работая над циклом «На поле Куликовом», Блок хотел не только передать события, произошедшие в XIV веке, но и поразмышлять о настоящем и будущем России.

  5. Женский образ, с которым в цикле Блок постоянно сравнивает Русь, - это мать.

  6. Донская икона Божией Матери неразрывно связана с событием, описанным Блоком в цикле.

  7. Чувство необъятной тревоги красной нитью проходит через всё произведение.

  8. Во фразах «грустят стога» и «идут испуганные тучи» автор использует такой троп, как эпитет.

  9. Циклэто несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главным героем, единым замыслом, исторической эпохой, местом действия.

  10. В строфе используется троп «анафора»:

За тишиной непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!