СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старообрядчество в современной России.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе

Просмотр содержимого документа
«Старообрядчество в современной России.»

Общество с ограниченной ответственностью ‹‹ ИНФОУРОК ››








ЭССЕ





на тему: Старообрядчество в современной России

(Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)


(контрольная работа к модулю 6)





выполнила:

Филиппова Галина Николаевна,

учитель начальных классов










г. Чебаркуль, Челябинская область

2020


Оглавление

Введение 3

Глава 1. История развития и становления старообрядческой культуры 4

1.1. Русская церковь до XVII века 4

1.2. Реформы, приведшие к началу раскола и гонению старообрядцев 5

Глава 2. Старообрядчество в современном мире 7

2.1. Основные течения старообрядчества 7

2.2. Современная православная старообрядческая религиозная организация 8

Заключение 9

Список литературы 10



































Введение

Россия - это страна с множеством народов, с уникальной культурой и традициями. Россию по праву можно считать страной, включающей с себя множество мировых религий, многие из которых являются уникальными и неповторимыми по своей сути. Их сосуществование и многообразие делает собственно Россию Россией. Но именно православное христианство играет особую роль в многовековом становлении нашего государства. Старообрядчество, являясь одним из религиозных течений русской православной церкви, существует и сегодня. Данная тема позволяет приоткрыть малоизвестную страничку в истории нашего государства. К тому же старообрядчество – неотъемлемая часть российской истории, которую необходимо знать потомкам. Старообрядчество сыграло значительную роль в становлении современной России.

Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.









































Глава 1. История развития и становления старообрядческой культуры 1.1. Русская церковь до XVII века

В 988 году произошло крупнейшее событие в истории становления нашего государства, крещение Руси. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка великого князя Владимира, приняла святое крещение и, по словам летописца, «многих ко вере приводе». После чего, Русская православная церковь ещё в течение многих сотен лет (≈ 600 лет) укреплялась, расширялась и процветала находясь в единстве со всем сущим миром.

Истинное Христианство на Руси, на тот момент, было как монолит без единого изъяна. Сколько бы раз над Русью не поднимался дамоклов меч, будь то попытки подчинения или раскола русской церкви (татаро-монгольское иго), ни что не смогло разрушить и искоренить православие. Даже папский престол и тот, не смог подчинить себе русскую церковь.

Изначально управление русской церковью находилось в Киеве во главе с митрополитом. Греки - первые митрополиты на Руси. Уже позднее, на Руси, митрополитов избирали собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Вскоре, т.к. Киев был разорён татарами в 1240 году, пребывание митрополита было перенаправлено во Владимир. А через некоторое время и вовсе, митрополитская кафедра, была перенесена в Москву.

С 1448 года митрополиты стали избираться без утверждения и хиротонии византийского патриарха, т.е. русская церковь приобрела независимость от греческой.

В 1551 году в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название «Стоглавый». Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы по церковному уставу и нарушает обряды и предания св. церкви.

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.














1.2. Реформы, приведшие к началу раскола и гонению старообрядцев

В русской церкви, с приходом патриарха Никона, стали происходить нововведения, включавшие в себя новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, всё происходило самовольно, без одобрения собора, что и послужило в скором времени причиной раскола церкви. Те, кто последовали за ним стали называть новообрядцами (люди новой веры). Используя власть, последователи провозгласили свою церковь православной, а своих противников - «раскольниками». Им было удобно, чтобы на раскольников пала вся вина за церковный разлад, хотя на самом деле это были люди, которые продолжали верить в то, что им было дано и чему они были верны, а это древние церковные обряды и предания. В связи с чем они по праву себя называли православными старообрядцами, людьми старой веры, истинными или древлеправославными христианами.

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело. Все страшились и трепетали перед Никоном.

Вступление Никона на московский патриарший престол свелось к следующим церковным нововведениям:

- Символ веры (В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого»).

- Имя Иисус (В ходе церковных реформ традиционное написание имени ХристаИсус было заменено на заимствование из греческого написания Иисус).

- Трисоставный восьмиконечный крест (Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос. Крест трисоставный, по учению Церкви, представ­ляет собой образ Святой Троицы, Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Трои­цы).

- Двуперстие (Двуперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Но в ходе реформы Никона двуперстие заменилось Троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия).

Поклоны (Поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю. сие есть велие самочиние и безчиние (Око церковное, лл. 3 об. _ 4).

Иконопись (Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов).

- Богослужебное пение (Сохраняемое староверами знаменное (крюковое) пение получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение).

Эти изменения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Все эти жестокие меры и изменение, в связи с расколом, привели к сильному гонению на людей старой веры. Огромное большинство преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где заводили себе приют. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещеваний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».

Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. «Нет нигде места, - говори они, - только и уходу, что в огонь да в воду». Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви просмоленные и обложенные соломой.

По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. В них старообрядцы обзываются «ворами», «раскольниками», «противниками церкви» и караются страшными казнями.

Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Только события, связанные с революцией 1905 года, дали старообрядцам возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Но до самого 1917 г. старообрядцы так и не получили полной религиозной свободы.

В Советский период власть относительно благосклонно относилась к старообрядцам. Во время Великой Отечественной войны большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения.











Глава 2. Старообрядчество в современном мире 2.1. Основные течения старообрядчества

Основными течениями старообрядства являются поповство, единоверие и беспоповство.

Поповство является одним из широких течений старообрядчества, которое возникло в последнем десятилетии XVII века. Протопоп Аввакум призывал принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить» [7]. Поповцы признают таинства Православного христианства и необходимость священников при богослужениях и обрядах. Участие в церковной жизни могут принимать не только священнослужители, но и миряне. Центрами поповства были Нижегородский край, Донская область, Черниговщина, Стародубье. Поповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви, их называли «беглопоповцами». После перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия в 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, являющаяся в настоящее время одним из самых крупных старообрядческих направлений. Поповцы придерживаются старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.

Большая часть поповцев сосредоточилась в России, их численность на конец XX века составляет около 1,5 миллионов человек. Основные группы поповцев на настоящий момент – это Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Единоверие, как течение, появилось в 1800 году. Митрополитом Платоном были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами. На сегодняшний день единоверие или православное старообрядчество имеет в Русской православной церкви приходы, сохраняют дореформенные обряды, но при этом признают иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви.

Беспоповство появилось в XVII веке. Так как старообрядцы после смерти священников старого рукоположения остались без епископов и не признавали новых священников, сформировалось беспоповство. Такие старообрядцы стали именоваться официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие, в быту их стали называть беспоповцами. Богослужение беспоповцы проводят мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем. Центры беспоповцев - это побережье Белого моря, Олонецкий край - современная Карелия и речка Керженец в Нижегородских землях. Позднее появились новые разделения и появились согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово, средники, дырники и бегуны. В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства — Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.



2.2. Современная православная старообрядческая религиозная организация

В настоящее время крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь. Это - Белокриницкая иерархия, основанная в 1846 году. Она насчитывает около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, в Румынии. Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии образовалась в 2007 году в самостоятельную церковь. Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а затем - в Москве.

На Архиерейском соборе в 2000 году Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью…» [8]. На круглом столе, который был проведен 3 марта 2016 года в Московском доме национальностей, обсуждались актуальные проблемы старообрядчества. На нем присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви [9]. Представительство было самое высокое — московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые [10]. В 2018 году в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына состоялся Всемирный старообрядческий форум для решения общих проблем и сохранения культурных и духовных ценностей, объединяющих современных старообрядцев.

Численность старообрядцев в России свыше 2 миллионов человек. Среди них большинство русских, есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. Помимо России старообрядческие общины присутствуют в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде, в ряде стран Латинской Америки и в Австралии.












Заключение

Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Таким образом, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.































Список литературы
  1. Старообоядчество - Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Старообрядчество и старообрядцы. Ответ из первых уст. – Режим доступа: https://ruvera.ru/staroobryadchestvo

  3. Градовский А. Д. Гл. 6. О веротерпимости // Начала русского государственного права. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875. — Т. I.

  4. Закон от 3 мая 1883 г. и трансформация ответственности сектантов за некоторые религиозные преступления. Тольяттинский государственный университет (3 мая 1883).

  5. Библиофонд. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=770696

  6. Азбука веры. Православная библиотека. Николай Иванович Попов. Опыт исследования: что такое современное старообрядчество в России? – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/opyt-issledovanija-chto-takoe-sovremennoe-staroobrjadchestvo-v-rossii/

  7. Н. И. Субботин. Материалы по истории раскола. — Т. 5. — С. 221

  8. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия.

  9. Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества» Русская Православная Старообрядческая Церковь.

  10. Живые и мертвые, Независимая газета (16 марта 2016). Дата обращения 22 ноября 2017.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!