СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Духовный мир личности. Российский менталитет

Цели урока:

1. В процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа.

2. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.

3. Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.

Тип урока: Урок-дискуссия (на основе интеграции с отечественной историей и литературой).

Оборудование урока: Философская литература, классная доска, плакат.

Терминология: социальная психология, тенденция, рационализм, имидж, нравственность, менталитет.

Литература и источники:

Н.Бердяев «Русская душа»,

Ф.Достоевский «Дневники писателя»,

Н.Лосский «Характер русского народа»,

Петерим Сорокин «Русский национальный характер»,

а также цитаты из сочинений С.Булгакова, Д.Лихачева, И.Бунина, Ф.Тютчева.

Эпиграф:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать, –

В Россию можно только верить.

 Слово учителя.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, признает существование национального характера. Но дать какое-то однозначное, точное определение этому явлению очень трудно. Национальный характер имеет тенденцию видоизменяться. Но наиболее ярко сущность национального характера проявляется в переломные периоды истории. Сегодня очень модным является слово «менталитет». Современное значение этого термина трактуется как устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляются национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.

Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях русской души, русского национального характера на примерах отечественной истории, русской философской мысли, русской литературы.

1-й ученик.

Просматривая сочинения Н.Бердяева «Русская душа», я натолкнулась на мысль автора о том, что в отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа характера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п.

2-й ученик (оппонент).

А я считаю это неверным: русский народ, особенно его великорусская ветвь,- народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен. Но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Мог ли «мягкотелый» народ объединиться в могущественное централизованное государство, выстоять множество нашествий врагов?!

3-й ученик.

Но основная, наиболее глубокая черта русского народа, по-моему, и я думаю вы согласитесь с русским религиозным философом С.Булгаковым, есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.

4-й ученик.

Действительно, у Ф.Достоевского в «Дневниках писателя», мы встречаем:

«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Он

Доказывает свою мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».

5-й ученик.

Кстати, вам будет любопытно, англичанин Стивен Грехам, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии», говорит, что с англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.

6-й ученик (оппонент).

А профессор Сорбонны Жюль Легра в 1934 г. говорил о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе.

7-й ученик (оппонент).

А как относиться к потрясающим воображение крайней фанатичной нетерпимости старообрядчества, самосожжение многих тысяч верующих, вспомните «Хованщину» Мусоргского, самозакапывание в землю, а следовательно, крайне мучительную смерть. Выходит, что СТРАДАНИЯ и их преодоление тоже в характере русского человека?

8-й ученик.

А страдания, по-вашему, это хорошо или плохо? По-моему, они закаляют человека, показывают, на что он годен и способен. В страданиях человек обретает своё достоинство, переосмысливает себя (пример).

9-й ученик.

Действительно, русскому человеку присуще ТЕРПЕНИЕ (ДОЛГОТЕРПЕНИЕ). Чем хуже – тем лучше! В самых тяжёлых экстремальных ситуациях русский человек больше мобилизуется (пример).

10-й ученик (оппонент).

Но обратной стороной русской терпимости является БУНТ и АНАРХИЯ. «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» – гласит народная мудрость. А русский бунт страшен и кровав. Вспомните Разина и Пугачёва, народовольцев и большевиков.

11-й ученик.

Русская анархия и бунт сказались и в появлении «серебряного века», в рассвете русской литературы, поэзии и философской мысли, появлении авангардизма в живописи, изобразительном искусстве, диссидентства и правозащитного движения, в конце концов!

….И в разрушении церквей, храмов и монастырей, истреблении цвета русской нации.

12-й ученик.

Мне кажется, это можно объяснить тем, что русский человек – ПРАВДОИСКАТЕЛЬ по своей сути. Русское государство – бюрократическое государство. Оно таковым являлось 100, 200, 300 лет назад и таковым, наверное, остаётся сейчас. Любая реформа в России порождала новых бюрократов, угнетающих народ. Поэтому русский человек искал правду

10-й ученик (оппонент).

 не вовне, а внутри себя. Русское правдоискательство – это богоискательство. У других народов существует религия, а у русских – ВЕРА. И этим всё сказано!

(примером может служить поэма А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

13-й ученик.

Неслучайно поэтому, что русский человек не заботиться о быте, он не локален, а всемирен, легко адаптируется к любым условиям жизни. Вспомнимте хотя бы героя «Поднятой целины» Нагульнова. Его жизненные неурядицы и неустроенность были ничто по сравнению с идеей мировой революции, всеобщего благоденствия, за которую он отдал жизнь.

Слово учителя.

Многие писатели ставят в связь характер русского народа, особенно великороссов, с бескрайним простором восточно-европейской равнины с её климатом. Известный историк России В. Ключевский говорил, что природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта склонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».

Слово «воля» нигде не присутствует в европейских языках. Оно могло появиться только в России. Потому что, по словам академика Д. Лихачёва, воля – это свобода + простор.

14-й ученик.

Русскому характеру присуща также МОГУЧАЯ СИЛА ВОЛИ, откуда возникает СТРАСТНОСТЬ, МАКСИМАЛИЗМ и ЭКСТРЕМИЗМ. Вспомним хотя бы стихотворение А. Толстого:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!

15-й ученик (оппонент).

Да, уж. Любит русский мужик развернуться! Не считаясь ни с какими расходами, устраивает застолья, был бы повод. Вспомните хотя бы пьесы А. Н. Островского.

14-й ученик.

Потому что русский человек – ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК. «Демьянова уха» могла быть только у русских. А если серьёзно, то русский человек – КОЛЛЕКТИВИСТ, и этому есть объяснения. Веками существовавшая крестьянская община приучила людей к коллективной жизнедеятельности, все радости и горести делились поровну между всеми членами общины. В русском народе не любят выскочек.

15-й ученик (оппонент).

Но не надо забывать и о круговой поруке в общине, которая порождала иждивенчество, коллективную безответственность, когда за тебя кто-то думает и решает.

16-й ученик.

Всё же русскому человеку присущи ДОБРОТА, относящаяся к числу первичных, основных свойств русского народа и в этом мы не можем не согласиться с русским философом-идеалистом Н. Лосским. Душевная мягкость в одинаковой степени встречается во всех слоях общества. Доброта русского народа проявлялась даже на войне в отношении к неприятелю. «Во время Севастопольской кампании (1853–1856 гг.), – пишет Достоевский, – раненных французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперёд пожалеть надо». «Русские люди, – говорит Достоевский, – долго и серьёзно ненавидеть не умеют»

17-й ученик.

Действительно, доброта – одно из основных свойств русского народа, поэтому даже бесчеловечный сталинский режим не искоренил ее. Рассказывали, что русские сами, живя в чудовищной нужде после войны, помогали военнопленным, их вчерашним врагам, выжить…

18-й ученик.

Не удивительно, что у русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение к людям. Это выражается в обилии уменьшительных, ласкательных имен: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка и др.

19-й ученик (оппонент).

Но не забывайте, что у положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира, добрых отношений с людьми, во что бы то ни стало. «Иногда лгут из любезности, из гостеприимства, чтобы произвести впечатление на слушателя, даже, так сказать, жертвуя собою», - писал Ф.Достоевский.

20-й ученик (оппонент).

Доброта – преобладающая черта русского характера, но в то же время есть в русской жизни также немало проявлений ЖЕСТОКОСТИ даже у людей вовсе не злых по своей природе. Жестокость как средство устрашения преступников (самосуды над конокрадами), как средство воспитания (дед М.Горького чуть не запорол его до потери сознания, а затем жалел внука, рассказывая, что и его били).

21-й ученик.

И все же русскому народу присуща высокая одаренность, наблюдательность, практический ум и смекалка, изобретательность, тонкое восприятие красоты и артистичность. (Приводятся примеры).

22-й ученик.

А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? Каждая из них исходила из глубочайших недр его души. С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал. Англичанин Бэринг говорил о музыкальности русского народа и об очаровательности русской народной песни, в которой выражается меланхолия, сердечная боль или увлекательное веселье.

Слово учителя.

Наша дискуссия подошла к концу. Мы выслушали различные точки зрения. Часто они совпадали, иногда расходились. Но главное то , что никто не остался равнодушным и безучастным в споре. И если я вас снова спрошу

«Что есть русский национальный характер?», то опять однозначного ответа мы, наверное, не получим. Людские словесные рамки и шаблоны слишком тесны для определения такого явления.

И как бы суммируя свои наблюдения и рассуждения по данной теме, давайте вспомним достоинства и недостатки национального менталитета русского народа.

Одна группа учащихся записала на листе ватмана достоинства русского национального характера, а другая (их оппоненты) – недостатки.

Достоинства:

– религиозность и поиск Абсолютного добра; – могучая сила воли; – доброта; – природное изящество, обаятельность; – гостеприимство, мягкость, доброжелательность; – жалость и милосердие к страдающим; – широта натуры, щедрость; – искренность; – жертвенность; – терпеливость; – свободолюбие; – смелость и отвага.

Недостатки:

– экстремизм (крайности); – максимализм (все или ничего); – анархизм; – обломовщина (леность вследствие равнодушия к несовершенству земной жизни); – нигилизм, приводящий к бунту; – жестокость, вызванная злом и нищетой; – склонность критиковать и ничем не удовлетворяться; – отсутствие дисциплины и надежда на «авось»;

Слово учителя.

Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей. И прав был французский историк Моно, сказавший, что русский народ – самый обаятельный, но и самый обманчивый и непредсказуемый.

«Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва». (И. Бунин)

И завершает нашу дискуссию стихотворение ученицы 11 класса Литвиновой Татьяны.

Когда печаль стучится в дом И смерть с косою где-то рядом, Он – с гордостным терпеньем – знаю: Готов принять удар судьбы.

О! Непонятный человек! Ты был рожден средь плавных рек И проклят был, и будет век, Пока не примет тяжкий грех На голову свою седую Простой провидец – русский человек!

Он, как Христос – учитель всех народов, – Как белая овца среди других овец, Как бог вина бывает весел, Как мрачный ангел, падший из небес.

Он прост и сложен в одночасье… Неистовен в борьбе за счастье, За веру сердца своего. Но он всегда непокоренный, Несломленный, неистребленный, Хранитель мудрости навек – Великий Русский Человек!

Тема урока: Духовный мир личности. Российский менталитет

Цели урока:

1. В процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа.

2. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.

3. Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.

Тип урока: Урок-дискуссия (на основе интеграции с отечественной историей и литературой).

Оборудование урока: Философская литература, классная доска, плакат.

Терминология: социальная психология, тенденция, рационализм, имидж, нравственность, менталитет.

Литература и источники:

Н.Бердяев «Русская душа»,

Ф.Достоевский «Дневники писателя»,

Н.Лосский «Характер русского народа»,

Петерим Сорокин «Русский национальный характер»,

а также цитаты из сочинений С.Булгакова, Д.Лихачева, И.Бунина, Ф.Тютчева.

Эпиграф:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать, –

В Россию можно только верить.

 Слово учителя.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, признает существование национального характера. Но дать какое-то однозначное, точное определение этому явлению очень трудно. Национальный характер имеет тенденцию видоизменяться. Но наиболее ярко сущность национального характера проявляется в переломные периоды истории. Сегодня очень модным является слово «менталитет». Современное значение этого термина трактуется как устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляются национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.

Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях русской души, русского национального характера на примерах отечественной истории, русской философской мысли, русской литературы.

1-й ученик.

Просматривая сочинения Н.Бердяева «Русская душа», я натолкнулась на мысль автора о том, что в отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа характера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п.

2-й ученик (оппонент).

А я считаю это неверным: русский народ, особенно его великорусская ветвь,- народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен. Но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Мог ли «мягкотелый» народ объединиться в могущественное централизованное государство, выстоять множество нашествий врагов?!

3-й ученик.

Но основная, наиболее глубокая черта русского народа, по-моему, и я думаю вы согласитесь с русским религиозным философом С.Булгаковым, есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.

4-й ученик.

Действительно, у Ф.Достоевского в «Дневниках писателя», мы встречаем:

«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Он

Доказывает свою мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».

5-й ученик.

Кстати, вам будет любопытно, англичанин Стивен Грехам, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии», говорит, что с англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.

6-й ученик (оппонент).

А профессор Сорбонны Жюль Легра в 1934 г. говорил о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе.

7-й ученик (оппонент).

А как относиться к потрясающим воображение крайней фанатичной нетерпимости старообрядчества, самосожжение многих тысяч верующих, вспомните «Хованщину» Мусоргского, самозакапывание в землю, а следовательно, крайне мучительную смерть. Выходит, что СТРАДАНИЯ и их преодоление тоже в характере русского человека?

8-й ученик.

А страдания, по-вашему, это хорошо или плохо? По-моему, они закаляют человека, показывают, на что он годен и способен. В страданиях человек обретает своё достоинство, переосмысливает себя (пример).

9-й ученик.

Действительно, русскому человеку присуще ТЕРПЕНИЕ (ДОЛГОТЕРПЕНИЕ). Чем хуже – тем лучше! В самых тяжёлых экстремальных ситуациях русский человек больше мобилизуется (пример).

10-й ученик (оппонент).

Но обратной стороной русской терпимости является БУНТ и АНАРХИЯ. «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» – гласит народная мудрость. А русский бунт страшен и кровав. Вспомните Разина и Пугачёва, народовольцев и большевиков.

11-й ученик.

Русская анархия и бунт сказались и в появлении «серебряного века», в рассвете русской литературы, поэзии и философской мысли, появлении авангардизма в живописи, изобразительном искусстве, диссидентства и правозащитного движения, в конце концов!

….И в разрушении церквей, храмов и монастырей, истреблении цвета русской нации.

12-й ученик.

Мне кажется, это можно объяснить тем, что русский человек – ПРАВДОИСКАТЕЛЬ по своей сути. Русское государство – бюрократическое государство. Оно таковым являлось 100, 200, 300 лет назад и таковым, наверное, остаётся сейчас. Любая реформа в России порождала новых бюрократов, угнетающих народ. Поэтому русский человек искал правду

10-й ученик (оппонент).

 не вовне, а внутри себя. Русское правдоискательство – это богоискательство. У других народов существует религия, а у русских – ВЕРА. И этим всё сказано!

(примером может служить поэма А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

13-й ученик.

Неслучайно поэтому, что русский человек не заботиться о быте, он не локален, а всемирен, легко адаптируется к любым условиям жизни. Вспомнимте хотя бы героя «Поднятой целины» Нагульнова. Его жизненные неурядицы и неустроенность были ничто по сравнению с идеей мировой революции, всеобщего благоденствия, за которую он отдал жизнь.

Слово учителя.

Многие писатели ставят в связь характер русского народа, особенно великороссов, с бескрайним простором восточно-европейской равнины с её климатом. Известный историк России В. Ключевский говорил, что природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта склонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».

Слово «воля» нигде не присутствует в европейских языках. Оно могло появиться только в России. Потому что, по словам академика Д. Лихачёва, воля – это свобода + простор.

14-й ученик.

Русскому характеру присуща также МОГУЧАЯ СИЛА ВОЛИ, откуда возникает СТРАСТНОСТЬ, МАКСИМАЛИЗМ и ЭКСТРЕМИЗМ. Вспомним хотя бы стихотворение А. Толстого:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!

15-й ученик (оппонент).

Да, уж. Любит русский мужик развернуться! Не считаясь ни с какими расходами, устраивает застолья, был бы повод. Вспомните хотя бы пьесы А. Н. Островского.

14-й ученик.

Потому что русский человек – ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК. «Демьянова уха» могла быть только у русских. А если серьёзно, то русский человек – КОЛЛЕКТИВИСТ, и этому есть объяснения. Веками существовавшая крестьянская община приучила людей к коллективной жизнедеятельности, все радости и горести делились поровну между всеми членами общины. В русском народе не любят выскочек.

15-й ученик (оппонент).

Но не надо забывать и о круговой поруке в общине, которая порождала иждивенчество, коллективную безответственность, когда за тебя кто-то думает и решает.

16-й ученик.

Всё же русскому человеку присущи ДОБРОТА, относящаяся к числу первичных, основных свойств русского народа и в этом мы не можем не согласиться с русским философом-идеалистом Н. Лосским. Душевная мягкость в одинаковой степени встречается во всех слоях общества. Доброта русского народа проявлялась даже на войне в отношении к неприятелю. «Во время Севастопольской кампании (1853–1856 гг.), – пишет Достоевский, – раненных французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперёд пожалеть надо». «Русские люди, – говорит Достоевский, – долго и серьёзно ненавидеть не умеют»

17-й ученик.

Действительно, доброта – одно из основных свойств русского народа, поэтому даже бесчеловечный сталинский режим не искоренил ее. Рассказывали, что русские сами, живя в чудовищной нужде после войны, помогали военнопленным, их вчерашним врагам, выжить…

18-й ученик.

Не удивительно, что у русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение к людям. Это выражается в обилии уменьшительных, ласкательных имен: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка и др.

19-й ученик (оппонент).

Но не забывайте, что у положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира, добрых отношений с людьми, во что бы то ни стало. «Иногда лгут из любезности, из гостеприимства, чтобы произвести впечатление на слушателя, даже, так сказать, жертвуя собою», - писал Ф.Достоевский.

20-й ученик (оппонент).

Доброта – преобладающая черта русского характера, но в то же время есть в русской жизни также немало проявлений ЖЕСТОКОСТИ даже у людей вовсе не злых по своей природе. Жестокость как средство устрашения преступников (самосуды над конокрадами), как средство воспитания (дед М.Горького чуть не запорол его до потери сознания, а затем жалел внука, рассказывая, что и его били).

21-й ученик.

И все же русскому народу присуща высокая одаренность, наблюдательность, практический ум и смекалка, изобретательность, тонкое восприятие красоты и артистичность. (Приводятся примеры).

22-й ученик.

А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? Каждая из них исходила из глубочайших недр его души. С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал. Англичанин Бэринг говорил о музыкальности русского народа и об очаровательности русской народной песни, в которой выражается меланхолия, сердечная боль или увлекательное веселье.

Слово учителя.

Наша дискуссия подошла к концу. Мы выслушали различные точки зрения. Часто они совпадали, иногда расходились. Но главное то , что никто не остался равнодушным и безучастным в споре. И если я вас снова спрошу

«Что есть русский национальный характер?», то опять однозначного ответа мы, наверное, не получим. Людские словесные рамки и шаблоны слишком тесны для определения такого явления.

И как бы суммируя свои наблюдения и рассуждения по данной теме, давайте вспомним достоинства и недостатки национального менталитета русского народа.

Одна группа учащихся записала на листе ватмана достоинства русского национального характера, а другая (их оппоненты) – недостатки.

Достоинства:

– религиозность и поиск Абсолютного добра; – могучая сила воли; – доброта; – природное изящество, обаятельность; – гостеприимство, мягкость, доброжелательность; – жалость и милосердие к страдающим; – широта натуры, щедрость; – искренность; – жертвенность; – терпеливость; – свободолюбие; – смелость и отвага.

Недостатки:

– экстремизм (крайности); – максимализм (все или ничего); – анархизм; – обломовщина (леность вследствие равнодушия к несовершенству земной жизни); – нигилизм, приводящий к бунту; – жестокость, вызванная злом и нищетой; – склонность критиковать и ничем не удовлетворяться; – отсутствие дисциплины и надежда на «авось»;

Слово учителя.

Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей. И прав был французский историк Моно, сказавший, что русский народ – самый обаятельный, но и самый обманчивый и непредсказуемый.

«Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва». (И. Бунин)

И завершает нашу дискуссию стихотворение ученицы 11 класса Литвиновой Татьяны.

Когда печаль стучится в дом И смерть с косою где-то рядом, Он – с гордостным терпеньем – знаю: Готов принять удар судьбы.

О! Непонятный человек! Ты был рожден средь плавных рек И проклят был, и будет век, Пока не примет тяжкий грех На голову свою седую Простой провидец – русский человек!

Он, как Христос – учитель всех народов, – Как белая овца среди других овец, Как бог вина бывает весел, Как мрачный ангел, падший из небес.

Он прост и сложен в одночасье… Неистовен в борьбе за счастье, За веру сердца своего. Но он всегда непокоренный, Несломленный, неистребленный, Хранитель мудрости навек – Великий Русский Человек!

Тема урока: Духовный мир личности. Российский менталитет

Цели урока:

1. В процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа.

2. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.

3. Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.

Тип урока: Урок-дискуссия (на основе интеграции с отечественной историей и литературой).

Оборудование урока: Философская литература, классная доска, плакат.

Терминология: социальная психология, тенденция, рационализм, имидж, нравственность, менталитет.

Литература и источники:

Н.Бердяев «Русская душа»,

Ф.Достоевский «Дневники писателя»,

Н.Лосский «Характер русского народа»,

Петерим Сорокин «Русский национальный характер»,

а также цитаты из сочинений С.Булгакова, Д.Лихачева, И.Бунина, Ф.Тютчева.

Эпиграф:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать, –

В Россию можно только верить.

 Слово учителя.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, признает существование национального характера. Но дать какое-то однозначное, точное определение этому явлению очень трудно. Национальный характер имеет тенденцию видоизменяться. Но наиболее ярко сущность национального характера проявляется в переломные периоды истории. Сегодня очень модным является слово «менталитет». Современное значение этого термина трактуется как устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляются национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.

Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях русской души, русского национального характера на примерах отечественной истории, русской философской мысли, русской литературы.

1-й ученик.

Просматривая сочинения Н.Бердяева «Русская душа», я натолкнулась на мысль автора о том, что в отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа характера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п.

2-й ученик (оппонент).

А я считаю это неверным: русский народ, особенно его великорусская ветвь,- народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен. Но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Мог ли «мягкотелый» народ объединиться в могущественное централизованное государство, выстоять множество нашествий врагов?!

3-й ученик.

Но основная, наиболее глубокая черта русского народа, по-моему, и я думаю вы согласитесь с русским религиозным философом С.Булгаковым, есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.

4-й ученик.

Действительно, у Ф.Достоевского в «Дневниках писателя», мы встречаем:

«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Он

Доказывает свою мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».

5-й ученик.

Кстати, вам будет любопытно, англичанин Стивен Грехам, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии», говорит, что с англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.

6-й ученик (оппонент).

А профессор Сорбонны Жюль Легра в 1934 г. говорил о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе.

7-й ученик (оппонент).

А как относиться к потрясающим воображение крайней фанатичной нетерпимости старообрядчества, самосожжение многих тысяч верующих, вспомните «Хованщину» Мусоргского, самозакапывание в землю, а следовательно, крайне мучительную смерть. Выходит, что СТРАДАНИЯ и их преодоление тоже в характере русского человека?

8-й ученик.

А страдания, по-вашему, это хорошо или плохо? По-моему, они закаляют человека, показывают, на что он годен и способен. В страданиях человек обретает своё достоинство, переосмысливает себя (пример).

9-й ученик.

Действительно, русскому человеку присуще ТЕРПЕНИЕ (ДОЛГОТЕРПЕНИЕ). Чем хуже – тем лучше! В самых тяжёлых экстремальных ситуациях русский человек больше мобилизуется (пример).

10-й ученик (оппонент).

Но обратной стороной русской терпимости является БУНТ и АНАРХИЯ. «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» – гласит народная мудрость. А русский бунт страшен и кровав. Вспомните Разина и Пугачёва, народовольцев и большевиков.

11-й ученик.

Русская анархия и бунт сказались и в появлении «серебряного века», в рассвете русской литературы, поэзии и философской мысли, появлении авангардизма в живописи, изобразительном искусстве, диссидентства и правозащитного движения, в конце концов!

….И в разрушении церквей, храмов и монастырей, истреблении цвета русской нации.

12-й ученик.

Мне кажется, это можно объяснить тем, что русский человек – ПРАВДОИСКАТЕЛЬ по своей с

Просмотр содержимого документа
«Контрольная по обществознанию»

Тема урока: Духовный мир личности. Российский менталитет

Цели урока:

1. В процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа.

2. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.

3. Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.

Тип урока: Урок-дискуссия (на основе интеграции с отечественной историей и литературой).

Оборудование урока: Философская литература, классная доска, плакат.

Терминология: социальная психология, тенденция, рационализм, имидж, нравственность, менталитет.

Литература и источники:

Н.Бердяев «Русская душа»,

Ф.Достоевский «Дневники писателя»,

Н.Лосский «Характер русского народа»,

Петерим Сорокин «Русский национальный характер»,

а также цитаты из сочинений С.Булгакова, Д.Лихачева, И.Бунина, Ф.Тютчева.

Эпиграф:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать, –

В Россию можно только верить.

 Слово учителя.

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, признает существование национального характера. Но дать какое-то однозначное, точное определение этому явлению очень трудно. Национальный характер имеет тенденцию видоизменяться. Но наиболее ярко сущность национального характера проявляется в переломные периоды истории. Сегодня очень модным является слово «менталитет». Современное значение этого термина трактуется как устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляются национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.

Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях русской души, русского национального характера на примерах отечественной истории, русской философской мысли, русской литературы.

1-й ученик.

Просматривая сочинения Н.Бердяева «Русская душа», я натолкнулась на мысль автора о том, что в отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа характера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п.

2-й ученик (оппонент).

А я считаю это неверным: русский народ, особенно его великорусская ветвь,- народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен. Но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Мог ли «мягкотелый» народ объединиться в могущественное централизованное государство, выстоять множество нашествий врагов?!

3-й ученик.

Но основная, наиболее глубокая черта русского народа, по-моему, и я думаю вы согласитесь с русским религиозным философом С.Булгаковым, есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.

4-й ученик.

Действительно, у Ф.Достоевского в «Дневниках писателя», мы встречаем:

«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Он

Доказывает свою мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».

5-й ученик.

Кстати, вам будет любопытно, англичанин Стивен Грехам, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии», говорит, что с англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.

6-й ученик (оппонент).

А профессор Сорбонны Жюль Легра в 1934 г. говорил о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе.

7-й ученик (оппонент).

А как относиться к потрясающим воображение крайней фанатичной нетерпимости старообрядчества, самосожжение многих тысяч верующих, вспомните «Хованщину» Мусоргского, самозакапывание в землю, а следовательно, крайне мучительную смерть. Выходит, что СТРАДАНИЯ и их преодоление тоже в характере русского человека?

8-й ученик.

А страдания, по-вашему, это хорошо или плохо? По-моему, они закаляют человека, показывают, на что он годен и способен. В страданиях человек обретает своё достоинство, переосмысливает себя (пример).

9-й ученик.

Действительно, русскому человеку присуще ТЕРПЕНИЕ (ДОЛГОТЕРПЕНИЕ). Чем хуже – тем лучше! В самых тяжёлых экстремальных ситуациях русский человек больше мобилизуется (пример).

10-й ученик (оппонент).

Но обратной стороной русской терпимости является БУНТ и АНАРХИЯ. «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» – гласит народная мудрость. А русский бунт страшен и кровав. Вспомните Разина и Пугачёва, народовольцев и большевиков.

11-й ученик.

Русская анархия и бунт сказались и в появлении «серебряного века», в рассвете русской литературы, поэзии и философской мысли, появлении авангардизма в живописи, изобразительном искусстве, диссидентства и правозащитного движения, в конце концов!

….И в разрушении церквей, храмов и монастырей, истреблении цвета русской нации.

12-й ученик.

Мне кажется, это можно объяснить тем, что русский человек – ПРАВДОИСКАТЕЛЬ по своей сути. Русское государство – бюрократическое государство. Оно таковым являлось 100, 200, 300 лет назад и таковым, наверное, остаётся сейчас. Любая реформа в России порождала новых бюрократов, угнетающих народ. Поэтому русский человек искал правду

10-й ученик (оппонент).

не вовне, а внутри себя. Русское правдоискательство – это богоискательство. У других народов существует религия, а у русских – ВЕРА. И этим всё сказано!

(примером может служить поэма А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

13-й ученик.

Неслучайно поэтому, что русский человек не заботиться о быте, он не локален, а всемирен, легко адаптируется к любым условиям жизни. Вспомнимте хотя бы героя «Поднятой целины» Нагульнова. Его жизненные неурядицы и неустроенность были ничто по сравнению с идеей мировой революции, всеобщего благоденствия, за которую он отдал жизнь.

Слово учителя.

Многие писатели ставят в связь характер русского народа, особенно великороссов, с бескрайним простором восточно-европейской равнины с её климатом. Известный историк России В. Ключевский говорил, что природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта склонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».

Слово «воля» нигде не присутствует в европейских языках. Оно могло появиться только в России. Потому что, по словам академика Д. Лихачёва, воля – это свобода + простор.

14-й ученик.

Русскому характеру присуща также МОГУЧАЯ СИЛА ВОЛИ, откуда возникает СТРАСТНОСТЬ, МАКСИМАЛИЗМ и ЭКСТРЕМИЗМ. Вспомним хотя бы стихотворение А. Толстого:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

15-й ученик (оппонент).

Да, уж. Любит русский мужик развернуться! Не считаясь ни с какими расходами, устраивает застолья, был бы повод. Вспомните хотя бы пьесы А. Н. Островского.

14-й ученик.

Потому что русский человек – ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК. «Демьянова уха» могла быть только у русских. А если серьёзно, то русский человек – КОЛЛЕКТИВИСТ, и этому есть объяснения. Веками существовавшая крестьянская община приучила людей к коллективной жизнедеятельности, все радости и горести делились поровну между всеми членами общины. В русском народе не любят выскочек.

15-й ученик (оппонент).

Но не надо забывать и о круговой поруке в общине, которая порождала иждивенчество, коллективную безответственность, когда за тебя кто-то думает и решает.

16-й ученик.

Всё же русскому человеку присущи ДОБРОТА, относящаяся к числу первичных, основных свойств русского народа и в этом мы не можем не согласиться с русским философом-идеалистом Н. Лосским. Душевная мягкость в одинаковой степени встречается во всех слоях общества. Доброта русского народа проявлялась даже на войне в отношении к неприятелю. «Во время Севастопольской кампании (1853–1856 гг.), – пишет Достоевский, – раненных французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперёд пожалеть надо». «Русские люди, – говорит Достоевский, – долго и серьёзно ненавидеть не умеют»

17-й ученик.

Действительно, доброта – одно из основных свойств русского народа, поэтому даже бесчеловечный сталинский режим не искоренил ее. Рассказывали, что русские сами, живя в чудовищной нужде после войны, помогали военнопленным, их вчерашним врагам, выжить…

18-й ученик.

Не удивительно, что у русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение к людям. Это выражается в обилии уменьшительных, ласкательных имен: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка и др.

19-й ученик (оппонент).

Но не забывайте, что у положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира, добрых отношений с людьми, во что бы то ни стало. «Иногда лгут из любезности, из гостеприимства, чтобы произвести впечатление на слушателя, даже, так сказать, жертвуя собою», - писал Ф.Достоевский.

20-й ученик (оппонент).

Доброта – преобладающая черта русского характера, но в то же время есть в русской жизни также немало проявлений ЖЕСТОКОСТИ даже у людей вовсе не злых по своей природе. Жестокость как средство устрашения преступников (самосуды над конокрадами), как средство воспитания (дед М.Горького чуть не запорол его до потери сознания, а затем жалел внука, рассказывая, что и его били).

21-й ученик.

И все же русскому народу присуща высокая одаренность, наблюдательность, практический ум и смекалка, изобретательность, тонкое восприятие красоты и артистичность. (Приводятся примеры).

22-й ученик.

А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? Каждая из них исходила из глубочайших недр его души. С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал. Англичанин Бэринг говорил о музыкальности русского народа и об очаровательности русской народной песни, в которой выражается меланхолия, сердечная боль или увлекательное веселье.

Слово учителя.

Наша дискуссия подошла к концу. Мы выслушали различные точки зрения. Часто они совпадали, иногда расходились. Но главное то , что никто не остался равнодушным и безучастным в споре. И если я вас снова спрошу

«Что есть русский национальный характер?», то опять однозначного ответа мы, наверное, не получим. Людские словесные рамки и шаблоны слишком тесны для определения такого явления.

И как бы суммируя свои наблюдения и рассуждения по данной теме, давайте вспомним достоинства и недостатки национального менталитета русского народа.

Одна группа учащихся записала на листе ватмана достоинства русского национального характера, а другая (их оппоненты) – недостатки.

Достоинства:

– религиозность и поиск Абсолютного добра;
– могучая сила воли;
– доброта;
– природное изящество, обаятельность;
– гостеприимство, мягкость, доброжелательность;
– жалость и милосердие к страдающим;
– широта натуры, щедрость;
– искренность;
– жертвенность;
– терпеливость;
– свободолюбие;
– смелость и отвага.

Недостатки:

– экстремизм (крайности);
– максимализм (все или ничего);
– анархизм;
– обломовщина (леность вследствие равнодушия к несовершенству земной жизни);
– нигилизм, приводящий к бунту;
– жестокость, вызванная злом и нищетой;
– склонность критиковать и ничем не удовлетворяться;
– отсутствие дисциплины и надежда на «авось»;

Слово учителя.

Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей. И прав был французский историк Моно, сказавший, что русский народ – самый обаятельный, но и самый обманчивый и непредсказуемый.

«Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва». (И. Бунин)

И завершает нашу дискуссию стихотворение ученицы 11 класса Литвиновой Татьяны.

Когда печаль стучится в дом
И смерть с косою где-то рядом,
Он – с гордостным терпеньем – знаю:
Готов принять удар судьбы.

О! Непонятный человек!
Ты был рожден средь плавных рек
И проклят был, и будет век,
Пока не примет тяжкий грех
На голову свою седую
Простой провидец – русский человек!

Он, как Христос – учитель всех народов, –
Как белая овца среди других овец,
Как бог вина бывает весел,
Как мрачный ангел, падший из небес.

Он прост и сложен в одночасье…
Неистовен в борьбе за счастье,
За веру сердца своего.
Но он всегда непокоренный,
Несломленный, неистребленный,
Хранитель мудрости навек –
Великий Русский Человек!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!