СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Старообрядчество в современной России»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Старообрядчество в современной России»»

Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»





Контрольная работа

к модулю 6

«Типы религиозных организаций»







Финальное эссе

«Старообрядчество в современной России»















Выполнила учитель МБОУ Елизаровская ООШ

гог Мантурово Костромской области

Голубева Анастасия Игоревна



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Знакомство со старообрядчеством.

    2. Расселение старообрядцев.

    3. Численность старообрядцев.

    4. Основные течения старообрядчества.

    5. Знаменитые староверы.

    6. Жизнь старообрядцев мегаполиса.

  3. Заключение.

  4. Источники.



СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  1. Введение

Старообрядчество возникло в XVII веке в результате раскола в Русской Православной Церкви после проведения церковной реформы. Не принявшие новый уклад церковной жизни старообрядцы, среди которых были известные бояре и купцы, долгое время подвергались гонениям со стороны властей, жестоким казням и пыткам...

Как все было

Раскол в Православной церкви произошел в середине XVII века в результате церковной реформы, проведенной патриархом Всея Руси Никоном. К тому времени выяснилось, что в книгах, применяемых при богослужении, нет единого текста. Отсутствие единства объяснялось тем, что переписчики в ряде случаев не могли прочитать тексты старых рукописей, поэтому дописывали ряд фрагментов по памяти, что-то поправляли, и в результате непреднамеренно искажали смысл написанного. Чтобы привести тексты «к единому знаменателю», церковные власти решили сначала воспользоваться книгами, переведенными на славянский язык, но затем решили взять за основу их оригиналы на греческом языке.
В процессе редактирования текстов Священного писания и других богослужебных книг не только изменились существующие формулировки, в частности, Символ Веры, но и возникли нововведения — например, в имени Иисус стало на одну букву больше. Похожая ситуация сложилась в церковных обрядах: слово «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, ходить вокруг аналоя не по солнцу, а против, крестное знамение стало вместо двуперстного трехперстным, поясные поклоны заменили земные.
Часть священнослужителей, многие бояре, крестьяне и городские жители не приняли нововведения. Среди приверженцев старой веры стали распространяться письма и послания протопопа Аввакума и других проповедников, в которых они обличали патриарха Никона и его последователей (никониан), а последние не оставались в долгу и отвечали тем же.
Царь Алексей Михайлович Романов поддержал патриарха Никона, а Большой Московский собор 1666-1667 годов высказался за реформы, проводимые им, проклял противников нововведений и отлучил их от церкви, а также постановил передать лидеров старообрядцев в руки властей. С этого момента начался раскол в Русской Православной Церкви, а сторонники старой веры стали называться раскольниками.
Во время правления первого императора России Петра Великого в 1716 году староверы получили право вести полулегальное существование, правда, при условии уплаты двойного налога. Но это продолжалось недолго — все ограничения в их отношении были законодательно отменены в 1905 году указом Николая II. В частности, в нем повелевалось именовать раскольников старообрядцами.
Начиная с 1920-х годов, старообрядчество снова подверглось гонениям со стороны Советской власти, проповедующей атеизм, но уже наравне с другими религиями. Интересно, что в советский период староверы подвергались гонениям и со стороны Русской православной церкви, которая отказалась от этого лишь в 1971 году. 1

  1. Основная часть

2.1 Знакомство со старообрядчеством

В современной России старообрядцев представляют различные религиозные организации, в числе которых Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь и Русская православная старообрядческая церковь. Последняя считается самой крупной организацией старообрядцев, поскольку из двух миллионов староверов России, больше половины являются ее прихожанами.

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ)
В РПСЦ совершаются все таинства, принятые в православии. Признается правильно совершенное (в три погружения) крещение, также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (Титов). Высший орган церковной власти — ежегодно созываемый Освященный Собор. Административно церковь разделена на епархии. В настоящее время в России 12 епархий РПСЦ и 7 епископов. По данным Министерства Юстиции на 2015 год, зарегистрировано 184 религиозных организации и действует 1 монастырь. При митрополии в Москве имеется Духовное училище, а также церковно-исторический музей и общественная библиотека с читальным залом.

Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ)
РДЦ содержит все таинства, принятые в православии. Признается правильно совершенное (в три погружения) крещение. Также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Высшим органом управления церкви является регулярно собираемый Освященный Собор. Административно церковь в России разделена на 6 епархий, в которых служат четыре епископа. По данным Минюста на 2015 год, в России действуют 105 религиозных организаций РДЦ, из них 5 монастырей и одно учебное заведение. В Новозыбкове действует Высшее духовное училище. Особо активно ведется работа в Нижегородской области и в республике Бурятия. Хорошо развита издательская деятельность.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
В первой половине XVIII века произошли разделения по вопросу отношения к браку и по отношению к властям. Поморцы среди беспоповцев занимали наиболее либеральные позиции. ДПЦ признает все таинства, принятые в православии, однако в связи с отсутствием священства исполняются только два таинства — крещение и исповедь, допустимые для исполнения мирянами. Также по решениям соборов благословляется христианский брак. Старообрядцы-поморцы высшим органом власти имеют Церковный Собор, состоящий из мирян — представителей общин. В период между соборами деятельностью церкви управляет Российский Совет ДПЦ — председатель Олег Иванович Розанов. В России ДПЦ имеет условное деление на регионы — 9 церковных областей, в которых имеются ведущие ответственные общины, а в некоторых местах региональные советы. По данным Минюста зарегистрировано 48 религиозных организаций ДПЦ, однако большая часть общин действует без регистрации. В Санкт-Петербурге действует заочное духовное училище. Общины ДПЦ ведут учебную, издательскую, культурно-просветительскую и прочую деятельность, направленную на развитие церкви и общества.

Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС)
Староверы федосеевского согласия в 2014 году зарегистрировали собственную ЦРО ДСЦФС, ее председатель — Кожев Константин Викторович. Однако большинство общин по традиции сохраняют автономный статус либо действуют без государственной регистрации. Общины распространены в основном в европейской части России.
Федосеевское согласие в условиях отсутствия священства исполняет только два таинства — крещение и исповедь, при безусловном исповедании всех семи таинств. Федосеевцы оформились в начале XVIII, разделившись с поморским согласием в вопросе возможности заключения церковных браков в отсутствии священства. Наименование имеют в память о духовном отце и учителе Феодосии Васильеве (умер в 1711 году).2

2.2 Расселение старообрядцев.

Центр старообрядчества в Москве — «Рогожская Слобода». В нее входит храмовый комплекс, состоящий из Покровского кафедрального Собора, Храма во имя Рождества Христова, Воскресенской колокольни и Храма во имя святого Николы Чудотворца. Также в слободе открыта Рогожская трапезная, в которой можно отведать постные и скоромные блюда традиционной домашней русской кухни — супы, холодные и горячие закуски, блюда из рыбы, мяса, птицы, выпечку и напитки. В лавке народных промыслов продается традиционная русская одежда и казачье обмундирование, игрушки и сувениры, предметы быта и литература. В Рогожской слободе открыты старославянские церковные лавки, имеются библиотеки и кинотеатр, а также Рогожское кладбище, на котором похоронены в частности знаменитые купцы России Морозовы. По выходным дням в слободе проходят ярмарки, на которой фермеры-старообрядцы и ремесленники представляют свою продукцию — мясо и яйца, топленое в русской печи молоко и домашнее масло, и другую продовольственную продукцию, а также одежду и предметы быта.
По статистике, кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области, а большие общины находятся на Урале и в Сибири. Во многих городах России открыты храмы старообрядцев — в Екатеринбурге (Никольская старообрядческая церковь), Казани (Покровский собор), Нижнем Новгороде (Старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы), Санкт-Петербурге (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).
К востоку от столицы России расположена область Гуслицы, чьи города Воскресенск и Егорьевск, а также многочисленные села и деревни населены в основном старообрядцами.
В местных населенных пунктах существуют музеи по истории старообрядчества. Так один из них находится в деревне Степановка, другой — в селе Ильинский погост. В музеях представлены экспозиции, посвященные прошлому этих сел, воссоздан интерьер избы старообрядцев.
Поселения старообрядцев расположены в Сибири, на севере и юге России и других местах, куда их предки уходили от притеснений. К примеру, в Алтайском крае существуют несколько старообрядческих деревень. В одной из них — Верхнем Уймоне — открыт музей, где можно подробно узнать о быте и вере старообрядцев. В его экспозиции представлено около пятиста подлинных экспонатов, некоторые из которых до сих пор в ходу у местных жителей. Это и посуда — горшки, кринки, тарелки, кружки, а также одежда и обувь, фотографии, иконы. В библиотеке музея хранится литература по истории старообрядчества и материалы — воспоминания местных жителей.3

2.3 Численность старообрядцев

Во второй половине XVII века численность оставшихся верными церковному благочестию некоторыми исследователями оценивалось как половина всего населения, а это минимум 7-9 миллионов человек, а в XVIII веке — в пределах трети всего населения.
В начале ХХ века, как современниками, так и исследователями, численность старообрядцев оценивалась в 10-20 миллионов человек. За период советской власти, когда старообрядчество потеряло опору в среде купеческого и промышленного капитала, когда были разрушены патриархальные родовые семьи, нарушена преемственность поколений при полном отсутствии духовного воспитания, численность верующих старообрядцев стала стремительно уменьшаться.
Численность старообрядцев в СССР подсчитывали с помощью сводок, передаваемых из местных органов власти, которые, в свою очередь, получали эти данные очень часто от представителей самих общин, при этом неважно, была община зарегистрирована или нет. Учету также подлежали количество священников, наставников, совершенных венчаний, крещений, погребений и т.д. Получаемые при этом данные, скорее всего, оказывались весьма близкими к действительным. В 1980-х годах указывались цифры в 1,5-2 миллиона «приверженцев» старообрядцев всех согласий. Даже современные оценки численности старообрядцев очень часто основываются на этих данных.
В России на конец 2015 года зарегистрировано 27785 религиозных  организаций.4



2.4 Основные течения старообрядчества

1. Поповство:

1) Единоверие: Аристовцы, Средники.

2) Белокриницкое согласие: Окружники, Неокружники.

3) Беглопопвцы: часовенные.

2. Беспоповство:

1) Выгорецкая обитель: Поморское согласие, Филиповцы (Аароново согласие, Бегуны, Пастухово согласие)

2) Любушкино согласие

3) Спасово согласие: Самокрещенцы (Дырники, Рябиновцы).5

Феодосиевцы преображенцы

В Феодосиевской секте «главную роль занимают наставники, старшины. На обязанности наставника лежит: крестить, отпевать умерших, отправлять вечерню, утреню, часы, и исповедовать своих единоверцев. В их наставники могут поступать даже женщины и девицы, которые исполняют тоже, что и мужчины, то есть их наставники или старшины.
При перекрещивании в реке или озере, болоте, в чану и проч. наблюдается строго, чтобы крестившийся после первого, второго или третьего погружения в воду не охнул, хотя бы это было совершаемо при сильных морозах; если же охнет, то снова начинают его погружать до трех раз, хотя бы это и стоило их прозелиту жизни: по причине многократного погружения бывает, что новообращенного утопят от излишней формальности их перекрещивания.
В их секте непременным условием поставляется, не иметь у себя креста Господня с надписью: Иисус Назарянин, Царь Иудейский (Ĩ. Н. Ц. Ĩ), а вместо оной должно, по их учению, надписывать: Ĩ¯C. Х¯С.
На богослужении становятся все в кружок и кланяются в землю, в ноги, что и называется «прощенными поклонами».
С умершими могут проститься одним целованием в уста, и то только холостые и девицы. Феодосиевец должен иметь всегда при себе, а тем более в дороге, особую чашку, ложку, стакан дабы не осквернить себя иноверческою посудою.

Филипповцы

Основателем Филипповского толка был беглый стрелец новгородский, Фотий. Он жил сначала келейником у Андрея Денисова, одного из представителей Поморской секты; потом принял монашеское пострижение с именем Филиппа, от одного раскольничьего скитника.
Филипповцы, ради своего вероисповедания, обрекают себя на самопроизвольные мучения: самосжигаются, убивают друг друга ради царствия небесного, что, впрочем, случается не часто. Покланяются кресту с надписью: Ĩ. Н. Ц. Ĩ., чего Феодосиевцы не делают; в остальных своих верованиях они во всем почти согласны с Феодосиевщиною.

Нетовщина или Спасово согласие

Согласие Нетовщина или Спасово, есть одно из старых (ХVIII века). Основателем оного был крестьянин Павел, по другим сказаниям, безграмотный мужик Кузьма. Доктрины их следующие: в настоящее антихристово время, в сем мире нет православного священства, со дня Московского собора (1667 года): нет ни таинств, ни благодати, в следствие чего и называют их – нетовцами; а Спасовым согласием потому, что «ныне уже нет никакого ни средства, ни способа достичь душевного спасения; для чего осталось одно только, что нужно самим, без посредства церкви, прибегать к Спасу, который один нас спасет». Нетовцы допускают людей из своего толка в православные церкви – принять крещение и венчание, хотя в действительности эти таинства ими и не признаются, но они это делают «ради внешних», из одного послушания гражданскому начальству.

Бегуны

Секта Бегунов или Странников, руководствуется следующими доктринами: Царство антихриста настало в лице царя, и, следовательно, нужно избегать его печатей, как-то: паспортов, ревизских сказок, метрики и проч. Нужно бросать дома свои и бежать в пустыню, туда, где еще нет следов слуг антихристовых. Браки, как и оседлость, в настоящее время есть дело уже излишнее, потому что не нынче-завтра будет кончина мира.
Самое крещение их совершается вечером или ночью; крестят обыкновенно или в особо устроенной яме, нечто в роде купели, в дождевой воде, или в болоте, но отнюдь не в реке, как оскверненной следами «слуг антихриста». Исключение только делается для больных, перед смертью; такового перекрещивают в чану, тоже в дождевой или болотной воде.

Особых молелен или часовен у бегунов нет. Богослужение совершается у кого-нибудь из жилых бегунов или пристанодержателей.6

2.5 Знаменитые староверы

Матвей Платов. Донской казак, генерал от кавалерии. Герой войн с Наполеоном. Матвей Иванович Платов оказал старообрядчеству неоценимую услугу: находясь в Москве после изгнания Наполеона, он пожертвовал Рогожскому кладбищу по просьбе священника Иоанна Ястребова походную полотняную церковь во имя Пресвятыя Троицы дониконовского освящения, которая вместе со старообрядческим священником (возможно, уставщиком) находилась при его отряде во время похода против Наполеона.

Алексей Гучков. Российский политический деятель, лидер партии «Союз 17 октября», председатель III Государственной думы. Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Его прадед, выходец из крепостных крестьян, в конце XVIII века перебрался в Москву, где основал ткацкое производство, положив тем самым начало знаменитой купеческой династии; дед, помимо успешного ведения бизнеса, активно занимался общественной работой и в 1857 году был избран московским городским головой.

Сергей Щукин. Предприниматель, собиратель коллекции современного искусства. Происходил из купеческой старообрядческой семьи. Окончил Коммерческую академию в г. Гера, Германия (1873–1876). Глава торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями». Собирательством живописи увлекся в конце 1890-х годов. В 1898-м приобрел в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже, куда его привел младший брат Иван, первые полотна художников-импрессионистов («Оперный проезд» Камиля Писсарро; «Скалы в БельИль» Клода Моне), после чего вплоть до 1904 года покупал картины представителей этого направления, прежде всего Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Клода Моне. Об этом сообщает "Рамблер". 7

2.6 Жизнь старообрядцев мегаполиса

А как ведут себя старообрядцы – жители крупных метрополий, таких как Санкт-Петербург или Москва? По-разному. Многие из них и в Москве стараются носить традиционную одежду и не брить бороду. С другой стороны, зайдя в столичный старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там современно одетых верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Некоторые из современных старообрядцев предпочитают некоторый компромиссный вариант: в течение рабочей недели носят обычную одежду, а посещая храм – переодеваются в традиционную.
Такие современные старообрядцы пользуются и мобильной связью, и интернетом, и даже имеют свои собственные журналы, книги, издательства, сайты и интернет-форумы. Необходимо также отметить, что наряду со старообрядцами, впитавшими старую веру, что называется, «с молоком матери», значительное число современных староверов составляют также и неофиты, искавшие истинную веру – и нашедшие ее в форме старообрядчества. 8

  1. Заключение

Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.
Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить, зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.9

1 https://zen.yandex.ru/media/russiatravel/rossiiskie-staroobriadcy-v-xxi-veke-5b96c573afa75b00a992fe3f


2 https://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii

3 https://zen.yandex.ru/media/russiatravel/rossiiskie-staroobriadcy-v-xxi-veke-5b96c573afa75b00a992fe3f

4 https://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество


6 https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/opyt-issledovanija-chto-takoe-sovremennoe-staroobrjadchestvo

7 https://weekend.rambler.ru/other/42435471-moskovskie-staroobryadtsy-chem-zhivut-te-kto-ne-prinyal-tserkovnuyu-reformu


8 https://news.myseldon.com/ru/news/index/219366

9 https://news.myseldon.com/ru/news/index/219366











Источники:

https://zen.yandex.ru/media/russiatravel/rossiiskie-staroobriadcy-v-xxi-veke-5b96c573afa75b00a992fe3f)

https://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii

https://zen.yandex.ru/media/russiatravel/rossiiskie-staroobriadcy-v-xxi-veke-5b96c573afa75b00a992fe3f

https://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii

https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/opyt-issledovanija-chto-takoe-sovremennoe-staroobrjadchestvo

https://weekend.rambler.ru/other/42435471-moskovskie-staroobryadtsy-chem-zhivut-te-kto-ne-prinyal-tserkovnuyu-reformu/

https://news.myseldon.com/ru/news/index/219366

https://news.myseldon.com/ru/news/index/219366


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!