СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Старообрядчество в современной России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Старообрядчество в современной России"»




Эссе

Старообрядчество в современной России

(курсы повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)







Работу выполнила:

Голяткина Лилия Алексеевна

учитель начальных классов

























г. Барнаул 2022г.

Оглавление





  1. Введение





  1. Старообрядчество

2.1 История старообрядчества

2.2 Реформы Никона

2.3 Раскол

2.4 Старообрядчество в наши дни


  1. Заключение

  2. Список литературы

























  1. Введение

Россия многонациональное государство. У каждого народа свои традиции и своя уникальная культура, религия. В нашей стране существуют различные религиозные общины: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др. Каждое из этих направлений неповторимо. Конечно, особое место в истории нашего государства занимает православное христианство. В современном обществе возрос интерес к истории русской религиозной культуры. Из предложенных тем эссе, меня заинтересовала: «Старообрядчество в современной России», т.к. считаю, что старообрядчество оказало огромное влияние на становление России.

  1. Старообрядчество

2.1 История старообрядчества

В 988 году русский народ принял святое крещение. Князь Владимир Святославович крестил Киевскую Русь. Государство стало православным, и с этого момента началась новая история русской церкви.

Постепенно устранялись языческие традиции. Крещение укрепило в стране власть, объединило народ на Руси, способствовало улучшению отношений между другими государствами. С появлением христианства в стране, начали учреждаться монастыри. Именно монастыри стали центрами религиозной культуры.

В XI- XVI веках обряды русской церкви отличались от других православных. Это было закреплено решениями Стоглавого собора 1551 года.[1,533]

Старообрядчество родилось на свет на фоне катастроф XVII века: природных бедствий, иноземного вторжения, закрепощения крестьян, народных восстаний и царей-самозванцев. Эти страдания только укрепили и без того ревностную религиозность Московской Руси.

Средневековая русская вера была глубоко эсхатологична: в структуре человеческого существования абсолютное преимущество отдавалось вопросам спасения и искупления. В религиозной культуре, где тексты преимущественно отсутствовали и даже священнослужители часто не знали грамоты, материальность иконы, ладана, песнопения и жеста заполняла лакуну недоступного Писания как земные признаки божественного присутствия.

В такой строго выдержанной религиозной традиции обряд играл центральную роль: точное соблюдение долгой и сложной церемонии считалось вернейшим, если не единственным, путем к спасению. При этом ожидалось, что спасение придет немедленно. Московская религиозность была проникнута апокалиптическими ожиданиями конца света и второго пришествия Христа. Пророчество и чудо были особенно популярны в ту эпоху, когда мир, казалось, и вправду шел к своему концу.



Старое миросозерцание рушилось и в буквальном смысле, поскольку в России рождалось самодержавное государство с его патримониальными претензиями, указами о закрепощении крестьян и систематизирующими стратегиями — государство, отменяющее старинные средневековые привилегии и подавляющее традиционные народные практики. Старообрядчество возникло в контексте ширящегося народного протеста против этого давления.



2.2 Реформы Никона

Расколом принято называть произошедшее во второй половине 17 века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

В 1649 г. в Москву с религиозной миссией прибыл иерусалимский патриарх Паисий. Царь Алексей Михайлович был рад гостю, ибо мечтал распространить власть православного царя “от моря и до моря, и от рек до конца вселенной”. В этих грёзах Москва виделась ему центром православия, истинного христианства.

Но Паисий указал Алексею Михайловичу на “новшества” в обрядах русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, в которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне). Это был удар по престижу России.

Таким образом, причиной реформы стало стремление церковной и светской власти сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами и книгами других православных церквей, а в первую очередь Греческой[2,385].

25 июля 1652 года патриаршество всея Руси принял Новгородский митрополит Никон. Связанный с государем Алексеем Михайловичем узами тесной личной дружбы, он с присущей ему энергией взялся за дела церковного устроения, среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. Начало такому исправлению было положено еще при патриархе Иосифе, и тогда же обозначились те два правила, которыми потом Никон постоянно руководствовался, занимаясь этим делом:

1. Исправлять богослужебные книги одновременно по «добрым» славянским спискам и по греческому тексту.

2. Во всех случаях недоразумений при исправлении церковной обрядности просить совета и решения Восточных первосвятителей.



Никон пришел к власти с ясным сознанием своей миссии: превратить суеверную и шаткую, как ему казалось, религиозную практику Московской Руси во внутренне цельную, однородную, изощренную веру, способную дать экуменический ответ на светские и религиозные колебания, угрожавшие охватить всю Московию. Ему казалось, что церковь находится в плачевном состоянии. Столетия нестрогого исполнения обрядов, суеверные наслоения и ошибки переписчиков в церковных текстах совершенно извратили подлинную веру Византийского православия.

Он взял на себя исправление московских обрядов, богослужения и церковных книг, чтобы привести их в соответствие с первоначальной киевской верой, унаследованной от греков на заре восточнославянской истории. Уверенный в правоте своей миссии реформатора, Никон самолично ввел целый ряд литургических и текстуальных новаций: изменилось направление шествия вокруг храма, число освящаемых хлебов, написание имени Иисуса и, наконец, получившее широкую известность количество пальцев при совершении крестного знамения (взамен московского двуперстия патриарх Никон ввел троеперстие как символическое исповедание Троицы).

Никонианские реформы пошатнули внутреннюю целостность московской религиозной культуры. Для миллионов истинно верующих никоновские исправления освященного веками божественного обряда превратились в вопрос о спасении всех православных душ. В результате движение религиозного протеста, активно взаимодействуя со всплесками народного недовольства крепостническим государством, сформировалось в мощную контркультуру, альтернативную по отношению к культуре царей и патриархов. Церковный раскол, в сущности, касался не столько веры, сколько власти, а именно права нового централизованного государства навязывать свою волю народу.

Предчувствуя рождение мощной оппозиционной силы, власти — донельзя несвоевременно — созвали в 1666 году церковный собор, призванный разрешить все споры. Греческие и византийские иерархи, приглашенные на собор, попросту не увидели поводов для разногласий: обрядовые различия, говорили они, не ставят под угрозу фундаментальную догматику и, таким образом, с их точки зрения, несущественны для веры. Но к тому времени уже шли баталии по вопросам, вряд ли понятным внешним наблюдателям. Собор поддержал никонианские реформы и с характерной суровостью отлучил сопротивлявшихся от церкви как раскольников.

2.3 Раскол

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.



Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме как еретиков и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

Подвергавшиеся заключению, пыткам и сожжению за свою веру, миллионы старообрядцев отдалились от русской культуры духовно и физически: они бежали в приграничные и окраинные районы, чтобы спастись от Антихриста и слуг его, к северным озерам, в дикие степи на южных границах, в сибирские леса. При Петре I, когда западное влияние и жестокие репрессии приняли массовые формы, худшие опасения раскольников лишь подтвердились, а продолжающиеся преследования укрепили их волю к сопротивлению.

В первые годы раскола наиболее фанатичные группы искали прибежища от исходившей от властей угрозы в самосожжении. Готовность и даже желание принять смерть делали неэффективными административные санкции и наказания против религиозных бунтовщиков. Старообрядцы поддержали стрелецкие бунты в конце XVII века и крестьянско-казацкие восстания Булавина и Пугачева в XVIII веке. Несмотря на все усилия режима выкорчевать эту «ересь», она неуклонно росла и распространялась в течение двух последующих столетий, привлекая к себе самые независимые и энергичные элементы великорусского населения.

Сравнительная таблица «Различия в обрядах и священном писании до и после Раскола»

До реформы

После реформы

Крестились 2 пальцами 

Крестились 3 пальцами

Исус 

Иисус

Пели «аллилуйя» 2 раза 

Пели «аллилуйя» 3 раза

Земной поклон

Поясной поклон

Наступил 

Попрал

Девица 

Дева

Движение во время крестного хода вокруг алтаря по солнцу…

 Движение во время крестного хода вокруг алтаря против солнца…



Старообрядчество было самым глубоким и длительным движением анти царистского сопротивления, которое когда-либо возникало в России. Для людей, веривших в Антихриста и Апокалипсис, даже смерть на костре была желанна как мученичество.

2.4 Старообрядчество в современной России

Наиболее характерны для современного старообрядчества такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими направлениями и, особенно, между старообрядчеством в целом и православием.

До наших дней в более или менее неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились только у странников. Последователи этого старообрядческого толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего их «мира». Еще в наши дни странники скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее время можно наткнуться на страннические «пустыни» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.

Научный сотрудник МГУ Елена Александровна Агеева, изучающая культуру старообрядчества не один десяток лет по всей России и за рубежом, тоже считает, что в настоящее время староверы находятся в бедственном положении. Причем это касается не только старообрядцев, находящихся за рубежом, но и тех, кто живет в своей языковой среде и культурных традициях. Она полагает, что если не поддержать немногочисленные группы староверов, которые никогда не были антигосударственниками, а просто держались своей веры, то уже в начале нынешнего века могут исчезнуть некоторые направления старообрядческой культуры. В России крайне мало сохранилось действующих общин, и даже в них наблюдаются процессы, не связанные с традициями старообрядчества, а обусловленные условиями современной жизни.

В культуре старообрядцев есть свои парадоксы. С одной стороны, это среда, по условиям своего формирования и противостояния модернизированной Никонианской церкви, более архаическая и консервативная. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий староверы находились в состоянии противостояния если не государству, то возобладавшей церковной структуре.

Определенные качества этой народной культуры, ее сила и духовная стойкость формировались не столько под влиянием верности исходным догмам, поколебленным государем Алексеем Михайловичем, сколько под воздействием импульса жизни в состоянии пассивного протеста. Приравнивать современных староверов к их далеким предкам аввакумовского времени абсолютно неправомерно – их культура, сколько бы она ни была консервативна, менялась в зависимости от изменений своего антагониста и партнера – официальной церкви, в зависимости от политического устройства страны.

Старообрядцам приходилось бежать в Польшу и Эстонию, Турцию и Канаду, Румынию и Грецию. Там они оказывались в противостоянии не только ”церкви антихриста”, как они полагали, но и культуре того этнического большинства, среди которого вынуждены были жить. Впрочем, такое противостояние может возникнуть не только из-за веры, но и из стремления следовать традициям своих предков, вынужденных покинуть родину. Сохранение собственной культуры в таких случаях - очень сложное и чрезвычайно интересное явление.

За три с половиной века своей истории старообрядцам довелось испытать много несправедливости, притеснений и открытых гонений. И все же мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев "старой веры", не раз помогала им не только выстоять в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях, но и использовать малейшую возможность для возрождения древнерусских традиций.

  1. Заключение

Старообрядчество всегда было гонимо, оно никогда не отождествлялось с государством, не было государственной церковью, для него характерен дух нестяжательства и широкий внутренний демократизм. В старообрядчестве русский человек находит помощь при преодолевании духовных трудностей, старообрядчество давало и дает возможность сохранить истинную культуру народа. В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально - психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности.











  1. Список литературы



  1. «История России IX – XVII веков» школьная энциклопедия, М., 2003

  2. Вургафт С. Г. , Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996;

  3. Костомаров Н.И. «Раскол» М. 1995

  4. Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство

  5. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996..

  6. Сайты Интернета:

http://etno.clow.ru/information/

http://www.kvest.com

http://www.wikipedia.org.ru/

http://staroobryadets.tamb.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!