СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы повышение мотивации при изучении предметов естественнонаучного курса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме формирования способов повышения мотивации обучающихся в связи с реализацией требований новых Государственных образовательных стандартов основного общего образования. Во втором разделе представлены методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о способах развития мотивации при изучении химии и биологии, обеспечивающие применение комплекса конкретных средств обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести обучающегося на уровень самодвижения.

Просмотр содержимого документа
«Способы повышение мотивации при изучении предметов естественнонаучного курса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ



ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ»



Выполнил слушатель группы 4.2.2.

«Проектирование учебной деятельности на основе результатов оценивания качества образования в условиях реализации требований ФГОС, ФООП предметов «Биология», «Химия»


Черная Ольга Викторовна, учитель химии и биологии высшей категории

ФГБОУ ВО ДГМА имени С.С. Прокофьева

Факультет среднего профессионального образования



Руководитель выпускной работы

Негода Е.А., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ГБОУ ДПО «ДонРИРО»



Работа допущена/не допущена__________

(подпись)





Донецк, 2023 г

АННОТАЦИЯ

В условиях реализации Государственных образовательных стандартов современное образование направлено на повышение качества и эффективности обучения. Учащиеся должны применять систематизированные теоретические и практические знания различных наук для решения поставленных задач. В данной работе представлены результаты на основе апробации подходов к повышению учебной мотивации учащихся, которые применимы при изучении интегрированного естественнонаучного курса для подростков.

Цель: исследование мотивов учебной деятельности обучающихся средней школы при изучении предметов химии и биологии путем формирования естественнонаучной компетентности учащихся.

Задачи выпускной работы:

  1. Раскрыть понятия «мотив», «мотивация» на основе изучения психолого-педагогической литературы.

  2. Определить методы и приемы мотивации учебной деятельности младших подростков на уроках химии и биологии.

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме формирования способов повышения мотивации обучающихся в связи с реализацией требований новых Государственных образовательных стандартов основного общего образования. Во втором разделе представлены методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о способах развития мотивации при изучении химии и биологии, обеспечивающие применение комплекса конкретных средств обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести обучающегося на уровень самодвижения.

Рассмотрено учебно-методическое сопровождение образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. В практической части приведены примеры повышения мотивации на различных этапах изучения темы, описаны виды и формы работы, которые эффективно помогают повысить познавательный интерес и мотивировать изучение материала по химии и биологии.

Содержание

Введение 4

Раздел 1. Теоретические основы проблемы учебной мотивации учащихся при изучении химии и биологии 6

1.1. Мотивация деятельности человека 6

1.2. Психология учебной мотивации учащихся 8

Раздел 2. Методы и приемы повышения учебной мотивации подростков на уроках химии и биологии 11

2.1. Своеобразие предметов естественнонаучного курса 11

2.2. Формирование мотивации учебной деятельности как способ повышения качества знаний учащихся 12

2.3. Описание педагогического опыта по развитию мотивации к изучению химии и биологии……………………………………………………………………………. 19

Выводы 29

Список использованной литературы 31

Приложение 33



Введение


Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин


В связи с введением новых Государственных образовательных стандартов (ГОС) основного общего образования педагог столкнулся с непростой многоаспектной задачей структурно-содержательной перестройки собственной профессиональной деятельности. Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знаний [1]. В последнее время особо актуальным становится не только глубокое теоретическое изучение, но и эффективное внедрение в свою педагогическую практику инновационных подходов:

  1. Содержательного: развитие универсальных учебных действий, необходимых для получения опыта самостоятельного решения ребятами познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач.

  2. Инструментального: использование современных технологий обучения как интегрированной системы урочной и внеурочной деятельности.

  3. Процессуального: дифференциация содержания обучения, обеспечивающая баланс основного и ознакомительного материалов, способствующих формированию общей культуры, расширению кругозора, развитию ценностных ориентаций в отношении к природе.

Реализация требований ГОС предполагает освоение педагогами любого уровня образования (общего, профессионального, дополнительного), особенностей личностно - и компетентностно-ориентированного образования, системного и деятельностного подходов.

В настоящее время обучающиеся должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию в процессе учебной деятельности. Основной задачей стоящей перед преподавателем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации, интереса к изучению учебных дисциплин химии и биологии.

Цель: исследование мотивов учебной деятельности обучающихся средней школы при изучении химии и биологии как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира.

Задачи выпускной работы:

  1. Раскрыть понятия «мотив», «мотивация» на основе изучения психолого-педагогической литературы.

  2. Определить методы и приемы мотивации учебной деятельности подростков на уроках химии и биологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении химии и биологии.

Предмет исследования: мотивация учебной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева» Факультет среднего профессионального образования.

Методы исследования: сравнительный анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, анкетирование.

В ходе исследования было выявлено, что без мотивации не будет эффективна ни одна педагогическая технология, так как все технологии предполагают высокую, обоюдную заинтересованность.


Раздел 1. Теоретические основы проблемы учебной мотивации учащихся при изучении химии и биологии


Современное общество формирует для системы образования социальный заказ исходя из потребностей сегодняшнего дня: ему необходимы не только высокообразованные, духовно богатые, инициативные граждане, готовые к сотрудничеству, но и активные, мобильные, сопереживающие за дальнейшее развитие государства.

В условиях непрерывно меняющегося мира важно постоянно анализировать происходящие изменения, меняющиеся требования общества, предъявляемые к образованию. Это формирует потребность специалистов в области образования учитывать интересы общественности, что вызывает потребность у педагога поиска новых образовательных технологий и педагогических методов.


1.1. Мотивация деятельности человека


Компонентом любой человеческой деятельности является мотивация. Присутствует мотив - присутствует и желание заниматься определенной деятельностью. Изучениемвопросамотивации личности занимались многие ученые психологи: А.Ф. Лазурский, Н.Н.Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др. Рассматривая аспекты мотивации учебной деятельности,ученые подчеркивают значение ее формирования и развития у школьников любого возраста, а значит и развитие мышления, умения добывать знания самостоятельно [2]. Л.И. Божович утверждал, что мотив это то, ради чего происходит любая деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [3].

Б.И. Додонов выдвинул следующие структурные компоненты мотивации [4]:

  • удовольствие от самой деятельности;

  • значение для каждой личности достигнутого;

  • «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность;

  • принуждение.

По мнению большинства современных ученых, мотив (от лат.Movere- толкать)– это непростое интегральное психологическое образование, это то, что стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

На данном этапе в психологии понятия «мотивация» и «мотив» равнозначны. Д. Брунер, А.Н.Леонтьев и др. доказали, что формирование мотивации учащихся тесно связано с содержанием изучаемого предмета, а значит, учителю необходимо своевременно возбудить, сохранить и поддержать ее на всех этапах урока.

Следовательно, под мотивацией современные ученые понимают внутренний стержень личности, который подталкивает человека к деятельности, включающий в себя свойства: ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, эмоции, волевые качества и другие характеристики личности.

Определив мотивацию как совокупность мотивов можно охарактеризовать ее как интегрированный комплекс. Совокупность побуждений к деятельности, то есть, в отличие от мотива, понятие мотивация более широкое. Поэтому исследование мотивации предусматривает исследование мотива как первичного понятия. Рассмотрение и исследование основных подходов к определению мотива в научной литературе дает возможность систематизировать основные подходы к изучению этого феномена (таблица 1).


Таблица 1.- Основные определения понятия «мотив»

Определение мотива

Понятие

Автор определения

Мотив как потребность

Отображение в сознании желания чего-либо в данный момент

А. Маслоу, Л. Долинская, Л.Божович, М. Матюхина С. Рубинштейн и др.

Мотив как цель

Объект выступает побудительной силой

К. Левин, О. Леонтьев и др.

Мотив как состояние

Внутреннее предчувствие удовлетворения от действия или достижения

А. Ковалёв, П. Якообсон, Н. Мойсеюк и др.


Продолжение табл.1.

Определение мотива

Понятие

Автор определения

Мотив как стойкие свойства личности

Стойкие свойства личности обусловливают его поведение и деятельность

М. Медсен, Х.Мюррей и др.

Мотив как интегрированное психологическое образование

Система факторов, которые влияют на личность, причем побуждают к деятельности в данный момент

О. Лазурский, Л. Михеева О. Яцишин др.


Итак, мотив как сложное образование имеет ряд характеристик, выполняет определенные функции и является первичным объектом относительно мотивации деятельности.


1.2. Психология учебной мотивации учащихся


Учебная мотивация является частным видом мотивации и характеризуется такими факторами: направленность, устойчивость, динамичность [6]. Однако характерны и отличительные факторы:

  1. Специализация образовательной организации.

  2. Своеобразие учебного процесса.

  3. Индивидуальное своеобразие обучающегося.

  4. Личностные качества педагога.

  5. Специфика учебного предмета.

Л.И. Божович считал, что учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов (внутренних и внешних, социальных и познавательных), состоящих из непостоянных, взаимодействующих друг с другом мотивов (содержания, обучения, сознания, интересов, целей для учащегося). Следовательно,«формирование мотивации это увеличение положительного или негативного отношения к обучению, усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними» [7]. Важно при анализе мотивации учебной деятельности не только определить преобладающий мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Одним из компонентов учебной мотивации является интерес, то есть эмоциональное переживание познавательной потребности школьника. Очень часто понятия «интерес» и «учебная мотивация» равноправны. Например, некоторые учителя могут говорить о своих учениках, что у них «отсутствует интерес к предмету», родители - «способствуйте становлению познавательного интереса».

Чтобы появился у школьников интерес к учению необходимо предоставить возможность ученику проявить себя в учении, используя активную поисковую деятельность, самостоятельность, возможность добывать знания, применять их в различных ситуациях, так как интерес возникает при условии преодоления трудностей.

Познавательные мотивы, «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения», социальные, «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», находятся за границами учебного процесса.

Внутренние мотивы обучающихся имеют значимый характер и обусловлены познавательной потребностью, восторгом от процесса обучения и возможности применить свои знания. Получение знаний является и мотивом и целью учения.

Внешние мотивы характеризуются тем, что получение знаний не является целью обучения, а выступает средством достижения других целей: получение хорошей отметки, получение поощрений, признания одноклассников. При внешней мотивации учащийся проявляет пассивность.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес к предмету.

Данный интерес осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них важен, так как является результативным, и весовым фактором в обучении.

Принцип гуманизации современной школы предусматривает создание условий для творческого развития и самореализации каждой личности, формирование потребностей и способностей личности к самообразованию. Однако это невозможно, если не прививать желание учиться и находить удовлетворение в процессе обучения.

Общество постоянно развивается, объем знаний увеличивается, и роль учителя состоит не столько в том, что он дает информацию ребятам, сколько в умении правильно организовывать усвоение этих знаний, привлекая к деятельности, нацеливая на познание мира и самого себя.


Раздел 2. Методы и приемы повышения учебной мотивации подростков на уроках химии и биологии


2.1. Своеобразие предметов естественнонаучного курса


Естественнонаучное направление в средней и старшей школе является продолжением подобного курса, который изучается в начальной школе и служит пропедевтической основой для изучения естественных наук. В содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и в жизнедеятельности человека [8]. Изучив в младших классах компоненты природы нашей республики, ее разнообразие, ребята готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии 5 класса.

При планировании уроков данного предмета учитываются местные условия, сезонные изменения в природе, которые отображаются в фенологических наблюдениях и в календаре погоды. С методами познания ребята знакомятся и на практических работах, в том числе по ориентированию на местности, уходу за растениями и животными, моделированию объектов и процессов. Подведение итогов наблюдений помогает обучающимся устанавливать причинно-следственные связи в природе, способствует развитию умений обобщать, делать выводы, при этом происходит формирование природоведческой компетентности учащихся через усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, усовершенствование способов учебно-познавательной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе.

При изложении материала учебного предмета соблюдаются принципы систематичности и последовательности, наглядности, преемственности знаний, которые требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнение методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; углубление и укрепление межпредметных связей.

2.2. Формирование мотивации учебной деятельности как способ повышения качества знаний учащихся


На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики, при формировании нового понимания образованности, нравственности, особое значение приобретает проблема организации учебной деятельности школьников. Подготовка молодежи к новым условиям жизни требует внедрения новых технологий обучения.

Практика показывает, что наиболее эффективным обучение становится тогда, когда ученик проявляет максимальную активность, а учитель выполняет роль консультанта и помогает ему самостоятельно делать выводы и обобщения, опираясь на собственный жизненный опыт.

Существует много форм и методов, стимулирующих к обучению. На своих уроках стараюсь совместить традиционные и инновационные методы, при этом учитываю основные дидактические принципы: научность, целостность, последовательность, наглядность, доступность.

С целью повышения эффективности обучения использую метод проблемного обучения, формы коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учеников, предпочитаю решение задач логического, учебного, поискового характера.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии способствуют практические работы. Так, например, при выполнении практической работы по теме «Разделение смесей» формулирую проблему с помощью таких вопросов:

1) Происходит ли полное разделение компонентов смеси отстаиванием?

2) Какие материалы используют в качестве фильтра?

3) Какие свойства компонентов смеси позволили применить фильтрование для их разделения?

Учащиеся высказывают свои точки зрения, записывают и обосновывают их.

Интерактивный метод «Микрофон» применяем на этапе актуализации опорных знаний учеников или на этапе закрепления изученного материала. Он дает возможность каждому высказать свою точку зрения. Высказывания не оцениваются и не комментируются. Например, по теме «Многообразие тел и веществ» спрашиваю учеников: «Почему сквозь оконное стекло улицу видно, а через деревянные двери – нет?». Передавая «символический микрофон», ученики обосновывают ответ.

При изучении темы «Состав и свойства воздуха» ставлю вопрос «Почему для прогноза погоды важно знать направление ветра? Ответ обоснуйте».

Одним из факторов мотивации может стать решение творческих, исследовательских задач, которые необходимы формирующемуся уму. Такие задачи присутствуют в любой предметной и межпредметной области. Например, приём «Ассоциативный ряд». К теме урока или определенному понятию нужно записать в столбик слова – ассоциации. Если ряд ребята составили относительно верно и достаточно, то даю задание составить определение, используя записанные слова. Например, со словом «природа» ассоциируются слова - деревья, лес, трава, воздух, растения, отдых, животные, солнце, море, красота и др.

Для привлечения интереса к уроку можно применять приём «Удивляй!», то есть необходимо преподнести известную информацию так, что даже известные факты будут являться загадкой [9]. При изучении темы «Водяной пар в воздухе. Свойства воды» можно удивить следующим рассказом «В одной из школ Африки ребятам рассказали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!» Многие удивляются, но это правдивый рассказ. И тут же необходимо попросить учащихся посмотреть в окно (изучение данной темы ориентировочно проводится в феврале, на улице, как правило, лежит снег). Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств (вспоминаем агрегатные состояния воды).

Или при изучении темы «Разнообразие живого на Земле и среды обитания» можно привести пример «Сова, которая питается мышами-зерновками, весит 250 г. Как вы думаете, какое количество зерна сова может сохранить за свою жизнь? (Пояснения: продолжительность жизни совы 50 лет, она съедает в год тысячу мышей, а каждая мышь, в среднем в год съедает 1кг зерна. Ответ: 50 т зерна).

При изучении темы «Изменения в природе, вызванные деятельностью человека» учащиеся готовят свои примеры к новому материалу:

  1. Назовите экологические проблемы Донецкого края.

  2. Предложите способы, способствующие улучшению экологической обстановки.

  3. Какие вы знаете экологические проблемы, о которых на этом уроке мы не говорили?

Большое значение в процессе обучения имеют и творческие задания. В рамках недели естественных наук учащиеся делают плакаты – аннотации интересных статей из журналов «Юный натуралист», «Юный следопыт», «Биология для школьников», в рекламно-интригующем стиле. Все работы вывешиваются в холле школы (Приложение 1).

При обобщении учебного материала, крупных разделов учащимся предлагаю самостоятельно составить филлворд (Приложение 1). При этом напоминаю ребятам правила его составления. Обращаю внимание, что слова филлворда могут читаться справа налево, слева направо, вверх, вниз.

Большое значение имеют исследовательские проекты, к которым учащиеся готовятся заранее. При подготовке к таким урокам ребятам предлагается самостоятельно обработать или систематизировать изученный материал. Самостоятельная деятельность учащихся всегда состоит из мыслительных операций и практических действий, поэтому ее применяю как для получения знаний, так и для закрепления знаний и умений. При этом важно, чтобы дети учились наблюдать явления, делать выводы и обобщать.

Например, объединяю учащихся класса в малые группы. Одна группа на уроке получила задание разработать проект исследования: как зависит рост семян подсолнечника от состава воды? Проект выглядел так: отобрать 20 примерно одинаковых семян подсолнечника. Посадить парами: пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную воду, пару в талую воду, пару в подсоленную и пару в подсахаренную. Далее ребятам необходимо наблюдать и измерять результаты проращивания семян подсолнечника (Приложение 1).

Другие группы параллельно прорабатывают проекты: как зависит рост семян подсолнечника от количества воды? Как зависит рост семян подсолнечника от освещения?

Можно предложить ребятам и другие темы для исследования (таблица 2).


Таблица 2. Примеры исследовательских проектов

Тема проекта

Содержание

Что быстрее нагревается?

Эксперименты с предметами из разного материала

Как меняются свойства продуктов?

Изменение внешнего вида и вкуса при термической обработке

Почему бутылка лопнула?

Наблюдение за изменением объема воды при охлаждении

Почему айсберг несолёный?

Наблюдение за замерзанием солёной воды

Как очистить воду?

Изучение способов очистки воды


В своей практике используем и ситуативное моделирование. Как правило, это готовая учебная ситуация, изложение которой имеет большой познавательный потенциал, поэтому использую письма или редакционные статьи. Ребята высказывают различные точки зрения, что является полезным, особенно когда есть необходимость подчеркнуть проблемы коммуникации между двумя или несколькими героями учебной ситуации.

Для развития и коррекции познавательной деятельности (сравнение, восстановление и дополнения целого, убрать лишнее) использую игры-упражнения, игры-загадки, игры-соревнования. Наиболее интересны детям игры с природным материалом, так как они способствуют развитию анализаторов вкуса, запаха: игра «Что в лесу растет», «Дегустация», «Отгадай по запаху».

Применяю игры и во время экскурсий в природу, так они позволяют раскрыть перед учащимися разнообразие и красоту окружающей действительности, привлечь внимание к малозаметным, но существенным признакам растительного и животного мира. При этом использую загадки, которые несут в себе развивающую функцию, включают в себя развитие сообразительности. Например, хорошо воспринимают учащиеся такие игры как: «Найти дерево по семенам», «В мире животных».

При использовании приёма «Связи» учащиеся самостоятельно находят связи между объектами в системе. Например, «Связи в природе». Берём два кубика, на гранях первого кубика записываем название природных объектов: солнце, воздух, почва. На гранях другого – представителей растительного или животного мира. Бросаем кубики и читаем, что записано на гранях этих кубиков. К примеру, на одном выпадает почва, на другом – птица. Задача учащихся – найти связи между этими природными объектами (в земле развиваются гусеницы, а птицы ими питаются) [12].

При использовании приёма Пинг-понг «Имя-Значение» в командной игре, игроки активны и внимательны. Так, например, объектом выбираем «Одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот.

Безусловно, формы изучения материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки учащихся, особенностей предмета, и изучаемой темы, технического оснащения кабинета.

Для объектов и явлений, недоступных для непосредственного восприятия использую технические средства обучения. С помощью компьютера, подключенного к проектору, можно демонстрировать ученикам картины, таблицы, схемы, научно-популярные видеофильмы, учебные передачи. Чтобы повысить активность работы с таблицами, вызвать эмоции и интерес открываю таблицы и анализирую их по мере изложения материала. Чтобы учащиеся могли выявить характерные признаки предметов или явлений, сделать соответствующие выводы предлагаю проводить сравнение. Например, рассматривая таблицу «Сосна» предлагаю сравнить сосну, растущую в лесу, с сосной, которая растет в сквере. Такое сравнение помогает ребятам самостоятельно выяснить потребности сосны в освещенности. Сравнивая сосну и ель, учащиеся находят как общие признаки (хвойные деревья), так и ряд отличий (внешний вид, потребности).

При изучении темы «Природные зоны Земли» можно сравнить растительный мир тундры и тайги, расширить знания о причинах отсутствия больших деревьев в тундре, определить, как влияют природные условия на изменение растительности с севера на юг.

Большой учебный и воспитательный эффект дает демонстрация на уроках учебных, научно-популярных видеофильмов. Их методическое значение заключается в том, что они не только дают натуральное изображение предметов и явлений, но и показывают их в движении [10]. С помощью видеофильмов, учебных фильмов, обучающиеся получают реальное представление о предметах и явлениях, которые они не могут наблюдать непосредственно, обеспечивается ознакомление с процессами, происходящими в природе за очень короткое время, демонстрируется красота природы нашей республики, расширяя кругозор учащихся, вызывает чувство гордости за Родину. Благодаря художественной выразительности, фильмы способствуют развитию эстетического вкуса [11].

В своей практике использую учебные фильмы - «Волки», «Добыча торфа», «Добыча угля», «Добыча нефти» и др. из фильмов учащиеся узнают о жизни животных, процессах добычи полезных ископаемых. Фильм «Вода на земле» имеет четыре части - «Источники и ручьи», «Озера и болота», «Реки» и «Моря», каждую из частей используют при изучении соответствующей темы, а не во время одного какого-то урока.

На основе просмотренного материала ученик может представить себе природу Арктики или пустыни и решить ситуационные задачи.

В этом возрасте ребята еще мыслят образами, поэтому формирование представлений – важнейшая задача учителя. Сухомлинский В.А писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии,
что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [13].

В соответствии с направленностью курса особое внимание уделяю экологической целостности мира, обращаю внимание на экологические проблемы Донецкого края.

Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины». Необходимо воспитывать поколение людей, которых искренне заботит настоящее и будущее родного края [14]. К.Д. Ушинский заметил, что «… плохое состояние наших финансов, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции … - все эти болезни гораздо более зависят от незнания нами своего отечества, чем от незнания … языков».

На основе наблюдений за окружающими природными объектами учащиеся убеждаются, что в природе всё взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям [15].


2.3. Описание педагогического опыта по развитию мотивации к изучению химии и биологии

Обобщая личный и педагогический опыт коллег можно сделать вывод, что действительно эффективно работают для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности - это эксперимент, самостоятельная работа, игровые технологии и работа в группах:

    • занимательные опыты и ситуационные задачи;

    • проблемные вопросы;

    • творческие задания;

• шарады, ребусы, загадки, кроссворды, филлворды.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса обучающихся является наблюдение эксперимента в естественных условиях (природные процессы). Это является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии и биологии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Активизация процесса обучения достигается c помощью самостоятельных работ обучающихся, которые организуются в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач. Самостоятельная работа, как форма развития познавательного интереса обучающихся, может применяться на всех этапах занятия и в домашнем задании, позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся. [6].

Виды самостоятельной работы:

1. Работа с терминами, законами, определениями: составить глоссарий, закончить предложение, выписать незнакомые слова и найти объяснение к ним (можно использовать и на занятиях и как домашнее задание).

2. Составить схему с примерами, заполнить таблицу (можно использовать и на занятиях и как домашнее задание). Например:

Задание 1. Самостоятельно прочтите текст, и заполните таблицу «Функции белков» (проверка самостоятельной работы, обсуждение).

Функции белков

Функция

Сущность

Пример

Структурная

Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур

Коллаген, кератин

Регуляторная

Регулирование обмена веществ в организме

Некоторые гормоны – инсулин, глюкагон

Защитная

1. При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки.
2. Защита от потери крови при ранении в результате свертывания

Антитела

Фибриноген

Транспортная

Присоединение и перенос химических элементов по организму

Гемоглобин

Сократительная

Осуществление всех типов движения

Актин, миозин

Запасающая

Резерв для организма, плода

Яичный альбумин, казеин молока.

Энергетическая

Не основной, но источник энергии в клетке

Расщепление 1 г белка – 17 кДж

Сигнальная

Узнавание молекул мембраной клетки

Гликопротеины

Ферментативная или каталитическая

Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке

Белки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин)


Задание 2. Установить соответствие:

Функция

Белок

  1. гемоглобин

  1. защитная

  1. пепсин

  1. структурная

  1. кератин

  1. двигательная

  1. антитела

  1. транспортная

  1. актин и миозин

  1. ферментативная


Задание 3. Решить задачу по алгоритму. Составить синквейн по теме «Белки».

Белки

Глобулярные, фибриллярные

Защищают, регулируют, катализируют

Мономерами являются аминокислоты

Жизнь

Пример творческого домашнего задания:

  1. Составить меню из растительных продуктов. Ежедневная белковая норма для здорового человека, не менее 100 г. Проблема: мясо содержит все необходимые человеку аминокислоты, какие требования должны предъявляться к организации вегетарианского питания?

  2. Составить кроссворд, рекламу на белки. Подумайте, чем объясняется большое разнообразие белков? Ответ обоснуйте.

Для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся, повышения уровня усвоения знаний часто используются игровые технологии.

Игра приучает обучающихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии и биологии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление к деятельности, основывающейся на способности воображения свойственны любому человеку в любом возрасте. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изученным вопросам, а результаты игры представляют собой своеобразную внутреннюю обратную связь.

Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе учебного занятия – при проведении опроса и закрепления материала как домашнее задание или же, как вариант проведения обобщающего занятия. Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с активностью, самостоятельностью обучающихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии и биологии, является дидактическая игра.

На этапе закрепления или контроля знаний можно использовать игру «крестики- нолики». Например, при изучении темы «Химическая связь».

Задание 4. Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи:

F2

KI

O3

CO

I2

Mg3N2

Cl2

NaCl

NaNO2


Задание 5. На доске зашифрована тема. Используя ПСХЭМ определите тему занятия.







Ы

12

63

22

13

3

57

Ы

Найти или сочинить сказки об этом веществе.

Так же для активизации познавательной деятельности обучающихся на разных этапах учебных занятий по химии и биологии можно использовать работу в малых группах. Этот вид работы развивает коммуникативные, общекультурные, учебно-познавательные, информационные компетенции. При этом присутствует соревновательный момент.

Задание 5. Изучить предложенную часть нового материала и представить его другим группам. Например, при изучении темы: «Способы получения основных классов неорганических веществ», каждая группа получает задание: найти все способы получения определенного класса, записать уравнения соответствующих реакций.

З адание 6. Каждая группа получает задание. Составить возможные уравнения реакций, назвать все соединения.

С интересом учащиеся выполняют лабораторные и практические работы, химические и биологические эксперименты. Лабораторные занятия особо интересно проходят, когда на занятии присутствуют игровые элементы, при этом ребята получают возможность самостоятельно оценить свои достижения. Пример разработки лабораторного занятия приведен в Приложении 2.

Рис.1. Лабораторное занятие по химии тема: «Получение аммиака, изучение его свойств»

При выполнении исследовательских работ учащиеся открывают новое быстрее, чем, если бы просто читали материал в учебнике. Научно-исследовательская деятельность даёт уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.

Рис.2. Защита проектных работ


Результаты своих исследований ребята представляют на конференциях. Конференции целесообразно проводить после изучения большой темы или раздела.

Рис.3. Участники конференций в Донбасской аграрной академии, в Донецком Национальном медицинском университете им. М.Горького


С целью повышения мотивации к изучению химии и биологии целесообразно использование комплекса методических средств, что позволит добиваться положительных результатов в планомерном развитии мотивации обучающихся. Новый государственный стандарт направлен на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии и химии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических/химических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии и химии.

Наглядные пособия. Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии и химии принадлежит использованию наглядных пособий на занятиях. Использование живых объектов в качестве иллюстраций улучшает восприятие и запоминание материала занятия, активизирует эмоционально-образные ресурсы обучающегося, повышает эффективность занятия. Большая коллекция комнатных и растений учебно-опытного участка, являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу занятия.

Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным обучающимися.







Рис.4 Гербарии и образцы растительного сырья


Экскурсии. Развитию интереса к химии и биологии способствуют экскурсии в городских условиях, в ботанический сад, в музеи, химические лаборатории.

Метод создания проблемной ситуации.

Сущность его в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.


При создании проблемной ситуации приходится опираться на имеющийся у обучающихся житейский опыт или актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.

Например: В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

2)При закладке на хранение клубней картофеля и корнеплодов моркови их масса к весне уменьшается. Объясните почему.

Важной положительной стороной проблемного обучения является его развивающий характер. Изложение делается более доказательным и тому убедительным. Студенты мыслят творчески, диалектически, приучаются к поиску. Обучение с использованием такого подхода более эмоционально, что способствует повышению интереса к учебе, предоставляет воспитывает, так как это формирует убеждения и в конечном счете мировоззрение, обеспечивает прочность знаний, так как знания, полученные путем самостоятельного поиска, всегда содержатся сознанием дольше полученных в готовом виде.

Опыт работы с применением технологии проблемного обучения на занятиях биологии и химии показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности обучающихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.




Выводы


В данной выпускной работе мы рассмотрели теоретические основы проблемы учебной мотивации учащихся при изучении химии и биологии, определение мотивации учебной деятельности подростков.

Изучение данных вопросов позволило выполнить анализ различных литературных источников тесно связанных с нашей темой, разобраться в основных моментах, без которых невозможен дальнейший анализ рассматриваемых вопросов.

В первом разделе раскрываются основные теоретические аспекты в области мотивации, мотивов.

В качестве мотива называют самые разнообразные психологические феномены: намерения, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X.Хекхаузен); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу) и др.

К единому понятию «мотива» ученные не пришли а, под мотивацией они предлагают понимать внутренний стержень личности, который подталкивает человека к деятельности, обладающий определёнными свойствами. В данном разделе уделено внимание и психологии учебной мотивации, которая определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае – учебную деятельность. Для формирования мотивации к учению у школьников очень важно, чтобы учебная информация была созвучна с их потребностями. Только такая информация поддаётся эмоциональной и умственной переработке.

Во втором разделе уделено внимание применению различных приёмов обучения, цель которых обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учащихся, развитие наблюдательности, знания конкретных свойств предметов, применение знаний в практической деятельности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного обучения и систематизации учебного материала. Рассмотрены методы и приёмы, стимулирующие учащихся к обучению, способствующие развитию познавательной активности ребят и повышению мотивации на уроках химии и биологии.

Положительная мотивация учения состоит из таких компонентов как учебно-познавательный интерес, мотив сотрудничества, мотив творческого поиска, новизны, самоутверждения, стремление к самосовершенствованию.

Ребята очень хотят хорошо учиться и приходят в школу с этим большим желанием. Радость школьной жизни зависит именно от успешности ребенка в обучении. Маленький ученик еще не умеет преодолевать трудности, и каждая неудача приносит ему огорчение. Источником положительной мотивации учения является, прежде всего, интерес излагаемого материала. Пробуждение интереса осуществляется с помощью различных методов и приемов: метода проблемного обучения, форм коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы, решение задач логического, учебного, поискового характера, метода «Микрофон», творческих, исследовательских задач, приёмов «Ассоциативный ряд», «Удивляй!»,«Связи», Пинг-понг, а также творческие задания, исследовательские проекты, ситуативное моделирование, игры-упражнения, игры-загадки, игры-соревнования и демонстрация на уроках учебных, научно-популярных видеофильмов.

Главная задача учителя - поддержать ребенка, создать условия, обеспечивающие его успех в обучении, дать ему ощущение радости от того, что он "знает и умеет".


Список использованной литературы


  1. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1998.

  2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2013.

  3. Божович Л. И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.

  4. Давлетмирзаева, Ф.А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условияхсовременной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIIмеждународной научной конференции (г.Самара, август 2015 г.). – Самара: Асгард, 2015.

  5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Педагогика, 1997.

  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Мысль, 2006.

  7. Формирование интереса к учению у школьников / Под.ред. А. К. Марковой М.: Педагогика, 1999.

  8. Приема педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А.Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004.

  9. Назарова Т.С.Средства обучения: технология создания и использования/Т. С. Назарова, Е. С. Полат.- М. :Изд-вo УРАО; 1998,-204 с.

  10. Пакулова В.М., Кузнецова В.Н. Методика преподавания природоведения. Учебное пособие для учащихся педагогических институтов. — М.:“Просвещение”, 2009.

  11. Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. г.Самара, Центр развитияобразования, 2001.

  12. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий впроцессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986.



Скачать

© 2023 333 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!