СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа всегда была и остается островком культуры, национальной идентификации и гражданской сознательности. Здесь передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания нашей земли.

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

Современные проблемы нравственного воспитания

школьников и пути их решения



"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья" (Свадковский И.Ф. 1977, - 11).

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

         Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши  добрые игрушки, книги, мультфильмы,  дорогие сердцу образы из мира детства, литературные герои, на которых выросло не одно поколение. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике детей и вызывает высокий уровень детской преступности. Современный мир поставил нас в условия нравственного выживания. 

Актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Ключевая роль в решении проблемы нравственного воспитания отводится системе образования. Образование - это не только и не столько получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.

Пути решения проблем нравственного воспитания осуществляются на уроке, перемене, внеклассном мероприятии с учетом возрастных особенностей учащихся. Чтобы стать гражданином своего общества, каждый человек с детских лет должен получить опыт культурных нравственных и гражданских отношений, освоить их и привыкнуть к ним. В нашей школе жизнедеятельность учеников организована так, чтобы они такой опыт получили. Задача заключается не только в том, чтобы рассказать детям, как важно поступать нравственно и соблюдать обязанности гражданина, но и в том, чтобы сформировать у учащихся умения, навыки и, привычки такого поведения.

Любое событие, любой случай должны стать поводом дать детям урок нравственности и приучить их жить по правилам нравственности:

- Не делай другим того, чего не желаешь себе.

- Твори для других добро, если для этого есть возможность.

- Будь патриотом своей нации, защищай Отечество.

- Будь законопослушным. Не допускай правонарушений.

Огромная роль в воспитание нравственности у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина. 

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед родными, друзьями, страной, обществом, в котором мы живем.

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с Урока Мира. Так формируется чувство гордости и прививается любовь к своей стране.

Также способствуют нравственному воспитанию часы чтения, классные часы о дружбе, правилах общения, здоровом образе жизни, возложение цветов к Мемориалам Памяти защитников Заполярья, уроки мужества в музее Героя Андрея Николаева – выпускника нашей школы.

Ребята активно принимают участия в акциях «Как живешь, ветеран?», «Поможем хоспису», «Чистый Мончегорск», изготавливаем открытки ко Дню Победы и поздравляем ветеранов, выпускаем стенгазеты к праздникам (ко Дню города, Новому году, ко Дню защитника отечества, к Международному женскому дню, ко Дню Победы). В течение учебного года посещаем музеи, библиотеки города, организовываем встречи с ветеранами.

Гражданская сознательность проявляется по-разному. Порой в заботе о тех, кому родителей заменило государство. Ребята учатся милосердию, заботе о тех, кому плохо. 

Проводя мероприятие, понимаю, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, к людям пожилого возраста.

Научить ребенка любить, показать ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого чувства – такова миссия духовно-нравственного воспитания в школе. Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.

Начни с себя и – души отзовутся.

Спроси себя – и просветлится жизнь.

Спаси себя – и тысячи спасутся.

Начни с себя – и жизнь получит смысл.

Школа всегда была и остается островком культуры, национальной идентификации и гражданской сознательности. Здесь передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания нашей земли.





     



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!