СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей ОБЖ. Тема: «Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения».

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения».»

Выступление на РМО учителей ОБЖ

Учитель: Вершинин Юрий Александрович

02.11.2016 г.


Тема: «Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения».


  1. Вступление.


Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

  • общенаучную;

  • информационную;

  • познавательную;

  • коммуникативную;

  • ценностно-смысловую;

  • социальную;

  • стремления личностного самосовершенствования.


  1. Технология проектного обучения.


Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика (американский педагог, основоположник метода проектов): «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется  ребенком  только та деятельность, которая выбрана свободно им самим;

  • деятельность строится не только в русле учебного предмета;

  • имеется опора на сиюминутные увлечения детей;

  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и дополнительные (сопутствующие или второстепенные) сведения др.

В 1928 году американский учёный Джон Дьюи (философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Цель философии по Дьюи - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её), побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию новой советской школы: её общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищён интеллектуальной смелостью светских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент. Главное – это ценности и идеалы учителя и школы. Это ещё раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.


  1. В чём же суть проектного обучения?


Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, а также - содействие развитию его творческих способностей;

  • образовательный процесс выстраивается не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению.


  1. Виды учебных проектов.


Условно можно выделить три вида учебных проектов (с учетом времени, затраченного на их реализацию):

  1. краткосрочные (2-6 часов);

  2. среднесрочные (12-15 часов);

  3. долгосрочные (требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.)

Следующая современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  1. исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

  2. информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;

  3. творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт: альманахи, видеоролики, художественно-творческие представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.д.

  4. ролевой проект - литературные, исторические и т.д. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.


  1. Проект, это - «пять аббревиатур - П»:


  • Проблема;

  • Проектирование (планирование);

  • Поиск информации;

  • Продукт;

  • Презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио (т.е.: папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе и черновики, дневные планы, отчеты и др.)


  1. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.


Последовательность работы над проектом по В.В. Гузееву (доктор педагогических наук, профессор, создатель интегральной образовательной технологии и образовательной технологии).

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

а) Определение источников информации 
б) Определение способов сбора и анализа информации 
в) Определение способа представления результатов (формы отчета) 
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса 
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Результаты и/или выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление или отчёт

Возможные формы представления результатов (отчёта): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчёт

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса


Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта


Независимо от типа проекта, все они:

  • в определенной степени неповторимы и уникальны;

  • направлены на достижение конкретных целей;

  • ограничены во времени;

  • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

  • Монопроекты - реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

  • Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.


Цели работы над методом проектов:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

  • выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.


Работа над проектом предполагает следующие особенности:

  1. Подготовку детей к проектно-исследовательской деятельности нужно начинать на уроках. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые «будут вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 10-15 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым требует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Ученик должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую), степень сложности проектировочной деятельности.

В рамках традиционных учебных занятий рекомендуется использовать:

  • проблемное введение в тему урока;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

  • поиск дополнительной литературы;

  • подготовку доклада (сообщения);

  • самоанализ и самооценку, рефлексию;

  • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание рекомендуется уделять развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

  • оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

  • классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

  • определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

  • доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

  1. Необходимость поддержание интереса к проекту на протяжении всей работы.

  2. Совершенствование приемов организации деятельности при работе над проектом. Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов. Эффективно применение методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

  3. Допустима одновременная работа над разными проектами по одной теме или включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта.

  4. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения (творческая работа, тематический альманах, выставка работ, выставка рисунков, книжка, словарь, сочинение, фотоальбом, стенд и т.д.)


Примерные темы проектов учебного предмета ОБЖ (5-11 класс):

  • Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения;

  • Пожарная безопасность в доме;

  • Пожарная безопасность на производстве;

  • Криминальная ситуация и безопасность человека;

  • Чрезвычайные ситуации природного характера;

  • И др.

Тематику проектов рекомендуется дифференцировать, в зависимости, как от возрастной категории учащихся, так и от их компетентности (уровня личностного развития ученика, его социально-педагогической сформированности и др. особенностей личности ребенка). Также рекомендуется дать учащимся возможность самим выбрать и сформулировать свой проект (после выбора необходима консультация учителя).

  1. «Преимущества проектной деятельности.


Проектное обучение стимулирует истинное обучение самих учеников, потому что оно:

  • личностно ориентировано;

  • использует множество дидактических подходов;

  • самомотивированно, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях,

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда».


  1. Проблемы проектной деятельности.


Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

  1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

  2. Дети - люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

  3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, умений пользоваться научно-популярной литературой особенно у учащихся начального звена, среднего звена.

  4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.


В целом при работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Возрастает нагрузка на учителя. Как же разрешить возникающие проблемы? Можно предложим следующий вариант:

  • Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

  • Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

  • Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работ.

  • Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

  • Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.


  1. Выводы.


Проектную форму обучения можно широко использовать на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в «классно-урочную систему».

Определение образовательного проекта и требования к нему: «Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.


Основы содержания проектной деятельности


Проект – это метод обучения:

  • Он может применяться на уроке и во внеурочное время.

  • Ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален.

  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование – это содержание обучения:

  • Может быть частью предметов: «ОБЖ», «Физическая культура» и др., самостоятельным предметом, а также лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса:

  • Может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект – это философия образования:

  • Философия цели и деятельности.

  • Философия результатов и достижений.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует также решению развивающих и коррекционных задач личности и коллектива:

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

  • Регулирование отношений в детском коллективе.

  • Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.

  • Повышение самооценки ребенка.

  • Развитие учебной мотивации.

  • Углубление интереса к развитию личности.

  • и многие др.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning – обучение в сотрудничестве) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения, новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты и уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.


Использованная литература:

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — 39—47.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

Интернет – ресурсы:

  • http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm

  • http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm

  • http://www.nachalka.com/node/53

  • http://www.nachalka.com/node/399

  • http://www.proshkolu.ru/user/kubrina13/file/509122/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!