Выступление на РМО учителей ОБЖ
Учитель: Вершинин Юрий Александрович
02.11.2016 г.
Тема: «Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения».
Вступление.
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
Технология проектного обучения.
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика (американский педагог, основоположник метода проектов): «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).
В основе этой системы лежат идеи Дьюи и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:
с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана свободно им самим;
деятельность строится не только в русле учебного предмета;
имеется опора на сиюминутные увлечения детей;
истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и дополнительные (сопутствующие или второстепенные) сведения др.
В 1928 году американский учёный Джон Дьюи (философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Цель философии по Дьюи - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её), побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию новой советской школы: её общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищён интеллектуальной смелостью светских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент. Главное – это ценности и идеалы учителя и школы. Это ещё раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
В чём же суть проектного обучения?
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, а также - содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс выстраивается не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению.
Виды учебных проектов.
Условно можно выделить три вида учебных проектов (с учетом времени, затраченного на их реализацию):
краткосрочные (2-6 часов);
среднесрочные (12-15 часов);
долгосрочные (требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.)
Следующая современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;
творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт: альманахи, видеоролики, художественно-творческие представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.д.
ролевой проект - литературные, исторические и т.д. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Проект, это - «пять аббревиатур - П»:
Шестое «П» проекта – это его портфолио (т.е.: папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе и черновики, дневные планы, отчеты и др.)
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Последовательность работы над проектом по В.В. Гузееву (доктор педагогических наук, профессор, создатель интегральной образовательной технологии и образовательной технологии).
Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование | а) Определение источников информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы отчета) г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
Представление или отчёт | Возможные формы представления результатов (отчёта): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчёт | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса | | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта |
Независимо от типа проекта, все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей;
ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Цели работы над методом проектов:
способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Работа над проектом предполагает следующие особенности:
Подготовку детей к проектно-исследовательской деятельности нужно начинать на уроках. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые «будут вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 10-15 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым требует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Ученик должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую), степень сложности проектировочной деятельности.
В рамках традиционных учебных занятий рекомендуется использовать:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание рекомендуется уделять развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Необходимость поддержание интереса к проекту на протяжении всей работы.
Совершенствование приемов организации деятельности при работе над проектом. Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов. Эффективно применение методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Допустима одновременная работа над разными проектами по одной теме или включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения (творческая работа, тематический альманах, выставка работ, выставка рисунков, книжка, словарь, сочинение, фотоальбом, стенд и т.д.)
Примерные темы проектов учебного предмета ОБЖ (5-11 класс):
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения;
Пожарная безопасность в доме;
Пожарная безопасность на производстве;
Криминальная ситуация и безопасность человека;
Чрезвычайные ситуации природного характера;
И др.
Тематику проектов рекомендуется дифференцировать, в зависимости, как от возрастной категории учащихся, так и от их компетентности (уровня личностного развития ученика, его социально-педагогической сформированности и др. особенностей личности ребенка). Также рекомендуется дать учащимся возможность самим выбрать и сформулировать свой проект (после выбора необходима консультация учителя).
«Преимущества проектной деятельности.
Проектное обучение стимулирует истинное обучение самих учеников, потому что оно:
личностно ориентировано;
использует множество дидактических подходов;
самомотивированно, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях,
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда».
Проблемы проектной деятельности.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
Дети - люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, умений пользоваться научно-популярной литературой особенно у учащихся начального звена, среднего звена.
Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
В целом при работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Возрастает нагрузка на учителя. Как же разрешить возникающие проблемы? Можно предложим следующий вариант:
Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работ.
Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Выводы.
Проектную форму обучения можно широко использовать на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в «классно-урочную систему».
Определение образовательного проекта и требования к нему: «Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.
Основы содержания проектной деятельности
Проект – это метод обучения:
Он может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектирование – это содержание обучения:
Может быть частью предметов: «ОБЖ», «Физическая культура» и др., самостоятельным предметом, а также лечь в основу профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса:
Проект – это философия образования:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует также решению развивающих и коррекционных задач личности и коллектива:
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Регулирование отношений в детском коллективе.
Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.
Повышение самооценки ребенка.
Развитие учебной мотивации.
Углубление интереса к развитию личности.
и многие др.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning – обучение в сотрудничестве) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения, новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты и уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Использованная литература:
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — 39—47.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Интернет – ресурсы:
http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm
http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
http://www.nachalka.com/node/53
http://www.nachalka.com/node/399
http://www.proshkolu.ru/user/kubrina13/file/509122/