Актуализация | Давайте вспомним что такое общество? Какие группы людей существуют в нашем мире? Вы себя к какой группе отнесете? В одну, две, три? Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить, разбираться? Конечно о структуре общества? тема нашего урока – Социальная структура общества. (записываем тему урока в тетрадь) Давайте определим, что означает термин общество? Что такое структура? Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества. Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слои почвы) А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои или, страты) Итак, что нам предстоит изучить на уроке? | Отвечают на вопросы: - строение почвы - и почва и общество состоят из различных слоев Отвечают из чего состоит общество, состав общества… Записывают определения в тетради Отвечают на вопросы учителя, сравнивают |
Изучение нового материала | 1.Графической моделью структуры общества могут служить пирамида или ромб, где есть небольшой по численности верхний слой, затем следуют более многочисленные средние классы и большинство – низшие классы. О чем говорит такое расположение социальных групп? По каким признакам общество делится на слои (страты)? (картинки-подсказки) 2.Можно ли переместиться из одной страты в другую? Такое перемещение людей или целых групп называют социальной мобильностью (слайд) Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность Вертикальную мобильность можно сравнить с движением вверх и вниз по лестнице (слайд) Горизонтальная мобильность – это прежде всего, географические перемещения, социальный статус не меняется. (примеры на слайде) Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании? В обществе такие способы называют социальными лифтами.(слайд) Прослушайте фрагменты песен и определите, о каких соц. лифтах идет речь. 3.Может ли человек прожить в обществе в одиночку? Почему это сложно? Как люди поступают? Понятие группа вам знакомо. Учитель знакомит учащихся с правилами игры: Подпрыгиваем, если духовная сфера и приседаем если социальная: наука, мораль, классы, сестра, музей, ученик, россиянин. Поработайте с текстом учебника с 110-111 и определите, какие бывают группы Сравните две группы: семья и россияне. Что общего? Что различного? (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная)(слайд) А если сравнить семью и полит партию Формальные- неформальные…. | Определяют структуру общества: - богатые, бедные, средний класс О неравенстве Уровень дохода, власть, образование и престиж Записывают понятие в тетради Отвечают на вопросы: -нет, люди объединяются в группы - воспользоваться лифтом |
Первичное осмысление и закрепление | Графическое изображение изученного на уроке: социальная лестница | Изображают на социальной лестнице условными обозначениями (знаками) расположение на социальной лестнице: депутат Госдумы, предприниматель, врач, пенсионер, студент, безработный | Депутат Госдумы | | Предприниматель | | Врач | | Пенсионер | | Студент | | Безработный | |