СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальная структура общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями..

Просмотр содержимого документа
«"Социальная структура общества"»

"Социальная структура общества".

10-й класс

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями.

Задачи:

  1. Опираясь на знания учащихся о социальной структуре общества и о социальном неравенстве, познакомить с видами социальной мобильности, социальной стратификацией.

  2. Продолжить формирование умения работать с историческим документом, иллюстрирующим социальную мобильность.

  3. Развитие познавательного интереса с помощью фрагментов художественных фильмов.

  4. Развитие умения сравнивать, выделять главное в тексте документа; делать выводы.

  5. Формирование умения работать в паре; выполнять рефлексию.

  6. Осознание возможности изменения социального положения человека в обществе.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала:
    А) Многообразие социальных групп.
    Б) Социальное неравенство.
    В) Социальная стратификация.
    Г) Социальная мобильность.

  3. Итоги урока (закрепление, рефлексия).

Оформление урока:

  • презентация «Социальная структура общества»;

  • рабочие листы с заданиями.

Технические средства: компьютер, медиа-проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

(Слайд №1-2: постановка цели урока учащимися, план урока.)

Слово учителя: Я предлагаю Вам вспомнить социальные группы: 1 группа – бояре. Они являлись землевладельцами. 2 группа – дворяне (морские офицеры, в т.ч. А.В.Колчак). Они являлись привилегированным сословием в Российской империи, имели землю, власть, высокие доходы. 3 группа – средний класс в современном обществе. Он является основой современного демократического государства, стабилизирующей силой.)

Итак, какие признаки положены в основу классификации социальных групп? (Ответы учащихся: собственность, власть, профессия, образование, пол и др.)

Посмотрим, какие ещё выделяют социальные группы (Слайд №3: этносоциальные, территориальные, социально-демографические). Приведите пример к каждой группе. (Ответы: украинцы, городские жители, женщины. Кроме названных социальных признаков, выделяют также религиозную принадлежность, образ и стиль жизни (Слайд №4).)

По известной вам классификации социальные группы делятся на большие и малые (Слайд №5).

Приведите примеры больших и малых социальных групп (классы, сословия, нации – большие; спортивная команда, дружеская компания, учебный класс – малые).

Помимо этих групп социологи выделяют маргинальные группы (Слайд №6). Маргинал – человек, находящийся на обочине общественной жизни. Он «ушел» из своей социальной группы, но не примкнул к другой. Примеры: безработные, инвалиды, иммигранты. Кроме этого, существуют люмпены – люди, опустившиеся на «социальное дно» общества. Приведите примеры. (Ответы: бомжи, нищие.) Итак, мы выходим на понятие социальное неравенство. На примере эпохи Средневековья (Слайд №7), определите в чем выражалось социальное неравенство между дворянством, духовенством и третьим сословием. (Ответы: у этих сословий было различное отношение к власти, собственности, уровню образования, культуры, даже своя одежда.) Можно ли было изменить социальную принадлежность в Средние века в Европе? (Практически нет.)

В современной социологии принято выделять страты – слои. Социальная стратификация (Слайд №8) – деление общества на страты. Понятие страта ввёл социолог Питирим Сорокин. Выделение страт позволяет представить социальную структуру общества более детально. Так, например, внутри одного класса можно выделить верхний, средний, нижний слои. (Предприниматели: крупные – банкиры, средние – владельцы магазинов, мелкие – владельцы автомоек). Также можно выделить слои по одному или нескольким признакам – территориальные, профессиональные, уровень образования, дохода, возраст и др.) Задание учащимся на рабочих листах – лист А (индивидуальная работа): Вам предлагается охарактеризовать себя как представителя социальной структуры общества, опираясь на критерии социальной стратификации:

  1. Возраст –

  2. Вид деятельности –

  3. Место жительства –

  4. Пол –

  5. Уровень образования –

  6. Религиозная принадлежность –

  7. Национальность –

В современном обществе активно работает социальная мобильность – переход людей из одной социальной группы в другую (Слайд №9). Существует горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная – процесс перехода из группы в группу без изменения социального положения. Приведите примеры (переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую и др.). Вертикальная – переход вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. Приведите примеры восходящей вертикальной мобильности (повышение человека в должности, переход на руководящую работу и др.), нисходящей вертикальной мобильности (процесс разорения среднего предпринимателя).

Посмотрим, как работала социальная мобильность в СССР в 30-гг. XX века. Проиллюстрировать попытки выходцев из деревни «встроиться» в новую социальную среду в период массовой миграции населения в города можно, используя свидетельства самих участников этого процесса, запечатленные в дневниках и мемуарах. Работа с документом (работа в парах) – лист А.

Задание: прочитать отрывок из дневника молодого человека, сына высланного кулака, родом из Украины, стремящегося закрепиться в Москве:

«Сильно наблюдаю за людьми. Наблюдаю за поведением ребят, мне равных. Как они ведут себя в подобных случаях. Учусь копировать манеры... Все это нечеловечески трудно, убивает мою силу. В то же время заставляет меняться, быть профессионально осторожным, наблюдательным». «Какое громадное значение имеет обстановка, в которой находишься, люди, среди которых вращаешься. Заимел хороший костюм. На днях купил плащ. Одет культурно, чисто и сам в смысле чистоты аккуратен... Прорыв громадный в материальной стороне. Это прорыв, куда надо бросить все силы, всю энергию, пока не поздно, а то времени осталось совсем немного». «...Купил себе мандолину. Вторая вещь, которую я купил за свои собственные деньги, добытые трудом. Первая вещь были часы, купленные в июне 1932 г. Отпуск погулял с ними с форсом. Ну, пора спать. Зачитался газетами. Сегодня интересный доклад Мануильского». (Фрагмент из журнала «Знание-сила», 1996. - №7. Статья Козлова Н. Послания из прошлого.)

Ответить на вопросы:

  1. С каких внешних форм начиналось освоение нового образа жизни?

  2. Укажите «достижения» маргинала.

  3. Как внутренне менялся человек?

Для перехода из одной группы в другую помогут каналы социальной мобильности («социальные лифты» – Слайд №10). По мнению П.Сорокина ими могут быть армия, церковь, школа. Приведите примеры. (Армия – карьера Наполеона; церковь – карьера патриарха Кирилла; школа – ваша учебная карьера). Кроме этого, выделяют такие «лифты» как, брак, собственность. Например, деревенская девушка приехала в город и вышла замуж за предпринимателя; приобретение недвижимости говорит о повышении социального статуса.

3. Закрепление.

Решение задания на рабочих листах – лист В (В6 – типовое задание из ЕГЭ). Взаимопроверка и оценивание друг друга (работа в парах).

4. Домашнее задание (по выбору):

  1. Эссе по высказыванию О.де Бальзака: «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» или

  2. Характеристика исторической личности (О.Кромвель, Наполеон I и др.) с точки зрения социальной мобильности.

  3. Параграф 14 учебника (Боголюбов Л.Н. Обществознание. Базовый уровень. М., Просвещение, 2011).

5. Рефлексия.

Подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда презентации:

  1. Сегодня я узнал ...

  2. Было интересно ...

  3. Было трудно ...

  4. Я выполнял задания ...

  5. Я понял, что ...

  6. Теперь я могу ...

  7. Я почувствовал, что ...

  8. Я приобрел ...

  9. Я научился ...

  10. Меня получилось ...

  11. Я смог ...

  12. Я попробую ...

  13. Меня удивило ...

  14. Урок дал мне для жизни ...

  15. Мне захотелось ...

Спасибо за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!