СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка урока для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества»

Урок Социальная структура общества

Цель урока: познакомиться с понятием социальная структура общества, критериями социальной стратификации, понятиями социальная мобильность и социальные лифты.

Задачи урока:

  1. Выяснить, что такое социальная стратификация.

  2. Определить критерии социальной стратификации.

  3. Узнать, что такое социальная мобильность и какой она бывает.

  4. Узнать, что такое социальные лифты и какими они могут быть.

  5. Закрепить на практике полученные знания.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал – тексты.

  2. Раздаточный материал – задания.

  3. Презентация.

  4. Онлайн-задание.

Планируемые результаты:

Предметные:

- овладение понятийным аппаратом;

- развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Метапредметные результаты:

- использование различных ресурсов для достижения цели;

- формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого;

- умение излагать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, формирование навыков сотрудничества со сверстниками в учебной деятельности

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний.

Посмотрите на слайд. Что объединяет эти изображения?

  1. Для чего люди объединяются в группы?

  2. Какими по бывают группы по численности, по формам взаимоотношений в группе?

III. Изучение нового материала.

План.

  1. Социальная структура общества. Критерии социальной стратификации.

  2. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

  3. Социальные лифты. Понятие, виды.

  4. Практическая работа.



Социальная структура общества. Критерии социальной стратификации.

Социальные группы занимают разное положение в обществе. Давайте рассмотрим это на примере российского общества. Прочитайте текст, подготовьте устный ответ на вопросы в конце текста.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные… группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним… Это мелкие предприниматели, полу-предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные… специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус… интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди-алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

По материалам сайта http://www.sociologyinweb.ru/spg-58.html

Вопросы:

  1. Определите основную мысль текста.

  2. Что выступает основанием для разделения общества на слои?


Еще одним основанием, для социального разделения общества, выступает престиж. Т.е. когда человек обладает определенным авторитетом среди других людей, пользуется их уважением.

Разделение общества на слои называется стратификация. Запишите, пожалуйста в тетрадь.

Стратификация (от лат. stratum – слой, пласт) – деление общества на социальные слои.

Виды стратификации: власть, образование, доход, престиж.

Престиж (prestige с фр. — «авторитет», «уважение») – общественная оценка значимости человека.



Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Как вы считаете, возможно ли человеку перейти из одной страты в другую? Прочитайте текст. Как называется переход человека из одной страты в другую? Заполните предложенную схему.



















внутрипоколенная





Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Изменение человеком или группой лиц места в социальной структуре, называется социальной мобильностью. Существуют два основных типа социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

По материалам сайта https://anews-com.turbopages.org/

Можно продолжить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают: индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Запишите:

Социальная мобильность – изменение человеком места в социальной структуре.

Социальные лифты. Понятие, виды.

П ути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.  Рассмотрите рисунки, найдите пару для каждого изображения. Поясните, какой социальный лифт перед вами.















Практическая работа

Задание 1. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.


 

ПРИМЕРЫ

 

ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

А)

Медсестра перевелась из больницы в поликлинику, поближе к дому.

1)

восходящая

Б)

Офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции.

2)

нисходящая

В)

Учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу.

3)

 горизонтальная

Г)

Директор банка по состоянию здоровья перевёлся на должность начальника филиала банка.

 

 

Д)

Преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешёл на должность доцента.

 

 


Задание 2. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго.

 

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

А) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года»

Б) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала

В) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта

Г) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность

Д) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования

Е) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения

1) брак

2) профессиональная деятельность

3) образование

4) служба в армии


Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Социальная мобильность может быть ____________(А), когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения ___________ (Б). Вертикальная мобильность предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую ________________(В). Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т. д. Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится _______________(Г). Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является ________________(Д) мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой.»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 1) социализация

2) индивид

3) вертикальная

4) географическая

5) статус

6) социальная мобильность

7) социальный лифт

8) стратификация



В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A

Б

В

Г

Д


 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей