Тема внеклассного занятия «Социальная среда»
(9-11кл.)
Цель занятия: создать условия для успешного осмысления нового
учебногоматериала, применения ранее полученных компетенций в знакомой
и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее
полученных знаний с приобретёнными на уроке.
Задачи:
Образовательная: знать что включает в себя понятие «Социальная среда»,
на какие категории она делится, какое влияние на подростка оказывает
каждая категория.
Развивающая: развивать умение анализировать жизненные ситуации,
факты, применять полученные знания и умения на практике, высказывать свое мнение, развивать письменную и устную речь.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за своё будущее,
уважение к подросткам из разных социальных групп, быть толерантным.
Коррекционная: контролировать внятность произношения, пополнять активный словарь
Оборудование: иллюстрации, листы бумаги, презентация, мультимедийная доска, компьютер.
Словарь: социальная среда, толерантность, культура, уважение, ближайшая дальняя и промежуточная среда, вредные привычки.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Перед вами схема, состоящая из кругов. В центре этой схемы «Я».
Задание 1
Расположите, представленные элементы в соответствующем на ваш взгляд круге, обоснуйте место расположения. С кем живешь, с кем общаешься, отдыхаешь, учишься. Какие люди окружают дома, в школе, транспорте, интернете. Кто из них к тебе ближе, кто дальше?
Работа над пониманием понятий; соотношение слово-жест.
Структура ответа:
Назовите все элементы первого круга и основание их объединения в круг.
Назовите все элементы второго ….
Назовите все элементы третьего ….
Вопрос: выберете названия для каждого круга? (окружающие человека люди)
Ближайшая среда: семья, родственники, друзья, одноклассники
Промежуточная среда – школа (учителя, др. учащиеся)
Дальняя среда – незнакомые люди, СМИ (радио, ТV, газеты), интернет.
Задание 2
Вам представлен ряд понятий.
Выберите то из них, которое на ваш взгляд в большей степени соответствует содержанию представленной схеме.
Обоснуйте ваш выбор через выделение двух существенных признаков выбранного понятия.
Понятия: Круг общения, социальная среда, близкие, общество
Ответы: круг общения+ общество+ близкие= социальная среда.
Педагог: Весь круг людей, организация и др. факторов, влияющих на подростка, принято называть социальной средой.
II. Основная часть
Объявление темы.
Тема нашего занятия: «Социальная среда подростка»
В ходе нашего занятия мы:
Фронтальная работа
- познакомимся с понятиями: социальная среда, косвенное и прямое влияние
- будем давать характеристику социальной среды подростка
- определять характер влияние социальной среды на процесс социализации подростка
- аргументировано обосновывать свою точку зрения и проводить примеры
Педагог: давайте вернемся к понятию социальная среда. Посмотрите на определение понятия и выделите его существенные признаки.
Запись в тетрадь
Социальная среда – это часть окружающего мира, состоящая из людей, а также общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни. Она является совокупностью всех условий существования.
Какое же влияние оказывает среда на формирование подростка?!
Задание 1
Педагог: каждому из вас я раздам иллюстрации, отражающие ближайшую, дальнюю или промежуточную среду, демонстрирующие положительный или отрицательный поступок.
Получая иллюстрацию вы определяете:
- какая среда представлена вам в иллюстрации?
- какое влияние представленный поступок, действие может оказать (отрицательное или положительное)?
Педагог: вам были представлены различные ситуации, так или иначе влияющие на подростка.
Какая среда оказывает более сильное влияние на жизнь подростка?
Распределите данные высказывания на положительные и отрицательные, и мы узнаем, что на нас влияет положительно, а что отрицательно.
Положительное влияние
• занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби
• установление дружеских отношений;
• приобретение и развитие положительных личностных качеств;
• улучшение учебы.
Отрицательное влияние
• приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
• приобретение и развитие негативных личностных качеств;
• подражание неформальным лидерам;
• ухудшение учебы.
Задание 2
Заполните таблицу, распределить данные на прямое и косвенное влияние.
Влияние.
Данные: родители, герои книг , классный руководитель, одноклассник, близкий друг, герои сериалов и художественных фильмов, родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка).
Прямое влияние | Косвенное влияние |
| |
| |
I I I. Подведение итогов. Рефлексия
1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Кто для тебя авторитет, кто на тебя больше влияет.?
Заполни таблицу
Социальная среда – (записать определение) это часть окружающего мира, состоящая из людей, а также общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни. |
Дальняя среда | | Ближняя среда |
Улица | Общественные места: - транспорт; - театр; - магазин и т.д. | СМИ; Интернет | | Семья (мама, папа, бабушка, дедушка) | Друзья | Школа |
IV. Домашнее задание.
Выбрать один вопрос и ответить не него:
- Приведите примеры прямого и косвенного влияния
социальной среды на подростка.
- Всегда ли замечает подросток, что на него кто-нибудь
оказывает влияние? Можно ли влиять на человека против его воли?
- Изменилось ли отношение старшего поколения «отцов» к «детям» с
течением времени?
- Означает ли это, что проблема «отцов» и «детей»
неразрешима?