СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БОМЖ в социальной среде.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно быть вторым

за первым пустым местом.

Окай Яма

Роль человека в социальной жизни. В чем она заключается? В поведении, в имидже? В социальном статусе? Или в возможности научиться и научить общаться? Общение, не это ли главная задача человека на Земле? Каждое существо, каждое действие имеет определенную цель, определенный смысл в этой жизни.

С изменением социально-экономической ситуации в начале 90-х годов особую остроту стала приобретать, не только проблема бродяжничества. Распад СССР, резкое снижение уровня жизни людей повлекли за собой увеличение миграционного потока.  Активизация криминальных элементов, обманы при купле-продаже и обмене жилья стали причинами роста количества  бродяг.

     БОМЖ – ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? Это определение мы слышим от всех и повсюду. Что же такое - без определенного места  в жизни. Зададим вопрос - без какого места? - территориального, временного или обстоятельств. Человек живет для общения, он обязан, на протяжении своей жизни, научится общаться. Человек ничего не видит - потому что невнимателен и не логичен. Поставьте вопрос и определите смысл того или иного действия.

   Побуждающие мотивы социальной личности Без Определенного Места в Жизни – генетические – биологические (связь поколений), психологические, социальные. Бомж – существо социальное, на каком бы он развитии не был. Общество в нем нуждается, оно его и породило.

И так, в нашей статье, как вы уже заметили, мы немного перефразируем это выражение на Без Определенного Места в Жизни. Несмотря на то, что мы живём в непосредственной близости от бомжей, часто встречаем их на улицах, тем не менее, стараемся держаться от них как можно дальше. Нас отталкивает их неухоженный вид, неприятный запах. А вот попытайтесь преодолеть своё отвращение, загляните под неприглядную внешнюю оболочку, наконец, пообщайтесь с ними и вы почувствуете  во многих из них бывших царей, королей, князей. Порода обязательно пробьётся в них сквозь грязные лохмотья через манеру держаться, разговаривать, отвечать на вопросы. Так распорядился с ними закон жизни, и мы здесь бессильны. Но мы в этой статье рассмотрим не столько бомжей, шатающихся на улицах, а тех, которые остались не у дел в этом, стремительно меняющемся мире, тех, кто не нашёл в себе силы перестроиться, социально адаптироваться, вникнуть в смысл данного течении времени.

 Социальный механизм становления бомжа достаточно прост и изучен. Систематическая неудовлетворённость примитивных потребностей, не ухоженность быта и начинающееся в связи с этим нарушение психического порядка образуют новый морально-этический поведенческий стереотип.

Это образование как возможная форма организации быта в условиях первобытной общины, ведомой принципами стадности и масс культа. Неорганизованная общность позволяет очень скоро разрешать житейские проблемы в наиболее простой, исключающей дискуссионность, форме. Нахождение в этом состоянии обеспечивает ощущение равности, идентичности со множеством, создаёт иллюзию совершенства и самодостаточности.

Таковы те «люди вне общества», которые искусственно поместили себя в резервуар своего же детства, избрав в качестве защиты от реальности уход в себя для условной «самосохранности». «Человек живёт в мире иллюзий, потому как иллюзии помогают переносить убожество реальной жизни» (З.Фрейд). «Нужно избавить человека от порабощающих и парализующих его иллюзий. Нужно осознать действительность внутри и вне себя и создать мир, не нуждающийся в иллюзиях» (Э.Фромм) - эти изречения известных психологов подтверждены жизнью и мы попытаемся сейчас в этом убедиться.

    Побуждающие мотивы. Воспитание заложенное при рождении человека способствует его дальнейшей жизни. И, я бы сказал, что первопричиной поведения является заложенная биологическая, психическая и генетическая связь поколений. Девиантное поведение частично присваивается при рождении, а частично приобретается в процессе научения из окружающего мира. Это социальная и психологическая проблема, связанная с воспитанием, как в семье, так и окружающим миром. В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, направленность потребностей личности, особенности харак­тера и эмоционально-волевой сферы.

Первые проявления девиантного поведе­ния могут наблюдаться уже в детском или в подростковом возрасте и объясняются отно­сительно низким уровнем интеллектуально­го развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, а также зависимостью подростков от требо­ваний группы и принятой в ней ценностной ориентации.

Недостатки воспитания приводят к фор­мированию более или менее устойчивых психологических свойств личности подрост­ка, которые могут способствовать соверше­нию аморальных поступков. В свою оче­редь, неправильное развитие личности в со­четании с неблагоприятной ситуацией, в ко­торой оказывается подросток, может сде­лать его способным совершить поступок неприемлемый в данном обществе. В результате человека толкают на путь замкнутости, отделенности. Непонятый, одинокий, забытый – возникает психологический кризис. Это один из путей в бомжи.

 Следующий побуждающий мотив – это биологическая и генетическая связь поколений. Человек, по обыкновению своему, не задумывается над тем, как влияет его социальная жизнь на будущего ребенка, который унаследует не только, образ и подобие родителя, но и его генетико-биологические свойства. Человеку не свойственно задумываться, как пища или питьё влияет на нашу биологическую структуру тела. Отсюда исходит следующая проблема.

    Биологические мотивы. Проблема  соотношения биологического и социального в человеке   и   личности бесспорно сложна, так как объединяет в себе понимание генетики, эволюции раз­вития психики в процессе антропогенеза и индивидуально­го развития личности.

Биологическое - это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному - существую­щему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Биологиче­ское накладывает свой отпечаток на личность человека.

Соотношение социального и биологического в личности определяется постепенным уменьшением биологической и увеличением социальной обусловленности элементов, вхо­дящих в каждую из основных четырех подструктур лично­сти. При этом все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не мо­жет быть полностью отделено от биологического. Наиболее биологически и наименее социально обуслов­лена первая подструктура личности, об­общающая темперамент, возрастные и половые ее особен­ности. Поскольку свойства темперамента со времени ра­бот И. П. Павлова, продолженных работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, понимаются как личностные проявле­ния типа нервной системы, являющегося свойством орга­низма, эти свойства надо понимать как лежащие на пере­сечении личности и организма, как двух подструктур це­лостного человека. Но вместе с тем и эту подструктуру личности нельзя понимать как полностью и только биологически обусловленную. Если влияние среды изменяет пересекающиеся подструктуры организма и соответствующие им подструктуры психических свойств даже у животных, то в еще большей степени это свойственно человеку под влиянием сугубо социальных воздействий.

Во второй подструктуре личности, в которую входят психические процессы и состояния, ставшие достаточно ус­тойчивыми свойствами личности, степень социальной обус­ловленности должна считаться почти уравненной с биоло­гически обусловленными механизмами отражения. Удель­ный вес социального увеличивается по мере возрастания роли второсигнальных процессов в структуре каждого отдельного свойства личности, входящего в эту подструктуру. Так, ощущения отдельных свойств отражаемого человеком мира, например отдельных звуков, света, цвета, свойств по­верхности и т. д., менее социально обусловлены, чем це­лостное предметное восприятие. Механическая память в большей степени определяется биологическими свойствами мозга, чем память смысловая, которая в значительной ме­ре связана с социальным опытом человека.

В третьей подструктуре личности - ее опыте - удель­ный вес социального содержания уже почти всегда значи­тельно превышает биологическое. Но еще более важно, что на этом уровне появляются существенные различия меж­ду отдельными личностями в степени их социализации, проявляющиеся в уровне культуры.

Здесь особенно наглядно видно, что человек социален генетически. Очевиден тот факт, что социальный момент и лич­ность, формирует индивидуально-психологические особенности, но под влиянием общения с другими людьми. Подструктура опыта заметно влияет на степень социа­лизации личности и человека в целом. Подструктура направленности личности почти полно­стью социально обусловлена. Биологическая обусловленность этой подструктуры проявляется только в некоторых, чаще только временных, возрастных влечениях и интере­сах. Однако эти биологически обусловленные интере­сы, включенные в общую, в основном социально обусловленную, направленность, сами будут социализированы. Та­ким образом, направленность личности, являясь наиболее существенной для личности подструктурой, высшим ее уровнем, определяет социализацию остальных подструктур, а, следовательно, и человека в целом. Именно эта подструк­тура личности наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен, и содержание этой под­структуры определяет черты личности нового человека социального общества. В развитии личности в продолжении всей жизни на него воздействуют три составные единого – это биологическое, социальное и самовоспитующее. Потеря одного из составных, приведет, в последующем движении в  жизни, к отклонениям в направлениях социальных слоёв общества. Но жизнь такова, что каждый волен выбирать свой путь самостоятельно: от рождения и до конца своего сознания.

 Социальные мотивы. Социальное - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. Человек социален уже в момент своего рож­дения. Процесс формирования социальной ори­ентации   складывается   из осознания потребностей, их сравнения с предметами и явлениями окружающего мира и выработки отношения позиции к миру. Личность в своих требованиях может исходить из индивидуальных, групповых, классовых и общественных потребностей. Требования мо­гут быть материальными и духовными. Анализ требований личности, предметов любопытства и желаний служит од­ним из источников изучения потребностей личности. Уровень развития в обществе определяет наличие предметов и явлений, на которые мо­жет быть ориентирована личность для удовлетворения по­требностей. Общественное сознание определяет некоторые готовые научные, идеологические, нравственные формы ценностных ориентации.

Социальное положение личности определяет возможно­сти непосредственного участия в событиях, степень инфор­мированности и возможности освоения вещей для их по­требления. Чем больше информации, тем четче может быть сформулировано отношение, тем точнее будет ориентация. Большое значение имеет в социальном положении личности - со­циальный интерес. В социальном интересе ценностью-объектом выступают общественные от­ношения. Структурно социальный интерес складывается из установок, из ценностных ориентации (или их элементов) на определенные общественные отношения и на способы и нормы удержания и реализации этих общественных отно­шений.

   Но, каждая личность на определенном этапе своего развития, способна потерять социальный интерес, при котором осознанные потребности обесцениваются. Результатом такого отношения может явиться отчуждения от общества. Это может произойти на каждом уровне психологического возрастания. Потеря социального интереса приводит нас к размышлению, кто эти люди, чем они живут? У них свое общество, разделенное на свои классы, определены места работы. Имеющие свои, выстроены из подручных материалов или использующие технические сооружения, квартиры. Своя социальная семья. Здесь своя психология, своя социальная ниша. Если даже им создать условия (дать работу, жильё), они всё равно не захотят изменить образ жизни. Бомжи будут всегда. Это явление неистребимо. Но нельзя отрицать наличие разновидностей бомжей. Например, когда жизнь на свалке была способом накопления первоначального капитала. Ведь в мусорных отбросах целая цепочка «потребителей» находит что-то для себя ценное. Кроме того, свалка в миниатюре отображает структуру нашего общества. Там своя иерархия, зоны влияния, войны с ранеными и погибшими, погребёнными под кучами мусора. Даже возле домов, где стоят контейнера с мусором и отходами, территория поделена на сферы влияние. Наше общество в миниатюре. В каждом из бомжей в какой-то период жизни произошёл надлом, когда они почувствовали себя на обочине жизни (не секрет, что среди них немало учителей, музыкантов и пр.).

Бомж - это олицетворение угасшей надежды. Продолжающаяся коммерциализация общества не оставляет им никаких шансов. Зато они свободны. На самом деле, это - глубоко несчастные, до крайней точки, опустившиеся и деградировавшие люди. Они уже не «на дне», они ниже дна. И не следует думать, что дошли они до такого состояния из-за того, что у кого-то жена квартиру отобрала или выгнали с работы, или сгорел дом (квартира). Нет! Проблема здесь лежит глубже.

   Каждый человек проходит в своей жизни ряд иерархических периодов. Что это такое? Иерархический период длится от рождения и до смерти. Периоды времени бывают разной продолжительностью. Все зависит от развития на данном периоде. Но в результате того, что человек, в какой-то период перестал саморазвиваться, он может затормозить свой исторический иерархический рост. Тогда этот период, на котором человек остановился, может продлиться очень долго, возможно даже до его смерти.

   Классификация иерархических периодов:

  • личностно-общительный период;
  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • крепостнический;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический;
  • коммунистический.

      Основные признаки:

   Личностно-общительный период – заключает в себя период рождения и до самостоятельного передвижения в пространстве. В этот период человек отдан самому себе. Он понимает, что его самостоятельность зависит от окружающих людей, и что без них ему не выжить. Но он так же понимает, что без упорных и напряженных усилий, ему никто ничего не предоставит. Поэтому в этот период пробуждается качество - требования. Человек пытается, используя свое положение, как можно больше потребовать, пока есть такая возможность. А окружающие стараются этому противиться, не давая или давая не в полной мере все то, что просится или что нужно дать в этот период.

    Первобытно-общинный период – происходит на основе первооткрывания общества, открывания себя в этом обществе и понимания своего положения в этом обществе. Попытка первого общения. Какое оно первое, такое будет и в дальнейшем,  потому что человек  не знает о существовании других общений и всегда, в последствии, пользуется навыком первого общения. Этот период длится до осознания самого себя как личность.

   Рабовладельческий период – занимает определенное место в жизни человека. Этот период ознаменован процессом угнетения личности трудом или наказанием иногда незаслуженно и не ради воспитания, а ради амбиций окружающих людей.

   Крепостной период – человек получил определенную часть свободы, но это ни о чем не говорит. Он как был крепостным так им и остался. Некоторые (в особенности этим страдает мужское население планеты) попадая в этот период, остаются там, на оставшуюся жизнь и не пытается перейти по своему развитию в следующую фазу жизни. Там легко жить.

    Феодальный период – человек, в некоторой степени определяет свое экономическое, физическое и политическое кредо, но при этом не теряет зависимость от окружающих его феодалов. Появляются свои дела небольшие, но свои, контролируемые не в такой форме как в предыдущем периоде.

    Капиталистический период – в этот период личность определяет свою состоятельность, самостоятельность, ценность, уничтожает всякую зависимость, мешающую ему развиваться далее. Человек – личность. В этот период, если остановлено самообучение, то человека, возможно, может ожидать сокрушительный крах и опускание его на несколько периодов назад, где мало вероятности начать все с начала.  Иногда не бывает уже времени или психологический кризис того периода не даст такой возможности.

   Социалистический период – социальный опыт, профессиональный и житейский, дает возможность чувствовать себя уверенно, как среди сверстников, так и среди нижних и верхних слоев населения.      

   Коммунистический период – этот период определяется внутренним состоянием человеческой природы. Биологические факторы не предоставляют ни какой возможности для определения своего социального положения в обществе. Жизнь прожита, что было знают, что будет тоже знают. Период когда все прошлое настоящее и будущее соединилось в единое, кажется – все есть и, тем не менее, ничего нет. Все бы сделал как надо, но сил нет, времени нет, психологическая усталость доминирует над сознанием.

   Все эти периоды человек проживает. Каждый проживает  в зависимости от своих желаний. Бомж – как социальная личность, может быть в каждом из этих периодов, остановившись в своем развитии. Все зависит от узнаваемости периодов, определения и социального статуса.

   Бомж – это состояние души. Такова реальность бытия. Одна жизнь рядом с другой, и их действующие лица хоть и видят друг друга ежедневно, но не замечают.

    Психологические мотивы. Что же такое психологическое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное  различие развития от всяких других изменений субъекта?

   Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные сре­ди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым эле­мента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным крите­риям развития.

  Существует много различных типов развития. Л. С. Выгодский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития человека также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Люди разных эпох, а так же разных слоёв населения развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Психологическое развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый про­цесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая суще­ствует на данном уровне развития общества. В этом особенность раз­вития человека. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже гото­вому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото­рый существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и иде­альных форм.

Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения. Как и на каком уровне своего развития человек потерял качественный процесс усвоения. Остановка - означает деградация элемента в той или иной мере и нахождение, длительное время, в том или ином иерархическом периоде. Такие люди в социальном обществе угнетаются, как физически, так и психологически. В этом случае появляется защитное свойство, уход из этого общества. Отчуждение, чувство виновности осело внутри, нет спокойствия души. Косые взгляды, отвращение развитой расы, загоняют в глубь чувство гордости за индивидуализм. Убивают последний барьер психологического возрастания, возврата в социальное общество.   

   БОМЖ - существо социальное на каком бы он развитии не был. Его движение параллельно с существующим обществом, является так же развивающимся. В недалекие времена, наличие таких существующих личностей было ограничено. Поэтапно развиваясь, они находили себя. Одиночки по жизни, сейчас обзавелись семьями, сгруппировались в определенное общество. Разделившись на классы внутри своей социальной среды, определили места работы и обетования для каждой группы. Прекратились между ними ссоры (относительно) за место под солнцем. В таком положении им легче выживать. В своем обществе, бомж чувствует психологическую помощь, поддержку. Там, такие, как и он сам и ни что психологическое не способно его угнетать. По всему миру разбросаны люди без определенного места жительства, без определенного занятия, без определенного социального состояния. Мир их считает отбросами общества, изгоями, социальными беспризорниками (беженцами). Но как бы мы их не игнорировали, они являются важной частью нашего бытия. Общество на данном этапе, как никогда, нуждается в людях без определенного места в жизни, ибо каждый может оказаться на его месте. Чем выше деградация общества, тем больше людей (бомжей), востребованных обществом. Анализируя социальный статус человечества, можем с уверенностью определить таковых по некоторым признакам нужности обществу. 

Классификация личности без определенного места в жизни по возрастающей социального статуса востребованности обществу:

 

Просмотр содержимого документа
«БОМЖ в социальной среде.»


БОМЖ в социальной среде.


Нужно быть вторым

за первым пустым местом.

Окай Яма

Роль человека в социальной жизни. В чем она заключается? В поведении, в имидже? В социальном статусе? Или в возможности научиться и научить общаться? Общение, не это ли главная задача человека на Земле? Каждое существо, каждое действие имеет определенную цель, определенный смысл в этой жизни.

С изменением социально-экономической ситуации в начале 90-х годов особую остроту стала приобретать, не только проблема бродяжничества. Распад СССР, резкое снижение уровня жизни людей повлекли за собой увеличение миграционного потока. Активизация криминальных элементов, обманы при купле-продаже и обмене жилья стали причинами роста количества  бродяг.

БОМЖ – ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? Это определение мы слышим от всех и повсюду. Что же такое - без определенного места в жизни. Зададим вопрос - без какого места? - территориального, временного или обстоятельств. Человек живет для общения, он обязан, на протяжении своей жизни, научится общаться. Человек ничего не видит - потому что невнимателен и не логичен. Поставьте вопрос и определите смысл того или иного действия.

Побуждающие мотивы социальной личности Без Определенного Места в Жизни – генетические – биологические (связь поколений), психологические, социальные. Бомж – существо социальное, на каком бы он развитии не был. Общество в нем нуждается, оно его и породило.

И так, в нашей статье, как вы уже заметили, мы немного перефразируем это выражение на Без Определенного Места в Жизни. Несмотря на то, что мы живём в непосредственной близости от бомжей, часто встречаем их на улицах, тем не менее, стараемся держаться от них как можно дальше. Нас отталкивает их неухоженный вид, неприятный запах. А вот попытайтесь преодолеть своё отвращение, загляните под неприглядную внешнюю оболочку, наконец, пообщайтесь с ними и вы почувствуете во многих из них бывших царей, королей, князей. Порода обязательно пробьётся в них сквозь грязные лохмотья через манеру держаться, разговаривать, отвечать на вопросы. Так распорядился с ними закон жизни, и мы здесь бессильны. Но мы в этой статье рассмотрим не столько бомжей, шатающихся на улицах, а тех, которые остались не у дел в этом, стремительно меняющемся мире, тех, кто не нашёл в себе силы перестроиться, социально адаптироваться, вникнуть в смысл данного течении времени.

Социальный механизм становления бомжа достаточно прост и изучен. Систематическая неудовлетворённость примитивных потребностей, не ухоженность быта и начинающееся в связи с этим нарушение психического порядка образуют новый морально-этический поведенческий стереотип.

Это образование как возможная форма организации быта в условиях первобытной общины, ведомой принципами стадности и масс культа. Неорганизованная общность позволяет очень скоро разрешать житейские проблемы в наиболее простой, исключающей дискуссионность, форме. Нахождение в этом состоянии обеспечивает ощущение равности, идентичности со множеством, создаёт иллюзию совершенства и самодостаточности.

Таковы те «люди вне общества», которые искусственно поместили себя в резервуар своего же детства, избрав в качестве защиты от реальности уход в себя для условной «самосохранности». «Человек живёт в мире иллюзий, потому как иллюзии помогают переносить убожество реальной жизни» (З.Фрейд). «Нужно избавить человека от порабощающих и парализующих его иллюзий. Нужно осознать действительность внутри и вне себя и создать мир, не нуждающийся в иллюзиях» (Э.Фромм) - эти изречения известных психологов подтверждены жизнью и мы попытаемся сейчас в этом убедиться.

Побуждающие мотивы. Воспитание заложенное при рождении человека способствует его дальнейшей жизни. И, я бы сказал, что первопричиной поведения является заложенная биологическая, психическая и генетическая связь поколений. Девиантное поведение частично присваивается при рождении, а частично приобретается в процессе научения из окружающего мира. Это социальная и психологическая проблема, связанная с воспитанием, как в семье, так и окружающим миром. В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, направленность потребностей личности, особенности харак­тера и эмоционально-волевой сферы.

Первые проявления девиантного поведе­ния могут наблюдаться уже в детском или в подростковом возрасте и объясняются отно­сительно низким уровнем интеллектуально­го развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, а также зависимостью подростков от требо­ваний группы и принятой в ней ценностной ориентации.

Недостатки воспитания приводят к фор­мированию более или менее устойчивых психологических свойств личности подрост­ка, которые могут способствовать соверше­нию аморальных поступков. В свою оче­редь, неправильное развитие личности в со­четании с неблагоприятной ситуацией, в ко­торой оказывается подросток, может сде­лать его способным совершить поступок неприемлемый в данном обществе. В результате человека толкают на путь замкнутости, отделенности. Непонятый, одинокий, забытый – возникает психологический кризис. Это один из путей в бомжи.

Следующий побуждающий мотив – это биологическая и генетическая связь поколений. Человек, по обыкновению своему, не задумывается над тем, как влияет его социальная жизнь на будущего ребенка, который унаследует не только, образ и подобие родителя, но и его генетико-биологические свойства. Человеку не свойственно задумываться, как пища или питьё влияет на нашу биологическую структуру тела. Отсюда исходит следующая проблема.

Биологические мотивы. Проблема соотношения биологического и социального в человеке и личности бесспорно сложна, так как объединяет в себе понимание генетики, эволюции раз­вития психики в процессе антропогенеза и индивидуально­го развития личности.

Биологическое - это общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но не однозначно природному - существую­щему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Биологиче­ское накладывает свой отпечаток на личность человека.

Соотношение социального и биологического в личности определяется постепенным уменьшением биологической и увеличением социальной обусловленности элементов, вхо­дящих в каждую из основных четырех подструктур лично­сти. При этом все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не мо­жет быть полностью отделено от биологического. Наиболее биологически и наименее социально обуслов­лена первая подструктура личности, об­общающая темперамент, возрастные и половые ее особен­ности. Поскольку свойства темперамента со времени ра­бот И. П. Павлова, продолженных работами Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина, понимаются как личностные проявле­ния типа нервной системы, являющегося свойством орга­низма, эти свойства надо понимать как лежащие на пере­сечении личности и организма, как двух подструктур це­лостного человека. Но вместе с тем и эту подструктуру личности нельзя понимать как полностью и только биологически обусловленную. Если влияние среды изменяет пересекающиеся подструктуры организма и соответствующие им подструктуры психических свойств даже у животных, то в еще большей степени это свойственно человеку под влиянием сугубо социальных воздействий.

Во второй подструктуре личности, в которую входят психические процессы и состояния, ставшие достаточно ус­тойчивыми свойствами личности, степень социальной обус­ловленности должна считаться почти уравненной с биоло­гически обусловленными механизмами отражения. Удель­ный вес социального увеличивается по мере возрастания роли второсигнальных процессов в структуре каждого отдельного свойства личности, входящего в эту подструктуру. Так, ощущения отдельных свойств отражаемого человеком мира, например отдельных звуков, света, цвета, свойств по­верхности и т. д., менее социально обусловлены, чем це­лостное предметное восприятие. Механическая память в большей степени определяется биологическими свойствами мозга, чем память смысловая, которая в значительной ме­ре связана с социальным опытом человека.

В третьей подструктуре личности - ее опыте - удель­ный вес социального содержания уже почти всегда значи­тельно превышает биологическое. Но еще более важно, что на этом уровне появляются существенные различия меж­ду отдельными личностями в степени их социализации, проявляющиеся в уровне культуры.

Здесь особенно наглядно видно, что человек социален генетически. Очевиден тот факт, что социальный момент и лич­ность, формирует индивидуально-психологические особенности, но под влиянием общения с другими людьми. Подструктура опыта заметно влияет на степень социа­лизации личности и человека в целом. Подструктура направленности личности почти полно­стью социально обусловлена. Биологическая обусловленность этой подструктуры проявляется только в некоторых, чаще только временных, возрастных влечениях и интере­сах. Однако эти биологически обусловленные интере­сы, включенные в общую, в основном социально обусловленную, направленность, сами будут социализированы. Та­ким образом, направленность личности, являясь наиболее существенной для личности подструктурой, высшим ее уровнем, определяет социализацию остальных подструктур, а, следовательно, и человека в целом. Именно эта подструк­тура личности наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен, и содержание этой под­структуры определяет черты личности нового человека социального общества. В развитии личности в продолжении всей жизни на него воздействуют три составные единого – это биологическое, социальное и самовоспитующее. Потеря одного из составных, приведет, в последующем движении в жизни, к отклонениям в направлениях социальных слоёв общества. Но жизнь такова, что каждый волен выбирать свой путь самостоятельно: от рождения и до конца своего сознания.

Социальные мотивы. Социальное - это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. Человек социален уже в момент своего рож­дения. Процесс формирования социальной ори­ентации складывается из осознания потребностей, их сравнения с предметами и явлениями окружающего мира и выработки отношения позиции к миру. Личность в своих требованиях может исходить из индивидуальных, групповых, классовых и общественных потребностей. Требования мо­гут быть материальными и духовными. Анализ требований личности, предметов любопытства и желаний служит од­ним из источников изучения потребностей личности. Уровень развития в обществе определяет наличие предметов и явлений, на которые мо­жет быть ориентирована личность для удовлетворения по­требностей. Общественное сознание определяет некоторые готовые научные, идеологические, нравственные формы ценностных ориентации.

Социальное положение личности определяет возможно­сти непосредственного участия в событиях, степень инфор­мированности и возможности освоения вещей для их по­требления. Чем больше информации, тем четче может быть сформулировано отношение, тем точнее будет ориентация. Большое значение имеет в социальном положении личности - со­циальный интерес. В социальном интересе ценностью-объектом выступают общественные от­ношения. Структурно социальный интерес складывается из установок, из ценностных ориентации (или их элементов) на определенные общественные отношения и на способы и нормы удержания и реализации этих общественных отно­шений.

Но, каждая личность на определенном этапе своего развития, способна потерять социальный интерес, при котором осознанные потребности обесцениваются. Результатом такого отношения может явиться отчуждения от общества. Это может произойти на каждом уровне психологического возрастания. Потеря социального интереса приводит нас к размышлению, кто эти люди, чем они живут? У них свое общество, разделенное на свои классы, определены места работы. Имеющие свои, выстроены из подручных материалов или использующие технические сооружения, квартиры. Своя социальная семья. Здесь своя психология, своя социальная ниша. Если даже им создать условия (дать работу, жильё), они всё равно не захотят изменить образ жизни. Бомжи будут всегда. Это явление неистребимо. Но нельзя отрицать наличие разновидностей бомжей. Например, когда жизнь на свалке была способом накопления первоначального капитала. Ведь в мусорных отбросах целая цепочка «потребителей» находит что-то для себя ценное. Кроме того, свалка в миниатюре отображает структуру нашего общества. Там своя иерархия, зоны влияния, войны с ранеными и погибшими, погребёнными под кучами мусора. Даже возле домов, где стоят контейнера с мусором и отходами, территория поделена на сферы влияние. Наше общество в миниатюре. В каждом из бомжей в какой-то период жизни произошёл надлом, когда они почувствовали себя на обочине жизни (не секрет, что среди них немало учителей, музыкантов и пр.).

Бомж - это олицетворение угасшей надежды. Продолжающаяся коммерциализация общества не оставляет им никаких шансов. Зато они свободны. На самом деле, это - глубоко несчастные, до крайней точки, опустившиеся и деградировавшие люди. Они уже не «на дне», они ниже дна. И не следует думать, что дошли они до такого состояния из-за того, что у кого-то жена квартиру отобрала или выгнали с работы, или сгорел дом (квартира). Нет! Проблема здесь лежит глубже.

Каждый человек проходит в своей жизни ряд иерархических периодов. Что это такое? Иерархический период длится от рождения и до смерти. Периоды времени бывают разной продолжительностью. Все зависит от развития на данном периоде. Но в результате того, что человек, в какой-то период перестал саморазвиваться, он может затормозить свой исторический иерархический рост. Тогда этот период, на котором человек остановился, может продлиться очень долго, возможно даже до его смерти.

Классификация иерархических периодов:

  • личностно-общительный период;

  • первобытно-общинный;

  • рабовладельческий;

  • крепостнический;

  • феодальный;

  • капиталистический;

  • социалистический;

  • коммунистический.

Основные признаки:

Личностно-общительный период – заключает в себя период рождения и до самостоятельного передвижения в пространстве. В этот период человек отдан самому себе. Он понимает, что его самостоятельность зависит от окружающих людей, и что без них ему не выжить. Но он так же понимает, что без упорных и напряженных усилий, ему никто ничего не предоставит. Поэтому в этот период пробуждается качество - требования. Человек пытается, используя свое положение, как можно больше потребовать, пока есть такая возможность. А окружающие стараются этому противиться, не давая или давая не в полной мере все то, что просится или что нужно дать в этот период.

Первобытно-общинный период – происходит на основе первооткрывания общества, открывания себя в этом обществе и понимания своего положения в этом обществе. Попытка первого общения. Какое оно первое, такое будет и в дальнейшем, потому что человек не знает о существовании других общений и всегда, в последствии, пользуется навыком первого общения. Этот период длится до осознания самого себя как личность.

Рабовладельческий период – занимает определенное место в жизни человека. Этот период ознаменован процессом угнетения личности трудом или наказанием иногда незаслуженно и не ради воспитания, а ради амбиций окружающих людей.

Крепостной период – человек получил определенную часть свободы, но это ни о чем не говорит. Он как был крепостным так им и остался. Некоторые (в особенности этим страдает мужское население планеты) попадая в этот период, остаются там, на оставшуюся жизнь и не пытается перейти по своему развитию в следующую фазу жизни. Там легко жить.

Феодальный период – человек, в некоторой степени определяет свое экономическое, физическое и политическое кредо, но при этом не теряет зависимость от окружающих его феодалов. Появляются свои дела небольшие, но свои, контролируемые не в такой форме как в предыдущем периоде.

Капиталистический период – в этот период личность определяет свою состоятельность, самостоятельность, ценность, уничтожает всякую зависимость, мешающую ему развиваться далее. Человек – личность. В этот период, если остановлено самообучение, то человека, возможно, может ожидать сокрушительный крах и опускание его на несколько периодов назад, где мало вероятности начать все с начала. Иногда не бывает уже времени или психологический кризис того периода не даст такой возможности.

Социалистический период – социальный опыт, профессиональный и житейский, дает возможность чувствовать себя уверенно, как среди сверстников, так и среди нижних и верхних слоев населения.

Коммунистический период – этот период определяется внутренним состоянием человеческой природы. Биологические факторы не предоставляют ни какой возможности для определения своего социального положения в обществе. Жизнь прожита, что было знают, что будет тоже знают. Период когда все прошлое настоящее и будущее соединилось в единое, кажется – все есть и, тем не менее, ничего нет. Все бы сделал как надо, но сил нет, времени нет, психологическая усталость доминирует над сознанием.

Все эти периоды человек проживает. Каждый проживает в зависимости от своих желаний. Бомж – как социальная личность, может быть в каждом из этих периодов, остановившись в своем развитии. Все зависит от узнаваемости периодов, определения и социального статуса. Бомж – это состояние души. Такова реальность бытия. Одна жизнь рядом с другой, и их действующие лица хоть и видят друг друга ежедневно, но не замечают.

Психологические мотивы. Что же такое психологическое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений субъекта?

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные сре­ди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым эле­мента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным крите­риям развития.

Существует много различных типов развития. Л. С. Выгодский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития человека также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Люди разных эпох, а так же разных слоёв населения развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Психологическое развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый про­цесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая суще­ствует на данном уровне развития общества. В этом особенность раз­вития человека. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже гото­вому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото­рый существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и иде­альных форм.

Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения. Как и на каком уровне своего развития человек потерял качественный процесс усвоения. Остановка - означает деградация элемента в той или иной мере и нахождение, длительное время, в том или ином иерархическом периоде. Такие люди в социальном обществе угнетаются, как физически, так и психологически. В этом случае появляется защитное свойство, уход из этого общества. Отчуждение, чувство виновности осело внутри, нет спокойствия души. Косые взгляды, отвращение развитой расы, загоняют в глубь чувство гордости за индивидуализм. Убивают последний барьер психологического возрастания, возврата в социальное общество.

БОМЖ - существо социальное на каком бы он развитии не был. Его движение параллельно с существующим обществом, является так же развивающимся. В недалекие времена, наличие таких существующих личностей было ограничено. Поэтапно развиваясь, они находили себя. Одиночки по жизни, сейчас обзавелись семьями, сгруппировались в определенное общество. Разделившись на классы внутри своей социальной среды, определили места работы и обетования для каждой группы. Прекратились между ними ссоры (относительно) за место под солнцем. В таком положении им легче выживать. В своем обществе, бомж чувствует психологическую помощь, поддержку. Там, такие, как и он сам и ни что психологическое не способно его угнетать. По всему миру разбросаны люди без определенного места жительства, без определенного занятия, без определенного социального состояния. Мир их считает отбросами общества, изгоями, социальными беспризорниками (беженцами). Но как бы мы их не игнорировали, они являются важной частью нашего бытия. Общество на данном этапе, как никогда, нуждается в людях без определенного места в жизни, ибо каждый может оказаться на его месте. Чем выше деградация общества, тем больше людей (бомжей), востребованных обществом. Анализируя социальный статус человечества, можем с уверенностью определить таковых по некоторым признакам нужности обществу.

Классификация личности без определенного места в жизни по возрастающей социального статуса востребованности обществу:

1. социально не адаптирован в обществе – человек, личность по своей сути одинок в окружающем обществе.

2. просящие милостыню – влияние на психологическую сферу веры окружающих людей.

3. побирающие – влияющие на эмоциональную сферу.

4. нищие – обучающие, как правильно жить, чтобы стать или не стать таковым. Эти четыре класса всегда были, есть и будут в любых исторических обществах, существующих на Земле, не зависимо от периода времени

5. вор – учит самосохранению, внимательности, уничтожает материальную зависимость.

6. бомж – в его обязанности входит уборка территорий, наведения порядка, а так же обучение на своем примере как необходимо поддерживать чистоту в своем родном (доме, улице, городе, Земле).

7. труп – высокие материи – он уже идет с определенным местом в жизни – востребован и желанен обществу. Здесь вспоминаются дела свои, отношения к тому или иному человеку, ситуации. А так же определяется нужность человека (мертвого), совокупность его чувств мыслей и отношения к окружающему миру. Этот список можно продолжать, но мы взяли основные типы социума, знакомы и узнаваемы, чаще встречающие в обществе. Эти типы личности социальной среды помогают данному обществу идти по тому пути, который на данном этапе более приемлем. Уменьшение или увеличение их определяет исторически сложившееся политическое общество.

Понимание развития личности в психоаналитической традиции исходит из того, что в большинстве случаев жизни мы не знаем точно или не в состоянии определить, почему люди поступают так, а не иначе. Истоки поведения усматриваются в бессознательном. Практические пути преобразования сложным образом переплетаются со стадиями детского психологического развития.

В сознании некоторых личностей происходят серьезные изменения: одним надоело ходить на работу, другим - работать. Первые стали бизнесменами, вторые - бомжами. Конечно, "лица без определенного места в жизни" оказались таковыми под влиянием разных обстоятельств: безработица, вынужденная миграция из бывших союзных республик СССР, личная жизненная трагедия и т.д. Но, так или иначе, причина социального ухода заключается совсем не в желании не работать. Причина заключается в психологическом состоянии конкретно взятого человека. Их не страшит одиночество, голод и жажда не владеют их умами и самое страшное, что эти люди адаптировались к новым условиям существования, и их эта новая жизнь устраивает.

Все это - трагедия общества, с которой оно не должно мириться. Только вряд ли нынешние беспомощные государства в силах хоть как-то вылечить эту болезнь, тем более что речь идет, прежде всего, о сознании человека. Даже если не принимать во внимание одну из важнейших составляющих рыночной капиталистической экономики - рынок труда, по сути, означающую наличие безработицы, а взглянуть лишь на мировоззренческую позицию: хочешь - работай, хочешь - не работай, в рамках капитализма избавиться от этой беды в принципе невозможно. Может быть принцип "кто не работает - тот не ест" имел влияние на определенную часть сознания человека, этим методом государство может культивировать уважение к труду и человеку труда. Но сегодня другие времена и все социальные проблемы подтверждаются законами данного временного общества.

Литература.



1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 473.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва «СМЫСЛ» «ЭКСМО» 2004.

3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. Пособие для студ.

Высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.

4. Николаевская газета « Скиф » \ № 49 (79); 03.12.03г. \ стр. 26.

5. Социальная психология. Краткий очерк. Под общ. ред. Г.П.Предвечного и

Ю.А.Шерковича. М., Политиздат, 1975.-319с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!