СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока "Социальная структура общества" для 10 класса (базовый уровень).

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества»

Технологическая карта урока-исследования

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: Обществознание Класс: 10 Учебник (УМК): Обществознание 10 кл. под редакцией Л.Н.Боголюбова

Тема урока: Социальная структура общества

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Карточки с высказыванием О. де Бальзака

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную (3 уровень);

  • противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях (3 уровень).

  • корректировать свои действия в ходе работы в связи с изменяющимися условиями урока (изменением заданий, последовательности операций, в связи с ориентацией на время - темп выполнения заданий), с опорой на деятельность учителя (3 уровень)

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы самостоятельно по известному алгоритму (2 уровень);

  • производить логические действия и операции с получаемой информацией самостоятельно (4 уровень);

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (4 уровень);

  • выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и предложений учителя (3 уровень);

  • выбирать основания и критерии для сравнения объектов и явлений, определение причинно-следственных связей из получаемого материала на основе заданного алгоритма действий (3 уровень);

личностные УУД:

  • выработана своя жизненная позиция по определённым вопросам;


У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

  • адекватно воспринимать позицию и взгляды других учащихся в спорных вопросах, уметь слушать друг друга;

  • высказывать свою точку зрения по своей инициативе;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

познавательные УУД:

  • осуществлять преобразование знаний и приспосабливать их в конкретных ситуациях;


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УДД

• опознают понятия социальная группа, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, и адекватно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

• называют сущность социальной стратификации, причины социальной дифференциации,

2 уровень — воспроизведение

• анализируя и оценивая факты, продолжить формирование умения анализировать дополнительную литературу к уроку, сделать выводы

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно формулируют вопросы по теме

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий


• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления


3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах исторического исследования



• корректируют свои действия в ходе работы в связи с изменяющимися условиями урока

3 уровень – самостоятельные действия учащихся, с опорой на деятельность учителя

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников


2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся



• производить логические действия и операции с получаемой информацией самостоятельно;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме


4 уровень - самостоятельные действия учащихся, на основе имеющихся знаний и умений






• выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и предложений учителя (3 уровень);

• выбирать основания и критерии для сравнения объектов и явлений, определение причинно-следственных связей из получаемого материала на основе заданного алгоритма действий (3 уровень);


3 уровень – самостоятельные действия учащихся на основе заданного алгоритмы и с опорой на деятельность учителя

Коммуникатив-

ные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции


3 уровень — высказывать свою точку зрения по своей инициативе

Личностные УУД

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов; адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

10 минут

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем-ной ситуации сомнения

Фронталь-ная








Индивиду-альная




Фронталь-ная











Индивиду-альная, фронталь-ная

1. Напоминает о существовании множества социальных групп. Задает вопросы «К какой социальной группе относитесь Вы? А к какой хотели бы относиться? Каким способом этого можно достичь? ».


2. На основе изученного ранее материала, просит высказать мнение о таком понятии как социальная дифференциация


3. Говорит о существовании социальной дифференциации на разных этапах развития общества, и о стремлении людей к социальному равенству. Задает вопросы: «Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь миф, утопия?».


4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.

1. Каждый учащийся для себя отвечает на поставленные вопросы, опираясь на свои знания, и высказывают свои предположения и рассуждают.





2. Высказывают предположения о возможных трактовках выдвинутого термина (социальная дифференциация).

3. Высказывают свое мнение по вопросам. Мнения расходятся. Осознают неполноту своих знаний.









4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель).

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности



Ориентиро-вочный этап

5 минут



• организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования



Беседа



Групповая, фронталь-ная



Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы: «А может ли человек изменить свое социальное положение? Может ли он из одной социальной группы переместиться в другую. А вы уверены, что переместиться можно только «вверх», а не «вниз»? А каким образом?». После чего, предлагает подумать о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.



Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий:

- выяснить, что такое социальная мобильность

- какой бывает социальная мобильность

- определить источники информации о социальных группах и социальной мобильности




Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский этап

10 минут

• организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Фронтальная






Индивид.,, фронталь-ная














1. На основе данных знаний учитель предлагает с помощью учебника ответить на вопрос «Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?».


2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном «С чем связано существование различных социальных групп?».

Обращает внимание на множество классификаций.














1. Обращаются к учебнику (§14). Происходит осмысленное чтение, а затем обсуждение.




2. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей. «Сегодня как и раньше разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т.д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых и бедных и средних слоев населения, с политической – существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих».



Познавательные УУД:

- искать и выделять необход. информацию;

- выборочно пересказывать текст;

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- формулировать вопросы;

- формулировать выводы




Практичес-кий этап

10 минут



• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения



Решение творчес-кой задачи



Индивидуальная, групповая









Индивидуальная








Фронтальная



1. Используя текст документа (Приложение 1) в конце параграфа (с. 160-161), предоставить возможность ответить на 1 вопрос после документа (на выбор учащихся.)

Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа.


2. Предлагает проанализировать высказывание О. де Бальзака «Возможно равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». Раскрыть смысл и высказать свою точку зрения (согласен/не согласен). (Работа с карточками).

3. Задает вопрос: «Что же такое социальный лифт?»



1. Читают документ, выделяют в нем необходимую информацию, отвечают на вопрос. Обмениваются мнениями в паре.






2. Работают с карточками. При помощи полученных на уроке знаний анализируют высказывание. Оглашают свою точку зрения






3. Раскрывают содержание термина социальный лифт



Познавательные УУД:

- подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

-соотнести свои знания с терминами, понятиями

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексив-но-оценочный этап

10 минут

• осмысление процесса и результата деятельности

Создание письмен-ного текста

Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная

1.Предлагает учащимся для себя определить способы изменения своего социального положения.

2. Предлагает написать текст резюме, закончив фразу: «Оказывается, ...»

1. Определяют способы изменения социального положения.


2. Пишут тексты, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.







Приложение 1.

Документ.

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо от того организовано оно на коммунистических или на капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу.

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?

  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры современного общества?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!