СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская статья о смысловом чтении

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Замураева Ольга Федоровна, г.Нижний Тагил, МБОУ СОШ № 1 им. Н.К. Крупской, учитель русского языка и литературы

Школьная библиотека и формирование навыков смыслового чтения учащихся

Школьная библиотека играет немаловажную роль в формировании смыслового чтения учащихся. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда учащиеся владеют смысловым чтением, то у них развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная [3, с. 56].

Изучением данной проблемы занимаются как отечественные, так зарубежные педагоги и психологи. Впервые термин «смысловое чтение» был употреблен в исследовании Л.Ю. Невуевой и А.А. Зубченко [5, с. 97]. В Федеральном государственном образовательном стандарте навыки смыслового чтения понимаются как метапредметный результат, необходимый для освоения школьниками. В концепции развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит смысловое чтение к группе познавательных общеучебных универсальных действий и определяет его как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ» [6, с. 98].

Что такое «технология смыслового чтения»? Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору

Обобщив понимание смыслового чтения разными исследователями, можно выделить его три основных составляющих: понимание фактического содержания – значения, подтекста – смысла, и формирование собственного отношения к тексту [1, с. 46].

Все больше ученых заявляют об особой важности работы над навыками смыслового чтения, как на уроках литературы, так и на библиотечных уроках. Осмысленное восприятие текстов способствует развитию личности читателя, его духовному и интеллектуальному росту, более глубокому пониманию всех происходящих вокруг него процессов. Сама литература нуждается в эстетически грамотных, талантливых читателях для того, чтобы развиваться. Она может расти, только если есть любящие, образованные читатели. Актуальность темы определена тем, что внедрение в учебный процесс технологии смыслового чтения должно способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, стимулированию их познавательной мотивации, активизации творческих способностей, формированию критического мышления.

В библиотеке МБОУ СОШ № 1 им. Н.К. Крупской проводятся библиотечные уроки курса внеурочной деятельности «В мире книг» для учащихся 1-6 классов, направленные на формирование навыков смыслового чтения. Библиотечные уроки представлены разнообразными формами. Например, чтение вслух, литературные гостиные, обзорные выставки книг, бенефис книги, библиофреш, библиоквест, книжные жмурки и т.д. [8, с. 62].

При работе с учащимися на библиотечных уроках курса внеурочной деятельности «В мире книг» педагог-библиотекарь активно применяет стратегию смыслового чтения. Она обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах предтекстовой, текстовой и послетекстовой подготовки.

На первом этапе предтекстовой подготовки чаще применяются приемы: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы», «Рассечения вопросов».

Цель 2 этапа (текстовая подготовка) - понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). К приемам текстовой деятельности относятся: «Чтение вслух», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометкой».

На третьем этапе (послетекстовая подготовка) осуществляется корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Приемы послетекстовой деятельности: «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм-аут», «Проверочный лист», «Вопросы после текста» [7, с. 97].

Приведем примеры использования стратегии смыслового чтения на библиотечных уроках при изучении нескольких произведений. Так, во 2 классе изучается рассказ В. Осеевой «Синие листья». На этапе предтекстовой подготовки применила стратегию «Ориентиры   предвосхищения». Перед тем, как познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой, я рассказала им о своем личном

опыте знакомства с этим произведением. Затем провела обсуждение названия  рассказа. (Уместно задать такие вопросы: Почему именно   так   называется   произведение?   Что, как   вам   кажется, может произойти   в рассказе с таким названием?). 

На этапе текстовой подготовки применила прием «Чтение с остановками». В тексте заранее выделила три остановки, на которых задала такие вопросы: Что заставило героя поступить именно так? Как дальше   будут   разворачиваться   события? Какие   чувства   вызвал   этот отрывок текста? 

После второй остановки использовала прием «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Алгоритм работы с приемом «Дерево предсказаний»:

На доске рисуется силуэт дерева: ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На этапе послетекстовой подготовки уместен прием «Вопросы после текста». Вроде бы все ясно в этом рассказе – речь идет о жадности, о некотором роде вредности. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливости   осуждаем   поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет. Но нашлись в классе ученики, которые задали критические вопросы: "А что больше ни у кого не было зеленого карандаша?" "А почему синие листья - это плохо?" "Почему в рассказе девочки, а не мальчики?" Между тем, внимательный, критический настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые сразу не видны. Девочка попросила карандаш в достаточно невежливой форме (без волшебного слова "пожалуйста"), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением. Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться. Ещё один пример применения стратегии смыслового чтения на библиотечных уроках по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе. Предтекстовая деятельность началась с мозгового штурма. При работе с текстом использовались приёмы: чтение вслух (попеременное чтение), чтение с остановками. На стадии осмысления были использованы «тонкие» и «толстые» вопросы, а также прием кластера, потребовавший от учащихся критического анализа. Графическая систематизация информации помогла быстрее и полнее оценить, осмыслить поступки героев. Ученикам нужно было присвоить черты характера толстого и тонкого, при этом сравнив их между собой, и составить их целостные портреты. Отношение автора к героям, его предпочтения детям предлагалось выяснить через анализ полного названия произведения.

Результатами применения стратегии смыслового чтения на библиотечных уроках курса внеурочной деятельности «В мире книг» являются: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, как учащихся, так и педагога-библиотекаря (финалист Всероссийского фестиваля методических разработок «Через чтение к развитию личности» 2021), выпуск статьи во всероссийском научно-методическом журнале «Библиотека школы» [2, с. 26], активное сопровождение школьного волонтерского отряда «ЧиШ» (Читающий Школьник).

Таким образом, стратегии смыслового чтения, применяемые на библиотечных уроках курса внеурочной деятельности «В мире книг», способствуют формированию навыков чтения учащихся. Также активизируют познавательный интерес и воображение, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, развивают речь, мышление.

Школьная библиотека играет важную роль в формировании и развитии смыслового чтения, она приобщает учащихся к поиску нужной информации в источнике, способствует привитию навыков чтения.


Список использованных источников и литературы

1. Дозморова Е.В Проект «Приемы смыслового чтения». – М.: Просвещение, 2019. - 185 с.

2. Акция "Читаем Д.Н. Мамина-Сибиряка (к 165-летию со дня рождения писателя) // Библиотека школы. 2018. № 1(61). – С. 26–28.

3. Кашкаров А.П.  Приобщение к чтению: инновации   для   родителя, инструментарий библиотекаря. – М.: Просвещение, 2018. - 258 с.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. -

№ 6. - С.13-18.

5. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. - 201 с.

6. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. – М.: Просвещение, 2019. - 158 с.

7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. - 165 с.

8.Ташкинова, Е. Ю. Взаимодействие родителей, учителей, классных 

руководителей и   школьной   библиотеки   в   формировании   личности   ребенка / Е. Ю. Ташкинова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 61 – 63.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!