СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические приемы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Методические приемы формирования навыков смыслового чтения на                  уроках литературного чтения».

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. тот , кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда.»                                             В.А.Сухомлинский

         Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.        Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов чтобы каждый ученик первой ступени овладел прочным и полноценным навыком смыслового чтения, умение читать нужно человеку всю жизнь, именно это умение лежит в основе успешного обучения в школе. Есть успешность, значит, есть желание бежать в школу, не стесняться читать задание в классе для всех, уметь находить быстро нужную информацию и работать с ней.   Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе.. В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид чтения,  когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: - понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: - способ чтения, - темп чтения, - правильность чтения, - выразительность.       Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения. При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения. В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение, значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: - умение осмысливать цели чтения; - умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; - умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; - умение определять основную и второстепенную информацию; Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.      Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?  Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. В процессе обучения чтению школьники упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент часто перемещается на смысловое чтение в ущерб технике. Эти две составные в обучении чтению очень важны и взаимосвязаны.  Для увеличения темпа чтения используя определенные упражнения. 

1.Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.       Провожу это так. После того, как начало нового рассказа прочитано мною и осознано детьми, я предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2.Чтение в темпе скороговорки.  Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки. При чтении предложений в темпе скороговорки я не уделяю внимания выразительности чтения. Нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.   Детям объясняю так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший (уже здесь) повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4.Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.    Ежеурочные пятиминутки чтения, представляющие собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык – что подтверждает метапредметную направленность моей работы. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения в 1 полугодии  провожу по текстам из книги  О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой «100 познавательных текстов для обучения детей чтению». Книга содержит небольшие по объему познавательные тексты , соответствующие возрастным особенностям детей семи лет. Ведь психологами доказано, что детей «пугают» большие литературные произведения , которые они должны прочитать самостоятельно. Хорошо читаемый шрифт, разбиение слов на слоги, иллюстрации к каждому тексту- делают чтение привлекательным для начинающего читателя . Каждый текст напечатан на отдельной странице, поэтому его очень удобно распечатывать на ксероксе.    Сделала распечатку текстов, пронумеровала их и перед началом урока разложила детям на парты. Старалась каждому ученику подобрать такой текст для самостоятельного прочтения, который бы соответствовал его уровню навыка чтения.      На парте у каждого ученика приклеена « линейка читателя». На ней указаны номера текстов . Каждый день ребенок получает новый интересный текст. Он его прочитывает и вычеркивает номер на «линейке читателя». Дети с нетерпением ждут новые рассказы, которые они уже могут прочитать самостоятельно. Сравнивают свои тексты с тем, что получили товарищи. А чтобы поддержать интерес к чтению ставлю перед ними задачу: читать внимательно, запоминать прочитанное ,чтобы применить свои знания на игре «Звездный час», который мы проведем в конце года. Игра составлена по содержанию прочитанных рассказов из сборника О.В.Узоровой. С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми: краткая запись задачи, схема предложения т и.д.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы ( тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, инсценировка сказки, синквейн.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор Моро) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 5. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация.

В заключении хочется сказать, что работа над формированием смыслового чтения это дело не одного дня , она должна продолжаться все годы обучения ребенка не только в школе, но и в других учебных заведениях, где он будет получать профессию, учиться понимать прочитанное. Мы будем учиться всю свою жизнь ,чтобы не перестать мыслить.

Литература 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с. 3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

Просмотр содержимого документа
««Методические приемы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения».»

 «Методические приемы формирования  навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в 1 классе». Автор: Шириязданова М.К.  учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный

«Методические приемы формирования

навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в 1 классе».

Автор: Шириязданова М.К.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. тот , кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда.»  В.А.Сухомлинский

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой.

Но нельзя быть счастливым, не умея читать. тот , кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда.»

В.А.Сухомлинский

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: - способ чтения, - темп чтения, - правильность чтения, - выразительность.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

- способ чтения,

- темп чтения,

- правильность чтения,

- выразительность.

«Проверка техники чтения»:  - «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», -«выразительность», «осознанность чтения»

«Проверка техники чтения»:

- «способ чтения»,

  • «темп чтения»,
  • «правильность чтения»,
  • -«выразительность»,
  • «осознанность чтения»
Основные умения смыслового чтения: - умение осмысливать цели чтения; - умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; - умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; - умение определять основную и второстепенную информацию;

Основные умения смыслового чтения:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

К основным типам чтения мы относим: коммуникативное чтение вслух;  чтение про себя;  учебное;  самостоятельное. Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение; поисковое/просмотровое чтение; изучающее чтение; – вдумчивое (медленное) чтение ;

К основным типам чтения мы относим:

  • коммуникативное чтение вслух;
  • чтение про себя;
  • учебное;
  • самостоятельное.

Основными видами чтения являются:

  • ознакомительное чтение;
  • поисковое/просмотровое чтение;
  • изучающее чтение;
  • – вдумчивое (медленное) чтение ;
Согласно требованиям ФГОС НОО: 1 класс – это обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Согласно требованиям ФГОС НОО:

1 класс – это обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Знание структуры текста.

Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Технология продуктивного чтения  . Первый этап технологии  – работа с текстом до чтения. Второй этап  – работа с текстом во время чтения. Третий этап.  Работа с текстом после чтения. Система специальных упражнений. 1.Работа со словом  - работа с незнакомыми словами; - работа со словами-ключиками; - работа со словами образами.

Технология продуктивного чтения  .

Первый этап технологии  – работа с текстом до чтения.

Второй этап  – работа с текстом во время чтения.

Третий этап.  Работа с текстом после чтения.

Система специальных упражнений.

1.Работа со словом

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами образами.

Из опыта работы

Из опыта работы

 Синквейн К слову :  сказка добрая  интересная любимая учит радует удивляет  «Добро побеждает зло»  волшебство

Синквейн

  • К слову :

сказка

добрая интересная любимая

учит радует удивляет

«Добро побеждает зло»

волшебство

 Синквейн К сказке «Теремок»  уютный теплый  прячет охраняет  «В теплоте, да не в обиде»  домик К сказке «Рукавичка»  теплая маленькая пушистая  греет защищает прячет  «Не учись разрушать, а учись строить»  приют

Синквейн

  • К сказке «Теремок»

уютный теплый

прячет охраняет

«В теплоте, да не в обиде»

домик

К сказке «Рукавичка»

теплая маленькая пушистая

греет защищает прячет

«Не учись разрушать, а учись строить»

приют

  «Найди неверное слово и исправь!» Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:  «Там ползет зеленый лук С длинными усами!»

«Найди неверное слово и исправь!»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук

С длинными усами!»

 Из опыта работы:

Из опыта работы:

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Спасибо за внимание! Мы будем учиться всю свою жизнь, чтобы не перестать мыслить. Сухомлинский.

Спасибо за внимание!

Мы будем учиться всю свою жизнь, чтобы не перестать мыслить. Сухомлинский.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!