СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие навыков смыслового чтения". Выступление на Педсовете

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Просмотр содержимого документа
«"Развитие навыков смыслового чтения". Выступление на Педсовете»

Развитие навыков смыслового чтения

Развитие навыков смыслового чтения

На успеваемость ученика влияет около 200 факторов . Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые . Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту . Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. 
  • На успеваемость ученика влияет около 200 факторов . Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые . Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту . Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. 
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием . Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:   в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
  • Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием . Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  
  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы    «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….?  Почему вы думаете….?  Предположите, что будет если…?  В чём различие…?  Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…?  Может…? Мог ли…?  Было ли…? Будет…?  Согласны ли вы…?  Верно ли…?

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

2.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»     Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах  Тема:  1. Прочитайте текст.   2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?   3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?   4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 

2.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 

  • Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах Тема: 1. Прочитайте текст.  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?  4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»     Шесть лепестков – шесть типов вопросов.  Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», Интерпретационные (объясняющие) вопросы . О бычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».  Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»

5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 

  • Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы . О

бычно начинаются со слова «Почему?».

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»

Глоссарий   Тип стратегии: Предтекстовая  Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать информационный текст Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:…. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.  

Глоссарий

  • Тип стратегии: Предтекстовая
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Мы будем читать информационный текст
  • Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:….
  • Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
  •  
Рассечение вопроса   Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Подробный алгоритм реализации стратегии: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?  

Рассечение вопроса

  • Тип стратегии: Предтекстовая
  • Автор стратегии:
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
  •  
Чтение вслух (попеременное чтение)   Тип стратегии: Текстовая Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: проверка понима¬ния читаемого вслух текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.) 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Чтение вслух (попеременное чтение)

  • Тип стратегии: Текстовая
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: проверка понима¬ния читаемого вслух текста.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • 1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
  • 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Чтение про себя с вопросами   Тип стратегии: Текстовая Класс / возраст: 5-10 кл Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. 2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.

Чтение про себя с вопросами

  • Тип стратегии: Текстовая
  • Класс / возраст: 5-10 кл
  • Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • 1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
  • 2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
  • 3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
 Экскурсия по книге   Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги. Подробный алгоритм реализации стратегии: Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.

Экскурсия по книге

  • Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.
Загадки   Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Класс / возраст: 5-9 Цели стратегии: Проверка знания читателем текста произведения. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает? 2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?

Загадки

  • Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
  • Класс / возраст: 5-9
  • Цели стратегии: Проверка знания читателем текста произведения.
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • 1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает?
  • 2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?
Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)   Тип стратегии: Общеучебные Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.

Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)

  • Тип стратегии: Общеучебные
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Количество учеников: 25 чел.
  • Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Ход работы:
  • Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.
Развитие словаря   Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте Подробный алгоритм реализации стратегии: Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать, расширяя контекст. — Оно крепкое, серебряного цвета. — Оно чаще всего изготавливается из железа. — У него есть плоское основание для ноги. — Оно находится на лошади. Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.

Развитие словаря

  • Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать, расширяя контекст.
  • — Оно крепкое, серебряного цвета.
  • — Оно чаще всего изготавливается из железа.
  • — У него есть плоское основание для ноги.
  • — Оно находится на лошади.
  • Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления. 
  • Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы:
  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления. 


Скачать

© 2016 3284 187

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!