Приоритетом при подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно, логично и доступно ее изложить.
В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.
Ткаченко Ирина Евгеньевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №1
города Крымска,
Краснодарский край, Россия
ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
В условиях реализации ФГОС вся традиционная система образования подлежит переосмыслению, и в связи с требованиями ФГОС каждый учитель осваивает новые продуктивные способы деятельностного обучения, которые помогают быстро и эффективно достигать предметные результаты на уроках. Изучая возможности смыслового чтения, можно увидеть его широкий спектр применения на каждом уроке биологии, потому что работа с текстами (таблицами, схемами, документами, статьями учебников, презентаций и др.) происходит в системе.
Смысловое чтение представляет собой известный механизм взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение (использование в новых условиях). Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками: научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение анализировать и оценивать полученную информацию. В современных условиях важным предметным результатом для учащихся выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но и присвоить полученные знания, а также правильно, логично и доступно их изложить при необходимости.
В педагогической литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используются для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Среди этих приемов особенно эффективными, на мой взгляд, являются те, которые представлены в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Это «верные-неверные утверждения», которые учитель формулирует после работы с текстом и с их помощью сразу может определить степень освоения текста учащимися. Это «толстые и тонкие вопросы», которые задают учащиеся друг другу по прочитанному тексту или полученной информации. Это составление кластера, инсерта, синквейна, которые представляются интересными и в то же время продуктивными способами переработки текстов.
Необходимо учитывать также, что современные ученики живут в широком информационном поле, и приходится встраиваться в этот информационный поток, обучая детей просмотровому чтению без потери смысла, вычленению главной информации. Для этого учащимся предлагается построение таблиц, схем, рисунков, презентаций, клипов по изучаемому материалу.
В практике современного учителя находят место и так называемые нетрадиционные, игровые приемы, которые по мере усложнения заданий формируют УУД смыслового чтения и коммуникативные компетенции. Например, при изучении нового материала прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем мы выписываем их в рабочую тетрадь и даем пояснения. Так формируется «терминологический багаж». Затем мы вместе стараемся подобрать к ним признаки (прилагательное) и действия (глаголы), которые способствуют пониманию новых терминов, их включению в разговорную речь.
Прием «Лакуны» позволяет восстановить текст с помощью учебника. Предлагается текст с пропусками важных смысловых фрагментов. Ученики должны их найти и вписать в пробелы. В дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием выполняют их с использованием различных текстов. Это можно использовать и для проверки знаний, когда пробелы на карточке нужно заполнить по памяти. Например: «Растения имеют вегетативные органы: корень, ________, лист. Генеративными органами называются _______ и плод с семенами».
Важными приемами смыслового чтения являются те, что предполагают творческие задания по изучаемому материалу. Учащиеся охотно пишут сочинения на тему «Если бы я был амебой (инфузорией, лягушкой)», «Один день из жизни божьей коровки (летучей мыши, и т.д), «В бой идут тромбоциты», «Путешествие внутрь клетки» и другие. Такое творческое переосмысление изучаемого материала позволяет не только усвоить тему, но и эмоционально пережить биологические процессы. Этому же способствует и создание проектов, и разрешение проблемных ситуаций в группах. Предлагаются реальные ситуации из окружающего мира, которые требуют объяснения. Например, замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как можно это объяснить?
Использование кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок, сказок для введения в новую тему, стихов о биологических понятиях особенно актуально в основной школе, когда дети с интересом всматриваются в окружающую жизнь и такими способами объясняют ее для себя.
Рассмотренные стратегии смыслового чтения показывают, что с их помощью можно сформировать положительную мотивацию на изучение биологии, развить познавательный интерес и достичь заявленных предметных результатов.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится умение эффективно работать с информацией, мы понимаем важность смыслового чтения в школе на всех этапах развития личности ребенка.