СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуация успеха, как средство повышения мотивации у обучающихся при обучении лексике на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы обучения лексике ребят со слабой мотивацией из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Ситуация успеха, как средство повышения мотивации у обучающихся при обучении лексике на уроках английского языка»

Ситуация успеха, как средство повышения мотивации у обучающихся при обучении лексике на уроках английского языка.


Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. 

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с учащимся становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Если у ученика нет мотивации к обучению, каждый урок он будет начинать с вопроса: «А зачем мне это?». Одной из основных задач педагога сделать так, что бы учащийся знал ответ на этот вопрос и сознательно получал знания, которые ему на самом деле нужны.

Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации.

Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе, то это - внутренняя мотивация. Например, учащийся получает удовлетворение от познавательной деятельности. На уроке английского он узнал новое слово, он радостно записывает его в словарик, он знает, что оно ему пригодится.

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы, то это - внешняя мотивация. Внешняя мотивация слабее внутренней, ведь учащимся движет только то, что слово, которое он записал, на следующем уроке спросит учитель, а за правильный ответ поставит положительную оценку или похвалит.

Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны.

Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация, а для слабых студентов - внешняя мотивация.

                                                 










«Все другое в жизни становится реальным и

достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться,  

когда в учении - в том, что он

ходит  в  школу,  читает,  пишет,  познает,

он чувствует  радость  и  обретает человеческую

гордость».

В.А. Сухомлинский

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. 

Приемы моделирования ситуации успеха у учащихся:

  • «Неожиданная радость»

  • «Даю шанс»

  • «Общая радость»

  • «Следуй за нами»

  • «Эмоциональный всплеск»

  • «Эврика»

  • «Заражение»

Прием «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

Учитель воспитывает и наращивает знания у учащегося постепенно, разбирая, почему что-то у него не получилось и как этого избежать в будущем. Важно чтобы учащийся понял, что «неуспех - случаен, успех – закономерен».

Прием«Даю шанс»

        Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.


Прием «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

Прием “Следуй за нами”

Смысл  - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Прием “Эмоциональный всплеск”

Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

Прием “Заражение”

Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Прием “Эврика”

Суть  - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:

  • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

  • ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

  • ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.


 Технология  создания успеха состоит в  последовательности нескольких операций:

  • Снятие страха;

На этом этапе, важно создать спокойную атмосферу для учащихся, сказать, что ничего невыполнимого не будет, что мы все проходили.

  • Авансирование успешного результата;

Учащихся нужно правильно настроить, сказав, что они все смогут, что у них все получится, что они все знают.

  • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;

Когда преподаватель дает задание, оно должно быть ясным для обучающихся, и если мы видим недопонимание, нужно подсказать с чего начать, обратить внимание на частые ошибки, и тогда у учащихся будет возможность избежать этих ошибок и не стоять на месте.

  • Внесения мотива;

На занятии обязательно должен быть мотив, для чего учащиеся делают то или иное?

  • Мобилизации активности через педагогическое внушение;

Побуждает к выполнению конкретных действий.

  •  Положительная оценка деятельности;

Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха.

Таким образом, ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености.

     Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Действия педагога при обучении лексике в 6 классе для создания ситуации успеха выглядит так:

Тема урока: наш район

Цель урока: развивать монологические умения при описании своего района

После того, как все слова были разобраны, обучающимся было дано задание: нарисовать карту своего района. В ходе урока учащиеся выходили к доске и по карте рассказывали, что где находится.

Итак, учащийся встает перед классом, прикрепляет свой рисунок на доску.

  1. Снятие страха: не переживай, названия у тебя подписаны, и рассказ по похожей картинке мы делали.

  2. Авансирование успешного результата: у тебя все получится.

  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: давай начнем с того, что покажем на картинке твой дом и расскажем, между какими зданиями он находится.

  4. Внесения мотива: без твоего примера остальные побояться выходить к доске.

  5. Мобилизации активности через педагогическое внушение: хочется поскорее понять, где это находится.

  6.  Положительная оценка деятельности: Well done! Good job! You have a great picture and a good description. Глядя на твой пример, сейчас и остальные смогут рассказать про свой район.

Учащийся не боялся говорить на английском, не только потому, что имел подсказки, но и потому что учитель создал такую атмосферу, в которой он может начать уверенно говорить, ведь он знает, что сказать и с чего начать. Учащийся чувствует свою значимость, так как другие будут следовать его примеру. Так же учитель придает ему сил, уверяя его, что у него все получится и у него это получается, а положительная оценка и похвала закрепляет веру в свои силы и в следующий раз учащийся снова захочет выступить и сделает это успешно.

Разберем еще один урок в 7 классе.

Тема урока: чтение классики

Цель урока: развивать монологическое умение, опираясь на готовый текст, при описании картинок.

На доске написаны новые слова, к которым мы уже нашли перевод и отработали их. Задача учащихся, по картинкам рассказать историю, используя эти слова.

Mysterious

Explore

Raft

Discover

Noise

Earth

Adventure

1. Снятие страха: не переживай, новые слова перед глазами, остальное ты все знаешь.

  1. Авансирование успешного результата: у тебя точно получится хороший рассказ.

  2. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: Давай начнем с того, что представим название этого рассказа. Не забывай, что история написана в прошедшем времени.

  3. Внесения мотива: Если ты сможешь пересказывать по картинкам, ты сможешь научиться рассказывать свои истории иностранцам.

  4. Мобилизации активности через педагогическое внушение: нам не терпится услышать этот рассказ.

  5.  Положительная оценка деятельности: It was a really interesting story! Excellent!

   Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних проблем, поскольку позволяет им снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. При этом создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.

  Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит  ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе.

  Психологами замечено, что успешный ребенок в школе, выходит в жизнь уверенным в себе человеком, умеет планировать, решать жизненные ситуации, добиваться результатов. Он становится успешным в жизни.

Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но, чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать.

 Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

  • внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;

  • создаёт ощущение внутреннего благополучия;

  • происходит переоценка своих возможностей.

Как уже было отмечено в работе, мотивация к обучению – величина непостоянная, она нуждается в наполнении. Если учитель может видеть, что ученики теряют интерес к предмету, ему следует предпринять меры, чтобы он снова почувствовал радость от приобретения новых знаний. Создание ситуации успеха может стать лишь одной из составляющих работы учителя по планированию его урока, но может оказаться тем важным толчком для учащегося, «запускным механизмом» его мотивации к обучению в целом и к иностранным языкам в частности. Не исключено также, что-то состояние успеха, которое дети могут пережить на этих уроках, окажет влияние и на другие сферы их жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!