Название предмета | Алгебра |
Класс | 9 |
УМК (название учебника, автор, год издания) | Алгебра 9 класс Авт.: А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина -2010 |
Уровень обучения | базовый |
Тема урока | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. |
Общее количество часов, отведенное на изучение темы | 8 |
Место урока в системе уроков по теме | 7 урок по теме. Урок применения знаний и умений |
Цель урока | Научить учащихся решать задачи с помощью систем уравнений как математических моделей реальных ситуаций. |
Задачи урока | Общеобразовательные: обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем уравнений при решении задач; формировать умения переносить знания в новую ситуацию; обобщить и систематизировать знания и умения учащихся в решении задач с помощью систем уравнений различными методами. Развивающие: развитие аналитического мышления; познавательной активности мышления, умения работать с текстовой, графической информацией через использование задач моделирующих жизненные ситуации Воспитательные: воспитание самостоятельности, познавательной активности, создание условий для сотрудничества, самоконтроля, формирования самооценки |
Планируемые результаты | Учащийся должен знать: основные алгоритмические приемы применения систем уравнений при решении задач. Учащийся должен уметь: составлять систему уравнений к условию задачи; использовать таблицы при интерпретации задач на работу; исследовать построенную модель. |
Техническое обеспечение урока | интерактивная доска, мультимедиапроектор, презентация по теме урока |
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) | А.Г. Мордкович Алгебра . 9 класс.: В двух частях: Учеб. для общеобразовательных учреждений.-5-е изд. – М.: Мнемозина, 2013, http://interneturok.ru/algebra/9-klass/algebra-9-klass-a-g-mordkovich; http://problems.ru/; https://math-oge.sdamgia.ru/ |
Содержание урока
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на нашем уроке.
2.Проверка д/з.
Откроем рабочие тетради и начнём проверку домашнего задания №7.23 и №7.7.
(Фронтальная проверка). Сверяется решение со слайдом. (Слайд 2-3). Ответы на вопросы.
3.Мотивация урока.
Сегодня у нас важный и ответственный урок. Мы будем решать разные задачи. Запишите число в рабочих тетрадях. Сформулируем тему урока (Решение задач с помощью систем уравнений как математической модели реальных ситуаций).
Запишите тему в тетради.
Давайте поставим цели урока (у каждого свои цели), а мы их обобщим.
Цели урока: …
Девиз урока.(слайд 4)
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)
4.Актуализация опорных знаний. (слайд 5)
Устные задания:
1. Выразить «х» в следующих уравнениях через «у»:
а) ху=2; б) 3x + 3у =3; в) у – х = 6.
Составить уравнение с двумя неизвестными:
- сумма квадратов двух натуральных чисел равна 40; (Х2+У2=40)
- из пунктов А и В, удалённых друг от друга на 600км,
выехали одновременно два автомобиля и встретились
через 5 часов; (5Х+5У=600)
-периметр прямоугольника равен 20см; (2(Х+У)=20)
-одна сторона прямоугольника на 5см меньше другой; (Х-У=5)
-площадь прямоугольника равна 16; (Х*У=16)
-площадь прямоугольного треугольника равна 12; (1/2Х*У=12)
- диагональ прямоугольника 15см. (Х2+У2=225)
3. Составь словесную модель по математической модели (задача с числами)
4.Составь математическую модель по словесной:
Сумма катетов прямоугольного треугольника равна 17дм,
а его гипотенуза равна 13дм. Найди площадь треугольника.
5.Включение с систему знаний и повторения. Решение задач. (слайд 6-7)
Прежде чем приступить к решению задач, вспомним этапы решения.
Составление математической модели. 2.Работа с математической моделью. 3.Ответ на вопрос задачи.)
Фронтальная работа.
Итак задача №1.
Задача из рассказа А.П. Чехова “Репетитор” (слайд 8)
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого сукна, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб?
Решение: (слайд 9)
Iэтап. Пусть черного сукна приобрел купец – х м и синего сукна – у м. Так как синее сукно стоит 5 руб. за 1м, а черное – 3 руб. за 1м, то составим и решим систему уравнений: Метод сложения
Задача №2. (аналогично задаче №1) (Слайд10)
№ 7.42. Решение: Пусть х км/ч – скорость катера в стоячей воде, у км/ч – скорость течения. Метод введения новой переменной (слайд 11)
Задача 3. Вместе с учителем. (Слайд 12)РЕШУ ОГЭ (2 часть №22)
Смешали 10% и 25% растворы соли и получили 3 кг 20% раствора. Какое количество растворов было использовано?
Решение: Метод сложения (слайд 13)
6.Самостоятельная работа «Лови ошибку»
7. Домашнее задание.(Дифференцированное задание в конвертах)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку, оценка работы класса
Постановка вопросов:
1.Какую цель поставили?
2. Достигли ли вы этой цели?
3.Узнали ли вы что-нибудь нового?
4.Что запомнили?
«3»За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? | «3»За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? |
«3»За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? | «3»За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? |
«3» За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? | «3»За три тетради и пять карандашей заплачено 7 р., а за пять таких же тетрадей и восемь карандашей заплачено 11р. 50 к. Сколько стоила одна тетрадь и один карандаш? |
«4» 1.Сумма двух чисел равна 24. Найдите эти числа, если 35% одного из них равны 85% другого. 2. Сумма двух чисел равна 28, а их разность равна 16. Найдите эти числа | «4» 1.Сумма двух чисел равна 24. Найдите эти числа, если 35% одного из них равны 85% другого. 2. Сумма двух чисел равна 28, а их разность равна 16. Найдите эти числа |
«4» 1.Сумма двух чисел равна 24. Найдите эти числа, если 35% одного из них равны 85% другого. 2. Сумма двух чисел равна 28, а их разность равна 16. Найдите эти числа | «4» 1. Сумма двух чисел равна 24. Найдите эти числа, если 35% одного из них равны 85% другого. 2. Сумма двух чисел равна 28, а их разность равна 16. Найдите эти числа |
«5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? | «5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? |
«5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? | «5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? |
«5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? | «5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? |
«5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? | «5» 1.Длина диагонали прямоугольника равна 29 см, а его площадь 420 см2. Найдите периметр прямоугольника 2. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути.С какой скоростью шёл каждый пешеход? |