Урок теме
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Учитель математики Красикова Т.И.
МБОУ «Малокударинская СОШ»
Сегодня на уроке
- Повторить способы решения систем уравнений;
- Выполнить самостоятельную работу;
- Поработать устно;
- Вспомнить что такое математическая модель;
- Научиться составлять математические модели;
- Применять математические модели .
Два автомобиля выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 510 км. Определите по схеме, в каком направлении двигались автомобили и с какой скоростью изменялось расстояние между ними. Каким оно станет через 2 часа после начала движения? Произойдет ли их встреча? Через сколько времени? Какие ещё расчёты вы можете предложить в этом случае?
90км/ч
80км/ч
510км
Два автомобиля выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 510 км. Определите по схеме, в каком направлении двигались автомобили и с какой скоростью изменялось расстояние между ними. Каким оно станет через 2 часа после начала движения? Произойдет ли их встреча? Через сколько времени? Какие ещё расчёты вы можете предложить в этом случае?
80км/ч
90км/ч
510км
Два автомобиля выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 510 км. Определите по схеме, в каком направлении двигались автомобили и с какой скоростью изменялось расстояние между ними. Каким оно станет через 2 часа после начала движения? Произойдет их встреча? Через сколько времени? Какие ещё расчёты вы можете предложить в этом случае?
80км/ч
90км/ч
510км
Два автомобиля выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 510 км. Определите по схеме, в каком направлении двигались автомобили и с какой скоростью изменялось расстояние между ними. Каким оно станет через 2 часа после начала движения? Через сколько времени произойдет их встреча? Какие ещё расчёты вы можете предложить в этом случае ?
90км/ч
80км/ч
510км
Два автомобиля выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 510 км. Определите по схеме, в каком направлении двигались автомобили и с какой скоростью изменялось расстояние между ними. Каким оно станет через 2 часа после начала движения? Произойдет ли их встреча? Через сколько времени? Какие ещё расчёты вы можете предложить в этом случае?
х км/ч
у км/ч
510км
Что такое математическая модель?
Запись реальной ситуации на математическом языке называется математической моделью.
Приведите примеры математических моделей.
Виды математических моделей:
Графическая модель
Словесная модель.
Алгебраическая модель
(аналитическая модель)
Геометрическая модель.
« Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический»
И.Ньютон
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Решение задачи состоит из 3 этапов:
Первый этап. Составление математической модели
Второй этап. Работа с математической моделью
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Задача 1
Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км, и встретились через 4 часа. Определи скорость каждого автомобиля, если один двигался быстрее другого на 12 км/ч.
Прочитайте вопрос задачи !!!
Что нужно найти?
1этап. Составление математической модели
1. Обозначьте буквами х и у скорости I автомобиля и II автомобиля в км/ч.
а ) учитывая, что скорость одного автомобиля на 12 км/ч больше скорости другого составьте уравнение
б) путь I автомобиля за 4 часа и путь II автомобиля за 4 часа ;
в) учитывая, что они встретились и что расстояние между городами 600км составьте уравнение .
2. Выразите :
.
Геометрическая модель
х - у = 12
у км/ч
х км/ч
4 ч
4ч
A
B
4у
4х
600 км
4 х + 4 y = 600
скорость, км/ч
I автомобиль
х
время, ч
II автомобиль
путь, км
4
у
4х
4
4у
4х +4у = 600
х - у= 12
№ 3.46
Прочитайте вопрос задачи !!!
Что нужно найти?
1этап. Составление математической модели
1. Обозначьте буквами х и у скорости мотоциклиста и велосипедиста в км/ч.
а ) учитывая, что скорость велосипедиста на 18 км/ч меньше скорости мотоциклиста составьте уравнение
б) путь мотоциклиста за 2 часа и путь велосипедиста за 5 часов ;
в) сравните их пути ( составьте уравнение ).
2. Выразите :
.
Геометрическая модель
х - у = 18
х км/ч
у км/ч
5 ч
2 ч
A
B
5х = 2у
скорость, км/ч
велосипедист
х
время, ч
мотоциклист
путь, км
5
у
5х
2
2у
5х = 2у
у - х = 18
скорость, км/ч
велосипедист
х
время, ч
мотоциклист
путь, км
5
у
5х
2
2у
5х = 2у
у - х = 18
21,6 км/ч
21,6 км/ч
4,7 км/ч
По течению
Собственная скорость катера 21,6 км/ч, а скорость течения 4,7км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
Против течения
v по теч = v соб + v теч
v соб = v по теч – v теч
v теч = v по теч – v соб
v пр теч = v соб – v теч
v соб = v пр теч + v теч
v теч = v соб – v пр. теч
v соб = х (км/ч)
v соб
3 км/ч
v соб
3 км/ч
3
1
3
1
v, км/ч
t, ч
S , км
3(х-3)
х-3
3
=
Прот. теч.
(х+3)
2
2
х+3
По теч.
3 ч
2ч 20мин
22
52 км/ч
42 км/ч
480км
312км
Два автомобиля вышли в разное время навстречу друг
другу из двух городов, расстояние между которыми 480 км. Скорость первого автомобиля 52 км/ч, а скорость второго
42 км/ч. Пройдя 312 км, первый автомобиль встретился со
вторым.
На сколько часов первый автомобиль вышел раньше второго?
22