Автор:
Нефедова Галина Анатольевна - учитель математики
ГБОУ СОШ №1 “ОЦ” им.В.И.Фокина с.Большая Глушица
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными, как математические модели реальных ситуаций.
Повторить способы решения систем
1
2
Отработать навыки решения систем
3
Разработать алгоритм решения задач
Научиться составлять систему по условию задачи
4
www.themegallery.com
- Что называют решением системы?
- Является ли пара чисел (5;2) решением системы?
- Пара чисел (-3;-2)?
- Что значит решить систему уравнений?
- Сколько может иметь решений система
линейных уравнений?
Графический способ
( x ; y)
Способ подстановки
Способ алгебраического
сложения
www.themegallery.com
y= к₁ х + m₁
y = к ₂ х + m₂
у
х
При каких к и в система имеет:
- Единственное решение?
- Не имеет решений?
- Имеет бесконечно много решений?
Графический способ (алгоритм)
- Выразить у через х в каждом уравнении
- Выяснить сколько решений имеет система
- Построить в одной системе координат график каждого уравнения
- Определить координаты точки пересечения
- Записать ответ (х; у)
A(0;3)
D(3;3)
M(2;1)
Y=1
B(3;0)
X=2
C(0;-3)
Ответ: (2;1)
Способ подстановки ( алгоритм )
- Из какого-либо уравнения выразить одну переменную через другую
- Подставить полученное выражение для переменной в другое уравнение и решить его
- Сделать подстановку найденного значения переменной и вычислить значение второй переменной
- Записать ответ: ( х ; у )
Решение системы способом подстановки
Решим уравнение
Выразим у через х
Подставим
у=2х+4,
7х – (2х+4)=1;
у=2х+4,
7х - у=1;
у - 2х=4,
7х - у =1;
7х - 2х - 4 = 1;
у=6,
х=1.
у=2х+4,
х=1;
5х = 5;
Подставим
х=1 ;
Ответ: (1; 6)
- Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной
- Сложить почленно уравнения системы
- Решить новое уравнение и найти значение одной переменной
- Подставить значение найденной переменной в старое уравнение и найти значение другой переменной
- Записать ответ: ( х ; у ) .
7х+2у=1,
17х+6у=-9;
|·( -3)
-21х-6у=-3,
17х+6у=-9;
-----------------
-21х + 17х = -3 - 9
+
Ответ: (3; - 10)
- 4х = - 12,
х=3;
х=3,
7·3+2у=1;
х=3,
21+2у=1;
х=3,
2у=-20;
х=3,
у=-10.
Черный слайд используется когда учащиеся решают предложенный учителем материал, чтобы не выключать презентацию.
16
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома
Их хозяин поклажей большой нагрузил.
Долго-долго шли дорогой знакомой,
Из последних уже выбиваяся сил.
«Тяжело мне идти»,-лошадь громко стонала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало).
«Неужели скажи я похож на осла?
Может я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь:я мешок у тебя забираю
И мой груз стал в два раза чем твой, тяжелей
А вот если тебе мой мешок перебросить
Одинаковый груз наши спины б согнул».
Сколько ж было мешков у страдалицы- лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
я мешок у тебя забираю ,
И мой груз стал в два раза чем твой, тяжелей .
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул ».
Две неизвестные величины
Было
Поклажа, которую несла
лошадь
Стало, когда мул забрал мешок
Поклажа, которую нес мул
Стало, когда мул отдал мешок
х-1
х
х+1
у-1
у+1
у
Полученная система уравнений:
2(х-1)=у+1
х+1=у-1
1-е уравнение: 2(х-1)=у+1
2-е уравнение: х+1=у-1
- Ввести обозначения неизвестных и
составить систему уравнений;
- Решить систему уравнений;
- Возвратиться к условию задачи и
использованным обозначениям,
записать ответ.
1 Задача иранского ученого XVI века Бехаэддина
2. Задача Бхаскары
3. Задача Ал – Хорезми
4. Задача из книги «Математика в девяти книгах»
5. Задача из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»
www.themegallery.com