Система взаимодействия с семьёй
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах, деревнях в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям младшего школьного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми и работа с родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Если следовать определенным правилам поведения и учить ребенка с детских лет, этих опасностей можно избежать.
В своей работе с детьми я постаралась учесть все аспекты работы данной образовательной области, но сами понимаете, что без партнерского участия родителей все наши старания ничего не решают, поэтому планировала и работу с родителями.
Вопрос о взаимодействии школы с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с педагогами. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников. А родители, благодаря сотрудничеству с педагогами и участию в жизни школы, приобретут опыт общения, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов.
Только взаимодействие семьи и школы создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Необходимо:
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице.
Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.
Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации.
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни школьников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха.
Подчеркивать роль взрослого в формировании безопасного поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.
Знакомить родителей с формами работы учреждения образования по проблеме безопасности детей младшего школьного возраста.
Цель работы с родителями по формированию основ безопасности –
создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей младшего школьного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
- С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей младшего школьного возраста;
-Содействовать установлению между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;
-Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
-Активизация пропагандистской деятельности среди родителей по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
-Выработать систему образовательного процесса по формированию навыков безопасного поведения.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Подготовительный(ознакомительный)
Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и учреждения образования.
2. Просветительский
Планирование работы школы по взаимодействию с семьями.
3. Совместная деятельность с семьей
Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
-Анкетирование, тестирование, опрос;
-Тематические родительские собрания;
-Выставки рисунков;
-Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ГАИ;
-Выставки дидактических игр, пособий, поделок, художественной и методической литературы, совместные творческие работы детей и родителей на тему противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения.
Несомненно, эффективность работы по формированию основ безопасного поведения младших школьников обусловлена положительным примером поведения взрослых. Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.