СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальная безопасность Российской Федерации

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока . Национальная безопасность Российской Федерации

Класс 11,обществознание

Цель: – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

 

Россия — наша Родина. Это страна, где мы с вами родились, где жили наши предки и где, вероятнее всего, будут жить ваши дети. Любовь к Родине — это естественное чувство каждого нормального человека, гражданина этой страны. Любовь к Родине прежде всего воспитывается в каждом человеке как любовь к матери, любовь к родному дому, любовь к городу или населённому пункту, где протекают ранние годы жизни, как любовь к нашей стране, к её людям, культуре и обычаям. Всё это вызывает стремление внести свой вклад в то, чтобы страна наша стала прекраснее, а жизнь в ней — лучше.

В настоящее время Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Россия — одна из богатейших стран мира, в которой есть важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население и передовые технологии. В стране имеются крупные залежи полезных ископаемых, необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем.

Россия — многонациональное государство с федеративной формой управления территориями, регионами и республиками, которые обладают хозяйственной и экономической самостоятельностью, являются субъектами государственного и международного права и на добровольной основе входят в состав единого государства — Российской Федерации.

Национальные интересы России отражают Конституция Российской Федерации и федеральные законы(«О безопасности»,2010г,»О стратегическом планировании РФ»,2014г) в которых определены основы государственного строя России, внутренняя и внешняя политика государства по обеспечению суверенитета и целостности страны, росту благосостояния граждан, социально-экономическому и культурному развитию общества.

Президент Российской Федерации — глава государства, является гарантом соблюдения конституционных прав и свобод граждан России. Президент Российской Федерации в качестве Верховного главнокомандующего отвечает за национальную безопасность страны и в ежегодном отчёте перед гражданами страны отражает уровень защищённости государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели, текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и общественными организациями, действующими на основе Конституции Российской Федерации и других законов России.

Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах:

• интересы личности — это обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, качества жизни и разностороннего развития человека;

• интересы общества — это укрепление демократии, правового, социального государства, гражданского мира, достижение высокого уровня жизни народа, предотвращение чрезвычайных ситуаций и так далее;

• интересы государства в международной сфере — это сохранение конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической, социальной стабильности, правопорядка, взаимовыгодного международного сотрудничества;

• интересы государства во внутриполитической сфере — это конституционный строй государства, гражданский мир и национальное согласие, территориальная целостность, правопорядок и демократия, отсутствие экстремизма, этносепаратизма, социальных конфликтов;

• интересы общества в духовной сфере — это укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

• интересы общества и государства в информационной сфере — это соблюдение конституционных прав, свобод граждан в получении информации, развитие телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

• интересы России в военной сфере — это защита государства и общества от военной агрессии против России и её союзников, обеспечение мира;

• а интересы России в экологической сфере — это сохранение и оздоровление окружающей среды.

Таким образом, национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Согласно этому документу, национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет и независимость, государственная и территориальная целостность, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Основными источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации являются:

• террористическая деятельность международных террористических и экстремистских организаций на территории России;

• экстремистская, дестабилизационная противоправная деятельность националистических, религиозных, политических организаций, направленная на нарушение государственного и общественного порядка, насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации (противозаконные забастовки, стачки, митинги и прочее);

• разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Российской Федерации;

• незаконная деятельность преступных организаций, связанных с криминальными формами ведения финансовой и экономической деятельности, с продажей наркотических, психотропных средств и всех видов вооружений;

• приграничные конфликты, создание напряжённости вблизи государственной границы;

• информационная война антиправительственных организаций, отдельных политических режимов по внедрению опасной дезинформации в информационное пространство Российской Федерации через СМИ, Интернет, печатную и видеопродукцию;

• доставка на территорию Российской Федерации средств террора, подготовка его организаторов и так далее.

Центральным органом, обеспечивающим деятельность по поддержанию и укреплению национальной безопасности, является Совет Безопасности (СБ) РФ. Цель его деятельности — выявить, оценить и предупредить любые угрозы национальной безопасности России.

Совет формируется президентом Российской Федерации, который является и его председателем (в 2021 году это был Владимир Владимирович Путин).

С 16 января 2020 года также была учреждена новая должность — заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации. Оперативным управлением на этой должности занимается Дмитрий Медведев. Постоянными членами Совета являются председатель правительства, министр иностранных дел, директор Федеральной службы безопасности РФ и министр обороны. Среди членов Совета — полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах; министры, а также генеральный прокурор страны.

М.В.Мишустин,В.И.Матвиенко,В.В.володин,С.К.Шойгу,С.В.Лавров,А.В.Бортников,А.Э.Вайно,Н.П.Патрушев,В.А.Колокольцев,С.Е.Нарышкин,С.Б.Иванов.

Совет безопасности при Президенте Российской Федерации осуществляет координацию и общее руководство системным комплексом сил и средств обеспечения национальной безопасности государства на международной арене и внутри страны. Оперативное управление системой мер по обеспечению национальной безопасности осуществляют Вооружённые Силы Российской Федерации, службы разведки и контрразведки, правоохранительные и медицинские органы, которые находятся в постоянной готовности. Эта система определяет общие подходы и важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности страны в многополярном мире.

Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности. Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической - как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости.

Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций защиты: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Исходя из особенностей различных сфер жизнедеятельности общества, возникающих в них угрозах в структуре национальной безопасности, можно выделить следующие ее виды: политическая безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, военная безопасность.

Классификацию видов национальной безопасности можно провести и с позиций наличествующих в государстве различных ресурсов и ценностей. К ним можно отнести: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, население страны, информацию. Этим ресурсам и ценностям соответствуют и виды безопасности: политическая безопасность, экономическая безопасность, духовная безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность. Политическая безопасность призвана реализовывать общенациональные интересы и осуществлять деятельность, направленную на достижение общественного благосостояния.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Снижение экономической безопасности непосредственно сказывается на уровне и качестве жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных конфликтов, создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органической части цивилизованной общности.

Социальная безопасность - это совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации общества, особенностями ее функционирования, но и политической, правовой, экологической ситуацией, наличием материальных и интеллектуальных ресурсов гражданского общества и государства.

Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

Таким образом, национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

Основное внимание уделяется следующим составляющим национальной безопасности Российской Федерации:

- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

- пограничной безопасности;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности и охране здоровья населения.

В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения экономической безопасности выходит на первый план.

В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:

- способность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях;

- уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- структура внешней торговли;

- научный потенциал;

- сохранение единого экономического пространства;

- криминализация экономики;

- инвестиции в производство;

- доля импорта в потреблении населения;

- объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства. Борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

- притязания на территорию Российской Федерации.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.

В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности, которая явилась результатом процесса, начатого Законом «О безопасности» и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования отношений безопасности.

Особое место в осуществлении контроля в области обеспечения национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту РФ. Президент РФ уполномочен руководить системой обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Очень значима и неоспорима роль Президента в обеспечении национальной безопасности. Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России. Президент санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного главнокомандующего на ведение военных действий. Являясь гарантом государственной целостности, Президент обязан добиваться того, чтобы конституции и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение определенных целей, в числе которых немаловажным является обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного

В настоящее время наша страна старается проводить оптимальную внешнюю политику, укрепляя стратегический и тактический военный потенциал. Россия всячески демонстрирует свое стремление стать одной из главных сил, стабилизирующих международную обстановку. На сегодняшний день нашей страной установлены взаимовыгодные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, европейскими странами, США. Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами. Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в мировой политике, мир не становится более безопасным. В связи с этим представляется действительно необходимым проводить активную внешнюю политику, направленную на решение проблем международной безопасности, и продолжить усилия по укреплению обороноспособности страны. Наше государство должно иметь все необходимые силы и средства, в том числе и для вооруженной защиты своих интересов.

 Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации

Последняя редакция стратегии национальной безопасности была принята указом Президента РФ в 2021 году.

Национальная безопасность страны определена в ней как состояние защищённости интересов страны от внутренних и внешних угроз. При этом должен обеспечиваться государственный суверенитет, а также необходимо максимально реализовывать права граждан. Главной целью ставится поддержание определённого положения государства, которое позволяло бы обеспечить безопасность и благоприятные условия для развития государства и общества.

П еречислим приоритетные направления стратегии.

Рис. 1. Основные направления стратегии национальной безопасности

В указе отмечается, что достижение поставленных целей возможно при взаимодействии государственных органов и институтов гражданского общества при посредничестве Президента РФ.

Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму

Экстремизм — проявление крайних форм и методов в политике, в том числе использование насильственных способов достижения цели.

Причинами экстремистской деятельности могут быть:

  • религиозные и национальные противоречия;

  • несовершенство законов;

  • низкая правовая культура;

  • неприятие гуманистических ценностей;

  • социально-экономическое неравенство;

  • маргинализация общества;

  • утрата нравственных ценностей.

 

Различают политическийсоциальныйрелигиозныйэтнический экстремизм.

Формами проявления экстремизма являются:

  • захват власти;

  • терроризм;

  • призыв к насилию и свержению власти;

  • вандализм;

  • массовые беспорядки;

  • пропаганда нацизма;

  • разжигание национальной, религиозной и социальной розни и т. д.

 

Экстремизм таит в себе угрозу для государства, общества, граждан. В Российской Федерации существует ряд законов, которые способствуют пресечению проявлений экстремизма, и выработана стратегия, утверждённая указом Президента РФ в 2020 году.

Выделим основные направления развития государства в области противодействия экстремизму:

  • создание системы мониторинга проявлений экстремизма;

  • совершенствование законодательной базы;

  • объединение усилий для противодействия экстремизму;

  • профилактическая деятельность по предупреждению вовлечения людей в экстремистские организации.

В такой огромной многонациональной стране, как Россия, проблема консолидации общества стоит особенно остро. Поэтому антиэкстремистская политика будет эффективной только в рамках взаимодействия институтов власти и гражданского общества.

Контрольные вопросы

1. Понятие национальной безопасности.

2. Классификация НБ.

3. Составляющие национальной безопасности Российской Федерации.

4. Показатели экономической безопасности.

5. Угрозы национальной безопасности.

6. Основные угрозы в международной сфере.

7. Роль президента РФ в национальной безопасности РФ 

Многополярный мир — это образная характеристика современного мира, отражающая распределение военно-политического и социально-экономического баланса сил в мировой политике, где несколько сильных государств («полюсов») оспаривают первенство в решении международных вопросов.

После Второй мировой войны страны — союзники и победители (Россия, Англия и Америка) на долгие десятилетия определили баланс сил в мировой политике. Идеологические и политические разногласия привели к конфронтации, организации двух военных союзов — блока социалистических стран Варшавского договора и блока капиталистических стран НАТО. То есть сложился двуполярный мир, в котором две сверхдержавы боролись за первенство и власть в решении мировых вопросов — это Соединённые Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик.

Значительные ресурсы экономик СССР и США были направлены на усиление национальной обороны государства, на оснащение армий новыми видами вооружений, ракетными комплексами, которые могли поразить оборону противника в течение нескольких минут. История прошлого века свидетельствует о моментах, когда мир стоял на пороге Третьей мировой войны — ядерной, последствия которой были бы губительны для всего населения планеты.

В советское время Стратегия национальной безопасности предусматривала наращивание военного потенциала страны для защиты от внешнего врага и сохранения национальной безопасности государства СССР. История свидетельствует о ключевой роли внутренней стабильности в обществе — социальной безопасности. Состояние социально-экономической системы государства в целом и общественной безопасности (социальной безопасности) является основой национальной безопасности. Социальная безопасность подразумевает выполнение социальными институтами своих функций для удовлетворения потребностей, интересов и реализации целей населения.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет ключевые направления её обеспечения: повышение мощи национальной обороны, рост экономики и качества жизни, социального благополучия граждан.

Оборона — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите государства. Основные направления обороны: оценка и прогноз военной угрозы; разработка военной доктрины (концепции о военной политике Российской Федерации) и мер поддержания боеготовности Вооружённых Сил России; планирование и организация мероприятий по гражданской обороне, оборонной промышленности и деятельности предприятий военно-промышленного комплекса; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности государств и совместной обороны.

 Повышение мощи национальной обороны определяет меры модернизации технического вооружения всех родов Вооружённых Сил Российской Федерации, повышение профессионализма военнослужащих и качества взаимодействия подразделений Вооружённых Сил со структурами государственной власти, структурами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в совместном выполнении мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и при выполнении международных миссий.

Современная жизнь привела к пониманию того, что устойчивое развитие страны, обеспечение развития её экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав может быть достигнуто, в том числе путём профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Просмотр содержимого документа
«Национальная безопасность Российской Федерации»




Конспект урока . Национальная безопасность Российской Федерации

Класс 11,обществознание

Цель: – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

Россия — наша Родина. Это страна, где мы с вами родились, где жили наши предки и где, вероятнее всего, будут жить ваши дети. Любовь к Родине — это естественное чувство каждого нормального человека, гражданина этой страны. Любовь к Родине прежде всего воспитывается в каждом человеке как любовь к матери, любовь к родному дому, любовь к городу или населённому пункту, где протекают ранние годы жизни, как любовь к нашей стране, к её людям, культуре и обычаям. Всё это вызывает стремление внести свой вклад в то, чтобы страна наша стала прекраснее, а жизнь в ней — лучше.

В настоящее время Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Россия — одна из богатейших стран мира, в которой есть важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население и передовые технологии. В стране имеются крупные залежи полезных ископаемых, необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем.

Россия — многонациональное государство с федеративной формой управления территориями, регионами и республиками, которые обладают хозяйственной и экономической самостоятельностью, являются субъектами государственного и международного права и на добровольной основе входят в состав единого государства — Российской Федерации.

Национальные интересы России отражают Конституция Российской Федерации и федеральные законы(«О безопасности»,2010г,»О стратегическом планировании РФ»,2014г) в которых определены основы государственного строя России, внутренняя и внешняя политика государства по обеспечению суверенитета и целостности страны, росту благосостояния граждан, социально-экономическому и культурному развитию общества.

Президент Российской Федерации — глава государства, является гарантом соблюдения конституционных прав и свобод граждан России. Президент Российской Федерации в качестве Верховного главнокомандующего отвечает за национальную безопасность страны и в ежегодном отчёте перед гражданами страны отражает уровень защищённости государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели, текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и общественными организациями, действующими на основе Конституции Российской Федерации и других законов России.

Национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах:

• интересы личности — это обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, качества жизни и разностороннего развития человека;

• интересы общества — это укрепление демократии, правового, социального государства, гражданского мира, достижение высокого уровня жизни народа, предотвращение чрезвычайных ситуаций и так далее;

• интересы государства в международной сфере — это сохранение конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической, социальной стабильности, правопорядка, взаимовыгодного международного сотрудничества;

• интересы государства во внутриполитической сфере — это конституционный строй государства, гражданский мир и национальное согласие, территориальная целостность, правопорядок и демократия, отсутствие экстремизма, этносепаратизма, социальных конфликтов;

• интересы общества в духовной сфере — это укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

• интересы общества и государства в информационной сфере — это соблюдение конституционных прав, свобод граждан в получении информации, развитие телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

• интересы России в военной сфере — это защита государства и общества от военной агрессии против России и её союзников, обеспечение мира;

• а интересы России в экологической сфере — это сохранение и оздоровление окружающей среды.

Таким образом, национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Согласно этому документу, национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет и независимость, государственная и территориальная целостность, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Основными источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации являются:

• террористическая деятельность международных террористических и экстремистских организаций на территории России;

• экстремистская, дестабилизационная противоправная деятельность националистических, религиозных, политических организаций, направленная на нарушение государственного и общественного порядка, насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации (противозаконные забастовки, стачки, митинги и прочее);

• разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Российской Федерации;

• незаконная деятельность преступных организаций, связанных с криминальными формами ведения финансовой и экономической деятельности, с продажей наркотических, психотропных средств и всех видов вооружений;

• приграничные конфликты, создание напряжённости вблизи государственной границы;

• информационная война антиправительственных организаций, отдельных политических режимов по внедрению опасной дезинформации в информационное пространство Российской Федерации через СМИ, Интернет, печатную и видеопродукцию;

• доставка на территорию Российской Федерации средств террора, подготовка его организаторов и так далее.

Центральным органом, обеспечивающим деятельность по поддержанию и укреплению национальной безопасности, является Совет Безопасности (СБ) РФ. Цель его деятельности — выявить, оценить и предупредить любые угрозы национальной безопасности России.

Совет формируется президентом Российской Федерации, который является и его председателем (в 2021 году это был Владимир Владимирович Путин).

С 16 января 2020 года также была учреждена новая должность — заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации. Оперативным управлением на этой должности занимается Дмитрий Медведев. Постоянными членами Совета являются председатель правительства, министр иностранных дел, директор Федеральной службы безопасности РФ и министр обороны. Среди членов Совета — полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах; министры, а также генеральный прокурор страны.

М.В.Мишустин,В.И.Матвиенко,В.В.володин,С.К.Шойгу,С.В.Лавров,А.В.Бортников,А.Э.Вайно,Н.П.Патрушев,В.А.Колокольцев,С.Е.Нарышкин,С.Б.Иванов.

Совет безопасности при Президенте Российской Федерации осуществляет координацию и общее руководство системным комплексом сил и средств обеспечения национальной безопасности государства на международной арене и внутри страны. Оперативное управление системой мер по обеспечению национальной безопасности осуществляют Вооружённые Силы Российской Федерации, службы разведки и контрразведки, правоохранительные и медицинские органы, которые находятся в постоянной готовности. Эта система определяет общие подходы и важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности страны в многополярном мире.

Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности. Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической - как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости.

Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций защиты: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Исходя из особенностей различных сфер жизнедеятельности общества, возникающих в них угрозах в структуре национальной безопасности, можно выделить следующие ее виды: политическая безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, военная безопасность.

Классификацию видов национальной безопасности можно провести и с позиций наличествующих в государстве различных ресурсов и ценностей. К ним можно отнести: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, население страны, информацию. Этим ресурсам и ценностям соответствуют и виды безопасности: политическая безопасность, экономическая безопасность, духовная безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность. Политическая безопасность призвана реализовывать общенациональные интересы и осуществлять деятельность, направленную на достижение общественного благосостояния.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Снижение экономической безопасности непосредственно сказывается на уровне и качестве жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных конфликтов, создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органической части цивилизованной общности.

Социальная безопасность - это совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации общества, особенностями ее функционирования, но и политической, правовой, экологической ситуацией, наличием материальных и интеллектуальных ресурсов гражданского общества и государства.

Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

Таким образом, национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

Основное внимание уделяется следующим составляющим национальной безопасности Российской Федерации:

- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

- пограничной безопасности;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности и охране здоровья населения.

В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения экономической безопасности выходит на первый план.

В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:

- способность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях;

- уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- структура внешней торговли;

- научный потенциал;

- сохранение единого экономического пространства;

- криминализация экономики;

- инвестиции в производство;

- доля импорта в потреблении населения;

- объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства. Борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

- притязания на территорию Российской Федерации.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.

В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности, которая явилась результатом процесса, начатого Законом «О безопасности» и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования отношений безопасности.

Особое место в осуществлении контроля в области обеспечения национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту РФ. Президент РФ уполномочен руководить системой обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Очень значима и неоспорима роль Президента в обеспечении национальной безопасности. Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России. Президент санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного главнокомандующего на ведение военных действий. Являясь гарантом государственной целостности, Президент обязан добиваться того, чтобы конституции и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение определенных целей, в числе которых немаловажным является обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного

В настоящее время наша страна старается проводить оптимальную внешнюю политику, укрепляя стратегический и тактический военный потенциал. Россия всячески демонстрирует свое стремление стать одной из главных сил, стабилизирующих международную обстановку. На сегодняшний день нашей страной установлены взаимовыгодные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, европейскими странами, США. Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами. Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в мировой политике, мир не становится более безопасным. В связи с этим представляется действительно необходимым проводить активную внешнюю политику, направленную на решение проблем международной безопасности, и продолжить усилия по укреплению обороноспособности страны. Наше государство должно иметь все необходимые силы и средства, в том числе и для вооруженной защиты своих интересов.

 Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации

Последняя редакция стратегии национальной безопасности была принята указом Президента РФ в 2021 году.

Национальная безопасность страны определена в ней как состояние защищённости интересов страны от внутренних и внешних угроз. При этом должен обеспечиваться государственный суверенитет, а также необходимо максимально реализовывать права граждан. Главной целью ставится поддержание определённого положения государства, которое позволяло бы обеспечить безопасность и благоприятные условия для развития государства и общества.

П  еречислим приоритетные направления стратегии.

Рис. 1. Основные направления стратегии национальной безопасности

В указе отмечается, что достижение поставленных целей возможно при взаимодействии государственных органов и институтов гражданского общества при посредничестве Президента РФ.

Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму

Экстремизм — проявление крайних форм и методов в политике, в том числе использование насильственных способов достижения цели.

Причинами экстремистской деятельности могут быть:

  • религиозные и национальные противоречия;

  • несовершенство законов;

  • низкая правовая культура;

  • неприятие гуманистических ценностей;

  • социально-экономическое неравенство;

  • маргинализация общества;

  • утрата нравственных ценностей.



Различают политическийсоциальныйрелигиозныйэтнический экстремизм.

Формами проявления экстремизма являются:

  • захват власти;

  • терроризм;

  • призыв к насилию и свержению власти;

  • вандализм;

  • массовые беспорядки;

  • пропаганда нацизма;

  • разжигание национальной, религиозной и социальной розни и т. д.



Экстремизм таит в себе угрозу для государства, общества, граждан. В Российской Федерации существует ряд законов, которые способствуют пресечению проявлений экстремизма, и выработана стратегия, утверждённая указом Президента РФ в 2020 году.

Выделим основные направления развития государства в области противодействия экстремизму:

  • создание системы мониторинга проявлений экстремизма;

  • совершенствование законодательной базы;

  • объединение усилий для противодействия экстремизму;

  • профилактическая деятельность по предупреждению вовлечения людей в экстремистские организации.

В такой огромной многонациональной стране, как Россия, проблема консолидации общества стоит особенно остро. Поэтому антиэкстремистская политика будет эффективной только в рамках взаимодействия институтов власти и гражданского общества.

Контрольные вопросы

1. Понятие национальной безопасности.

2. Классификация НБ.

3. Составляющие национальной безопасности Российской Федерации.

4. Показатели экономической безопасности.

5. Угрозы национальной безопасности.

6. Основные угрозы в международной сфере.

7. Роль президента РФ в национальной безопасности РФ 

Многополярный мир — это образная характеристика современного мира, отражающая распределение военно-политического и социально-экономического баланса сил в мировой политике, где несколько сильных государств («полюсов») оспаривают первенство в решении международных вопросов.

После Второй мировой войны страны — союзники и победители (Россия, Англия и Америка) на долгие десятилетия определили баланс сил в мировой политике. Идеологические и политические разногласия привели к конфронтации, организации двух военных союзов — блока социалистических стран Варшавского договора и блока капиталистических стран НАТО. То есть сложился двуполярный мир, в котором две сверхдержавы боролись за первенство и власть в решении мировых вопросов — это Соединённые Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик.

Значительные ресурсы экономик СССР и США были направлены на усиление национальной обороны государства, на оснащение армий новыми видами вооружений, ракетными комплексами, которые могли поразить оборону противника в течение нескольких минут. История прошлого века свидетельствует о моментах, когда мир стоял на пороге Третьей мировой войны — ядерной, последствия которой были бы губительны для всего населения планеты.

В советское время Стратегия национальной безопасности предусматривала наращивание военного потенциала страны для защиты от внешнего врага и сохранения национальной безопасности государства СССР. История свидетельствует о ключевой роли внутренней стабильности в обществе — социальной безопасности. Состояние социально-экономической системы государства в целом и общественной безопасности (социальной безопасности) является основой национальной безопасности. Социальная безопасность подразумевает выполнение социальными институтами своих функций для удовлетворения потребностей, интересов и реализации целей населения.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет ключевые направления её обеспечения: повышение мощи национальной обороны, рост экономики и качества жизни, социального благополучия граждан.

Оборона — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите государства. Основные направления обороны: оценка и прогноз военной угрозы; разработка военной доктрины (концепции о военной политике Российской Федерации) и мер поддержания боеготовности Вооружённых Сил России; планирование и организация мероприятий по гражданской обороне, оборонной промышленности и деятельности предприятий военно-промышленного комплекса; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности государств и совместной обороны.

 Повышение мощи национальной обороны определяет меры модернизации технического вооружения всех родов Вооружённых Сил Российской Федерации, повышение профессионализма военнослужащих и качества взаимодействия подразделений Вооружённых Сил со структурами государственной власти, структурами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в совместном выполнении мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и при выполнении международных миссий.

Современная жизнь привела к пониманию того, что устойчивое развитие страны, обеспечение развития её экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав может быть достигнуто, в том числе путём профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!