ПЛАН-КОНСПЕКТ
(В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТПАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ НЕОНАЦИЗМА)
Тема: «Общественная безопасность, как часть национальной безопасности Российской Федерации»
Время: 2 часа.
Вопросы:
Задачи системы национальной безопасности.
Структура системы национальной безопасности.
Функционирование системы национальной безопасности России.
Обеспечение национальной безопасности.
Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности.
Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.
1. Задачи системы национальной безопасности.
Задачами системы национально-государственной безопасности являются:
- разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;
- формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;
- восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Структура системы национальной безопасности.
Структуру названной выше системы составляют:
- органы и силы безопасности;
- государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
- отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
Органы и силы национально-государственной безопасности.
К органам национальной безопасности относятся:
а) органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
б) органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
в) органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
г) органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;
д) органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
е) органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
К силам национальной безопасности РФ относятся:
- внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
- внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.
3. Функционирование системы национальной безопасности России.
Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:
1 - мирного времени;
2 - повышенной готовности;
3 - чрезвычайного положения;
4 - военного времени.
Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения. В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.
Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.
4. Обеспечение национальной безопасности.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.
Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.
Главная цель обеспечения национальной безопасности России – создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.
Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:
1- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2 - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3 - обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации безопасности ее пограничного пространства;
4 - обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
5 - укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
6 - обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации
Всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
7 - подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его
доставки;
8 - принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств,
Направленной против Российской Федерации;
9 - выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
10 - усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
11 - укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
12 - привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками СНГ;
13 - содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
14 - достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
15 - выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения.
Таким образом, сущность системы национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.