СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема организации мероприятИЯ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

   В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

    В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

   Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

   Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

   Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.

   Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

   Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

   За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).

 

Приложение 1

Модель учебного занятия в учреждении

дополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность

и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

которые активизируют познавательную

деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного

(письменного) опроса, а также заданий

различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин

некачественной работы, результативности работы,

содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном

результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного

задания в системе последующих занятий

 

   Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Классификация учебных занятий

   Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура».

 Приложение 2

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие и изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Орг. момент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Орг. момент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в

стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов

деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений)

в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме,

разделу, так и

по проблеме. Самое главное в методике

обобщения

– включение части в целое. Необходима

тщательная подготовка воспитанников

(сообщение заранее проблемы,

вопросов, обеспечение на занятии

дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

  • Сбор детей;

  • Подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

  • Подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • Изложение исторических данных по теме занятия;

  • Устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

  • Объяснение специальных терминов по теме занятия;

  • Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

  • Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • Использование наглядного и раздаточного материала;

  • Использование технических средств обучения;

  • Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);

  • Использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Условия достижения эффективности занятия:

- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- Наличие благоприятной психологической атмосферы;

- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- Полное методическое обеспечение  и материально-техническое оснащение занятия.

   Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Примерная модель занятия в дополнительном образовании детей

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

  • определяются тип и структура занятия;

  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Памятка по конструированию задач учебного занятия

Обучающие задачи

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

 

 

Любовь к малой Родине:

к родному дому, школе, семье, двору, центру

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета;

доброжелательность;

дружелюбие;

готовность сотрудничать;

вежливость

Умение заботиться:

  • доброту;

  • искренность;

  • чуткость;

  • общительность;

  • стремление помочь;

  • отзывчивость

Положительную самооценку

Младший

школьный возраст

Формировать

Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;

  • бережливость;

  • трудолюбие;

  • сдержанность;

  • основы самоконтроля;

  • скромность;

  • самостоятельность;

  • умение доводить начатое дело до конца;

  • настойчивость;

  • выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;

  • гигиенические знания и умения;

  • оптимизм;

  • доброжелательное отношение к труду;

  • культура труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;

  • стремление помогать;

  • патриотизм;

  • активную жизненную позицию;

  • критичность;

  • оптимизм;

  • общественную активность;

  • чувство долга;

  • предприимчивость

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

умение аргументировать свою позицию;

положительную самооценку;

самокритичность;

оптимизм;

уверенность в себе;

лидерские качества;

умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;

  • самоконтроль;

  • рассудительность;

  • тактичность;

  • терпимость;

  • самостоятельность;

  • умение адаптироваться к новым условиям;

  • умение прогнозировать собственную де6ятельность;

  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие интересов;

  • осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;

  • общественную активность;

  • интерес к культуре и истории России;

  • стремление принести пользу обществу;

  • понимание личного и общественного значения труда;

  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);

  • потребность к самопознанию;

  • умение ставить цели и реализовать их;

  • осознание значимости результата

 

 

Потребность в общении в контексте культуры:

  • умение идти на компромисс;

  • тактичность;

  • терпимость;

  • толерантность;

  • умение доказать свою точку зрения;

  • умение выходить из конфликтных ситуаций;

  • знание этики семейных отношений;

  • умение организовать культурный досуг

Способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой);

  • самовоспитанию;

  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • формированию профессионально важных качеств личности;

  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

Возраст

воспитан-

ников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший школьный

возраст

  • развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес);

  • развивать эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

  • развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;

  • развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

  • развивать эстетические чувства

Подростки

  • развивать самопознание;

  • развивать интерес к познавательной деятельности;

  • развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

  • развивать творческие способности;

  • формировать способы социального взаимодействия;

  • развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

  • развивать познавательные и профессиональные интересы;

  • развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;

  • формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);

  • развивать самопознание;

  • развивать творческие способности

 

Как анализировать свое собственное занятие

Мастерство педагога во многом определяется умением анализировать собственную деятельность. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок, то каждому необходимо владеть мастерством его анализа.

Прежде, чем идти на занятие, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как запланирована мотивация мыслительной деятельности           обучающихся? Каким путем планируется изложение нового материала?

2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность обучающихся?

3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета? Какова связь теоретического материала с самостоятельными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?

4. Какие дидактические материалы подготовлены к занятию? Роль и место наглядных пособий на всех этапах занятия.

Самоанализ будет конструктивным и качественным, если педагог ответит на вопросы памятки.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1)       Организационную сторону занятия. Присутствующий устанав­ливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подго­товлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

2)   Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объ­яснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привле­каются ли дополнительный материал, последние достижения нау­ки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень  самостоятельности, культура речи;

3)       Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содер­жание материала в воспитательных целях, какова система требова­ний педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4)       Методическую сторону занятия:

а)  руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени ухо­дит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их само­стоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из со­временных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обуче­ния, как организована практическая работа;

г)  способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5)  Особенности поведения педагога на занятии. Не мень­ший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одеж­да, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

Формы анализа и самоанализа занятия

     1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

    2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

    3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

    4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

    5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

    6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

    7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

    8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

    9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

    10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и д

Просмотр содержимого документа
«Схема организации мероприятИЯ»

Схема организации мероприятия. Определить масштаб, форму, место, ресурсное обеспечение планируемого мероприятия, посвященному «Дню защиты детей». Проведение опроса для родителей. Опрос. Родители принимают участие в опросе.

Диагностика досуговых интересов. Выявить досуговые интересы учащихся и их родителей перед планированием мероприятия «День защиты детей». Подбор диагностики для родителей. Анкетирование. Отвечают на вопросы анкеты.

Планирование и подготовка (План подготовки). Распределить обязанности родителей по подготовке к мероприятию «День защиты детей». Помощь родителям в распределении обязанностей. Разработка плана подготовки. Тематическое родительское собрание. Родители принимают активное участие в обсуждении. Распределяют задачи.

Планирование и подготовка (Разработка сценария). Организовать процесс создания сценария, посвященному «Дню защиты детей» совместно с родителями учащихся. Определение темы и идеи, жанра, сценарно-режиссерского хода планируемого сценария. Творческая мастерская. Родители принимают участие в мастер-классе на тему «От идеи до сценария»

Планирование и подготовка (Индивидуальная подготовка). Формировать представление о целях и задачах индивидуальной подготовки для создания фотозоны родителем в ходе подготовки к мероприятию «День защиты детей». Познакомить родителя с планом выполнения данной задачи. Обсудить идеи реализации. Проконсультировать по оставшимся вопросам. Консультация. Родитель знакомится с этапами создания фотозоны. Высказывает свои идеи. Задает педагогу вопросы

Планирование и подготовка (Репетиционная деятельность). Формировать навыки создания фигур из шаров для моделирования у родителей в ходе подготовки к мероприятию «День защиты детей». Познакомить родителей с техникой накачивания и завязывания шара. Выбрать совместно с родителями ряд фигур, которые будут создаваться на празднике. Показать и научить родителей создавать фигуры самостоятельно. Творческая мастерская. Принимают участие в мастер-классе «Воздушная история», осваивают навык создания фигур из шаров для моделирования, знакомятся с техникой создания

Планирование и подготовка (Репетиционная деятельность). Формировать навыки работы на сценической площадке у родителей учащихся в ходе подготовки к мероприятию «День защиты детей». Помощь родителям с освоением игровых блоков. Персональный разбор и репетиция. Творческая мастерская. Родители осваивают текст и игровые мизансцены






Скачать

© 2023 241 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!