СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северный морской путь.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северный морской путь, северный морской коридор — кратчайший морской путь между европейской частью россии и дальним востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Просмотр содержимого документа
«Северный морской путь.»

Северный морской путь

Северный морской путь

Введение Се́верный морско́й путь ,  Се́верный морско́й коридо́р  — кратчайший морской путь между  Европейской частью России  и  Дальним Востоком ; законодательством РФ определен как «истори­чески сложившаяся национальная единая  транспортная  коммуникация  России  в  Арктике ». Проходит по морям  Северного Ледовитого океана  ( Карское ,  Лаптевых ,  Восточно-Сибирское ,  Чукотское ) и частично  Тихого океана  ( Берингово ). Административно Северный морской путь (СМП) ограничен западными входами в  новоземельские  проливы и меридианом, проходящим на север от  мы­са Желания , и на востоке в Беринговом проливе  параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. [1]  Длина Северного морского пути от  Карских Ворот  до  бухты Провидения  — около5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше23 тыс. км).

Введение

  • Се́верный морско́й путьСе́верный морско́й коридо́р  — кратчайший морской путь между  Европейской частью России  и  Дальним Востоком ; законодательством РФ определен как «истори­чески сложившаяся национальная единая  транспортная  коммуникация  России  в  Арктике ».
  • Проходит по морям  Северного Ледовитого океана  ( КарскоеЛаптевыхВосточно-СибирскоеЧукотское ) и частично  Тихого океана  ( Берингово ). Административно Северный морской путь (СМП) ограничен западными входами в  новоземельские  проливы и меридианом, проходящим на север от  мы­са Желания , и на востоке в Беринговом проливе  параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. [1]  Длина Северного морского пути от  Карских Ворот  до  бухты Провидения  — около5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше23 тыс. км).
Организационно Северный морской путь делится на:   Западный сектор Арктики  — от  Мурманска  до  Дудинки , обслуживается  ледоколами   Мурманского морского пароходства . Восточный сектор Арктики  — от Дудинки до  Чукотки , обслуживается ледоколами  Дальневосточного морского пароходства .

Организационно Северный морской путь делится на:

  • Западный сектор Арктики  — от  Мурманска  до  Дудинки , обслуживается  ледоколами   Мурманского морского пароходства .
  • Восточный сектор Арктики  — от Дудинки до  Чукотки , обслуживается ледоколами  Дальневосточного морского пароходства .

Основные этапы освоения

  • 1616—1620 годы — царь  Михаил Фёдорович  запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путём из  Архангельска  в  Мангазею [2] . Сделано это из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков.
  • 1648 год —  Семён Дежнёв  открывает пролив, отделяющий  Чукотку  от  Аляски .
  • Первая Камчатская экспедиция  — подтверждение наличия пролива между  Азией  и  Америкой  с декабря 1724 года по 1729 год.
  • Великая Северная экспедиция  — ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
  • 1874 год — ради получения премии, объявленной купцом  М. К. Сидоровым , английский капитан  Джозеф Виггинс  (англ.) русск.  совершает плавание на пароходе «Темза» от  Сандерленда  до  Енисейского залива [3] .
  • 1875 год — плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа  Адольфа Норденшёльда  на средства купца  Оскара Диксона  от Норвегии до  острова Диксон  Енисейского залива [2] .
  • 1877 год — плавание из  Лондона  в  Тобольск  через  Карское море  парохода «Луиза» иркутского купца  А. К. Трапезникова [4] .
  • 1878—1879 годы — экспедиция А. Норденшёльда на  барке  « Вега », собранная на средства шведского короля  Оскара II , О. Диксона и  А. М.  Сибирякова , впервые прошла весь маршрут Севморпути [2] .
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова  Таймыр , совершила  гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана  под руководством  Бориса Вилькицкого  на  ледокольных  пароходах « Таймыр » и « Вайгач » в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути  российской  экспедицией.
  • Впервые за одну  навигацию  был пройден экспедицией  Отто Шмидта  в 1932 году на ледокольном  пароходе  « Александр Сибиряков ».
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну  навигацию  в 1934 году на ледорезе « Фёдор Литке » (капитан  Н. М. Николаев ).
  • Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов « Ванцетти » и « Искра » из  Ленинграда  во  Владивосток  c 8 июля по 9 октября 1935 года.

О возможности практического использования  Северо-Восточного прохода  (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом  Дмитрием Герасимовым  в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания  поморов  в XIII веке. В середине XVI века англичане ( Xью УиллобиРичард Ченслор ) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше  Новой Земли  им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились. Разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался  М. В. Ломоносов , связывавший свои планы с экспедицией В. Я. Чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока [6] . Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764). Много внимания уделял теме  Д. И. Менделеев , посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом  С. О. Макаровым , вместе с которым занят был постройкой ледокола « Ермак », разработал высокоширотный ледокол.

Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX века, и в 1878 году швед  Эрик Норденшельд  неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец  Фритьоф Нансен , а третьим был в 1901 году русский исследователь  Эдуард Толль , остзейский барон .

В годы Великой Отечественной войны

  • В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота  в  Баренцево море . За четыре военных года судами  Главсевморпути  выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты  Нарьян-МарИгаркаДудинкаДиксонТикси  флот снабжался  каменным углём  (Печорского и других арктических бассейнов),  военная промышленность  —  никелеммедью , лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 года ледокольные пароходы « Сибиряков », «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

Северный морской путь в 20 веке

  • За время существования  СССР  исследования  Арктики  и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами ( ледоколы , гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы,  дрейфующие полярные станции  и т. д.).
  • В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол « Ленин », с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов « Арктика ». Освоение северного морского пути было связано с развитием  Норильского комбината , что потребовало круглогодичной навигации по маршруту  Мурманск  —  Дудинка . Эта задача была поставлена директору  Мурманского морского пароходства   В. А.  Игнатюку  в 1970 году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути стал  К. Н.  Чубаков , который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол « Сибирь » и ледокол « Капитан Сорокин » провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: « Павел Пономарёв » и « Наварин ». В Арктике была открыта круглогодичная навигация


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!