СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект по географии "Северный морской путь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены сведения о значении Северного морского пути и его крупных портах. Имеются карточки, которые помогут запомнить самые крупные порты Северного морского пути.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект по географии "Северный морской путь"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Становская средняя общеобразовательная школа»







Проект

Северный морской путь







Подготовил:

Дагиянов Ислам

обучающийся 7 класса

Руководитель работы:

Баркова Елена Николаевна,

учитель географии

Муниципального казённого

общеобразовательного учреждения

«Становская средняя

общеобразовательная школа»




Становое, 2019

Оглавление

  1. Введение 3

  2. Методика исследования 3

  3. Результаты исследований и их обсуждение 4

1)Исторический аспект становления Северного 4 морского пути

2) Северный морской путь сегодня 6

3) Основные порты Северного морского пути 8

4)Создание карточек-заданий для запоминания портов Северного морского пути 10

  1. Риски 15

  2. Заключение 15

  3. Список использованных источников 16

  4. Приложение 1 17















1.Введение

Слова «Северный морской путь» кажутся загадочными, далекими и в тоже время вызывают у нас неожиданное волнение. Впервые прочитав их, мне захотелось больше узнать о нем.

Объект исследования: морские пути.

Предмет исследования: Северный морской путь.

Гипотеза: Если существует Северный морской путь, то он должен иметь большое значение в хозяйственной деятельности людей.

Актуальность исследования обусловлена незначительными знаниями о Северном морском пути.

Цель: расширение знаний о Северном морском пути.

Задачи:

-изучить и проанализировать научно-познавательную литературу, освещающую данный вопрос;

- узнать протяженность и основные порты Северного морского пути;

- продумать задания на запоминание портов;

-презентовать свои результаты.

Планируемые результаты: умение работать с различными источниками информации и презентовать свои результаты.

Основная проблема: что надо сделать, чтобы не только запомнить порты, но и проверить себя что запомнил.

Практическая ценность нашей работы состоит в том, что собранная нами информация позволит выучить порты Северного морского пути.


2.Методика исследования

Методы исследования, которые мы использовали:

-теоретические (анализ, обобщение и систематизация различных источников информации - литературных, интернет-ресурсов);

-практические (создание карточек-заданий).

3.Результаты исследований и их обсуждение

1) Особенности географического положения

Изучая соответствующую литературу, мы выяснили, что Северный морской путь проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны Северный морской путь ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания. Общая протяженность составляет 5600км.

Все моря, входящие в состав Северного морского пути, отличаются крайне суровым климатом. Так, среднемесячные летние температуры в пределах Северного морского пути не поднимаются выше +7 градусов, а зимние достигают отметок -33 — -35 градусов. Помимо холодного климата, у Северного морского пути есть еще одна природная особенность – наличие льда на всем пути следования судов. При этом ледовая обстановка на большинстве участков трасс крайне нестабильна, отличается межгодовой изменчивостью.

Моря Северного морского пути имеют шельфовую зону, глубина которой не превышает 200 м. [1].

2) Исторический аспект становления Северного морского пути

Первыми начали активное освоение Северного морского пути – поморы (небольшая по численности, но самобытная группа коренного русского и финно-угорского населения на Белом море, а также на побережьях северных рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина).

А в 1732 году императрица Анна Иоанновна издала указ, согласно которому В. Беринг должен был отправиться на Камчатку для освоения новых земель (побережья Сибири). Организованная исследователем экспедиция получила название Великой Северной, не имела в истории себе равных по стратегической значимости поставленных задач.

Впервые полностью маршрут Северный морской путь был пройден шведской экспедицией под руководством известного исследователя Норденшельда в 1879 году.

Появление ледоколов, изобретение радио, возникновение парового флота привело к тому, что Северный путь как транспортная магистраль получил дальнейшее развитие. 17 декабря 1932 года считается датой официального открытия Северного морского пути как транспортной магистрали.

С тех пор исследования Крайнего Севера стали регулярными, целенаправленными. В годы Великой Отечественной войны Северный путь был крайне важен для Советского Союза – по нему проводились боевые корабли, флот получал каменный уголь, а промышленность страны – лес, никель, медь.

Первые иностранные суда попали в Северный морской путь только в 1991 году. К сожалению, это не стало толчком к активному использованию транспортной магистрали в международной торговле. Все дело в том, что прибрежный маршрут пронизан огромным количеством проливов, отличается мелководьем, что недопустимо для крупнотоннажных судов.
Ледокольный флот России представлен 38 морскими судами, из которых 7 — атомные, и является крупнейшим в мире. 25 мая 2019 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду современный атомный ледокол «Урал» (ледоколы проекта 22 220 обладают следующими характеристиками: длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 52 м. Водоизмещение составляет 33,54 тыс. тонн. Эти ледоколы будут обеспечивать проводку судов в арктических условия, пробивая лёд толщиной до 3 м.) [2].


2) Северный морской путь сегодня

В последние годы все порты Северного морского пути активно реконструируются, это позволяет им принимать большое количество международных грузов (соответственно, увеличивать транспортный поток проходящих суден через Северную магистраль).

Сегодня проводится реализация экономического проекта, направленного на переоборудование порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб (это, по сути, логистический центр, в который поступают партии грузов с дальнейшим распределением по местам их назначения на берегу, либо по более мелким портам.) Северного пути. Он занимает очень выгодное магистральное положение, что позволит Петропавловску-Камчатску стать важным транспортным узлом между Северной Европой и Тихоокеанским регионом. Помимо этого, Петропавловско-Камчатский порт как составляющая Северного морского пути обладает и другими преимуществами:

  • круглогодичная навигация;

  • незамерзающая бухта;

  • возможность накопления, хранения и сортировки грузов.

Положительным природным фактором, привлекающим все большее внимание к Северному морскому пути как транспортной магистрали, является глобальное потепление. Площадь арктических льдов за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое, это, в свою очередь, поспособствовало увеличению навигации в северных морях (теперь суда могут ходить по Северному морскому пути с июня по ноябрь, ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем).

Есть и другие факторы, которые влияют на большую привлекательность Северного пути в сравнении с Суэцким каналом. Так, срок доставки груза через Суэцкий канал растягивается на 48 суток, при движении через Северный морской путь этот период сокращается до 35 дней. Соответственно, сокращенное время пути судов влечет за собой экономию топлива, сокращение транспортных издержек. Плата за проход судов, очередь (как в Суэцком канале) в Северном морском пути отсутствуют, введен лишь ледокольный сбор.


Российское правительство приняло проект комплексного развития Северного пути в ближайшие годы. Так, установлено, что на сегодняшний день Северный морской путь – кратчайший морской путь, соединяющий Европу и Дальний Восток, который используется не в полную силу. Северный морской путь обеспечивает, в том числе, безопасность России, так как дает доступ к Атлантическому и Северному Ледовитому океанам.

По долгосрочным прогнозам экспертов, несмотря на определенные сложности в организации грузоперевозок, их объемы к 2020 году достигнут 35 млн. тонн/год. Это, в свою очередь, потребует не только дополнительных научных исследований, но и расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Итак, Северный морской путь – стратегическая морская транспортная магистраль, которая играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Это водная артерия, позволяющая осуществлять международную торговлю, обеспечивать безопасность государства и всецело осваивать арктический регион.

3) Основные порты Северного морского пути

Мурманский морской торговый порт — морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге). Из него берет начало Северный морской путь.

Основные порта северного морского пути: Диксон, Дудинка, Игарка, Бухта Провидения, Тикси, Певек.

Ди́ксон — российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Находится на территории посёлка Диксон Красноярского края. Порт используется для обеспечения жизнедеятельности посёлка Диксон, военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций, а также для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы Севморпути.

В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас в поселке осталось чуть меньше 600 жителей. Диксон – самый северный порт России. В нем нет мобильного интернета и супермаркетов, но можно увидеть дома на сваях и зеленые переливы северного сияния.

Д удинский морской порт — морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка.

Является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. В 2012 году получил статус международного.

И га́рка — российский арктический порт, расположенный на берегу Игарской протоки Енисея. Находится на территории города Игарка Красноярского края. Является самым южным портопунктом на Енисее (685 км от устья), куда могут заходить океанские суда. Основная специализация Игарского порта — перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт.

Порт Провидения — арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева.

Находится на территории пгт Провидения. В границы порта включены акватории морских терминалов Уэлен и Лаврентия.

Является пунктом формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути.

Т и́кси — российский арктический морской порт, расположенный на побережье моря Лаптевых, губа Буор-Хая, бухта Тикси. Населённый пункт — посёлок Тикси Булунского улуса Республики Саха (Якутия).

Через Тикси осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы. Между портом Тикси и посёлком Усть-Кутпо реке Яна и по реке Лена до Якутска организована грузопассажирская линия.

П орт Певе́к — морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Находится на территории города Певек.

В порту осуществляются операции с грузами, обслуживание судов, располагаются судостроительные и судоремон.

Порт Владивосток — один из крупнейших тихоокеанских портов России. Расположен на северо-западном побережье Японского моря и включает в себя акваторию пролива Босфор-Восточный, бухты Золотой Рог. Морской порт Владивосток имеет смежную акваторию с Главной военно-морской базой Тихоокеанского флота Российской Федерации.

Порт Владивосток отличает удобное географическое расположение, наличие закрытого рейда и глубоких бухт, пригодных для стоянки судов с большой осадкой. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, морской порт осуществляет работу круглосуточно.

Основу грузооборота порта Владивосток составляют внешнеторговые грузы; через порт обеспечиваются морские перевозки в северо-восточные регионы России и Восточную Арктику. Здесь завершается Северный морской путь [3].

4)Создание карточек-заданий для запоминания портов Северного морского пути

Собранный материал расположили в таблице.


Мурманский морской торговый порт. Морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге). Здесь начинается Северный морской путь.

Ди́ксон российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Порт используется для обеспечения жизнедеятельности военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций.


Дудинский морской порт Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка. Является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. В 2012 году получил статус международного.

Ига́рка российский арктический порт, расположенный на берегу Игарской протоки Енисея. Находится на территории города Игарка Красноярского края. Является самым южным портопунктом на Енисее (685 км от устья), куда могут заходить океанские суда. Основная специализация Игарского порта — перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт.

Порт Провидения арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева. Является пунктом формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути.

Ти́кси российский арктический морской порт, расположенный на побережье моря Лаптевых. Через него осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы.

ПортПеве́к Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Находится на территории города Певек. В порту осуществляются операции с грузами, обслуживание судов, располагаются судостроительные и судоремон

Порт Владивосток один из крупнейших тихоокеанских портов России. Расположен на северо-западном побережье Японского моря и включает в себя акваторию пролива Босфор-Восточный, бухты Золотой Рог. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично.



После чего убрали названия порта с каждой карточки.

Морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге). Здесь начинается Северный морской путь.

Российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Порт используется для обеспечения жизнедеятельности военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций.


Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка. Является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. В 2012 году получил статус международного.

Российский арктический порт, расположенный на берегу Игарской протоки Енисея. Находится на территории города Игарка Красноярского края. Является самым южным портопунктом на Енисее (685 км от устья), куда могут заходить океанские суда. Основная специализация Игарского порта — перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт.


 Арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева. Является пунктом формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути.

Российский арктический морской порт, расположенный на побережье моря Лаптевых. Через него осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы.

Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Находится на территории города Певек. В порту осуществляются операции с грузами, обслуживание судов, располагаются судостроительные и судоремон

Один из крупнейших тихоокеанских портов России. Расположен на северо-западном побережье Японского моря и включает в себя акваторию пролива Босфор-Восточный, бухты Золотой Рог. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично.



Вырезали полученные карточки. Свернули их пополам. Полученные карточки-задания надо расположить на карте России, а потом по шаблону (первой таблице) проверить себя. Такие карточки помогут запомнить порты Северного морского пути. Выполнить задания не у всех ребят получилось сразу: вызывает затруднение найти эти карточки на физической карте России. Из восьми человек только трое сразу выполнили задание.

4. Риски

Полученные карточки надо хранить в коробке, чтобы не попадал свет и влага, это может привести к потере яркости красок или пожелтению бумаги. Кроме этого необходимо распечатывать карточки-задания на плотной бумаге, что улучшило бы их внешний вид (у них заворачивались края на карте).

5.Заключение

Итак, северный морской путь имеет большое значение для развития судоходства не только в нашей стране, но и для всего региона, а также всего мира.

Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманска (Северный Ледовитый) и ведет в бухту Провидения, где расположен одноименный порт. Если смотреть шире, при движении с востока началом Северном морском пути можно считать Владивосток, а конечной его точкой – Мурманск, Санкт-Петербург. Северной морской трассой объединены несколько морей – Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское. В общей сложности вдоль Северного морского пути расположено более 70 перевалочных баз и портов. Главные пункты Северного морского пути – порты, расположенные в Мурманске, Архангельске, Игарке, Дудинке, Тикси, Певеке и т.д..





6. Список использованных источников

1. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu

2.  https://regnum.ru/news/2635232.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki


























Приложение 1.


Морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге). Здесь начинается Северный морской путь.

Российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Порт используется для обеспечения жизнедеятельности военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций.


Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка. Является единственным в мире морским портом, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья. Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. В 2012 году получил статус международного.

Российский арктический порт, расположенный на берегу Игарской протоки Енисея. Находится на территории города Игарка Красноярского края. Является самым южным портопунктом на Енисее (685 км от устья), куда могут заходить океанские суда. Основная специализация Игарского порта — перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт.


 Арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева. Является пунктом формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути.

Российский арктический морской порт, расположенный на побережье моря Лаптевых. Через него осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы.

Морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Находится на территории города Певек. В порту осуществляются операции с грузами, обслуживание судов, располагаются судостроительные и судоремон

Один из крупнейших тихоокеанских портов России. Расположен на северо-западном побережье Японского моря и включает в себя акваторию пролива Босфор-Восточный, бухты Золотой Рог. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!