СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. 1-2 классы. "АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ. РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ" 24 октября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. 10-11 классы. "АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ. РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ" 24 октября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. 1-2 классы. "АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ. РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ" 24 октября 2022 г.»

Уважаемый педагог!

Перед Вами методические материалы, разработанные в рамках Всероссийского «Атомного урока» специально для федерального проекта «Разговоры о важном». Они помогут рассказать школьникам об Арктике, об уникальной транспортной артерии - Северном морском пути, а также о важности развития атомных технологий.

Всероссийский «Атомный урок» - ежегодный проект просветительской программы Homo Science (www.homo-science.ru). организованной при поддержке Госкорпорации «Росатом». Целью просветительской программы Homo Science является популяризация науки, технологий и достижений в сфере атомной промышленности, а также формирование позитивного образа современного ученого.

Проект «Атомный урок» создан для активных педагогов, которые хотят развивать себя и своих учеников с 5 по 11 класс в рамках урочной и внеурочной деятельности. Общедоступные материалы проекта «Атомный урок» разработаны специалистами ведущих учебных заведений страны таким образом, чтобы любой педагог смог рассказать школьникам в простой форме о «сложном» - ядерной энергетике и современных атомных технологиях. Полученные знания школьники закрепляют в игровой форме в процессе обсуждения темы, что позволяет им лучше усвоить и понять новый материал.

Ежегодно в рамках проекта «Атомный урок» среди педагогов проводится просветительский конкурс «Атомный урок X Ледокол знаний», который нацелен на повышение профессиональных навыков. Самый активный педагог и один из его учеников получают возможность принять участие в просветительской экспедиции на Северный полюс на атомном ледоколе летом 2023 года.

Подробности на www.atomlesson.ru

В добрый путь!





















Разговоры о важном

Сценарий занятия

РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

1-2 классы.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

24 октября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»


Цель занятия: расширение знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, знание.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.

Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.

Метапредметные: участие в коллективном диалоге; овладение базовыми понятиями по теме.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: Беседа. эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с карточками.

Комплект материалов:

-сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-script.pdf

-методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-method_recom.pdf

-видео

https://razgovor.edsoo.ru/video/655/

-презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg



Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.

Часть 2. Основная

Беседа о природных условиях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)

Слайд 1

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие в удивительный край нашей страны. Природа здесь суровая, но очень красивая. Богатства этого края до конца не изведаны, и только самые отважные люди приходят сюда. Давайте вместе отгадаем, куда сегодня мы направимся.

Слайд2

Учитель: Сейчас на экране вы видите четыре картинки. Что их объединяет? Отгадка и станет местом нашего путешествия.

Ответы детей

Учитель: Сегодня мы отправимся на самый север нашей страны - в Арктику. Как вы думаете, как можно туда добраться?

Примерные ответы детей: на самолете, на снегоходе/вездеходе, на собачьих или оленьих упряжках, на корабле.

Учитель: А что мы возьмем с собой?

Примерные ответы детей: теплые вещи, запас еды и воды, спички, очки от солнца и др. 

Учитель: Как вы думаете, какие качества помогут нам в таком путешествии?

Примерные ответы детей: доброжелательность, способность прийти на помощь, внимательность друг к другу, осторожность и др.

Учитель: Мы готовы к путешествию! Давайте вместе полетим на самолете. Для этого нужно расставить руки в стороны как крылья самолета и представить, что мы взлетели.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие всех необычное ждет!

Руки как крылья,

Звук - рев моторов!

Землю оставляем, мы, ребята, вверх взлетаем!

Скорость самолету прибавляем

И над Арктикой летаем!

(С. Усачев)


Часть 2. Основная (до 20 минут)

Слайд 3

Учитель: Вот мы и прилетели! Мы на Северном полюсе, посреди Северного Ледовитого океана. Он является одним из самых холодных мест на Земле, но, несмотря на это, подводный мир океана разнообразен и богат. Посмотрите на карту. Территории, обозначенные на ней, - самые северные места нашей Родины. Одной из особенностей северных регионов является Полярные день и ночь: смена дня и ночи происходит дважды в год, а не каждый день, как мы привыкли. Во время Полярного дня на протяжении суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. В Полярный день на Северном полюсе солнце не садится целых полгода.

Слайд 4

Учитель: Вторая половина года называется Полярной ночью и Солнце не встает все это время, зато арктической зимой в Полярную ночь можно увидеть северное сияние: в темном небе развеваются светящиеся ленты света, они переливаются фантастическими оттенками зеленого, голубого и фиолетового. Местами вспыхивают желтым и красным, озаряя арктическое небо.

Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето - около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга и температура опускается до минус 50 градусов.

Там деревьям не растется,

Там и речкам не течется,

Лишь косматая пурга

Кружит белые снега.

Под промерзшим небосводом Ледники сползают в воду,

И плывут потом вдали Ледяные корабли.

(Т. Поперёкова)



Учитель: Как вы думаете, что это за ледяные корабли?

Ответы детей

Слайд 5

Учитель: Правильно - это айсберги. Но даже им часто негде плавать. Большую часть года Северный Ледовитый океан покрыт льдом. Его толщина может достигать пяти-шести метров, а подводная часть айсбергов может доходить до десятков метров.

Арктику называют «холодильником» Земли, ведь покров льда и снега отражает большую часть солнечных лучей и не дает им перегревать нашу планету. Здесь Земля охлаждается, поэтому можно с уверенностью сказать, что льды Арктики играют важнейшую роль в существовании всего живого на Земле.

Как вы думаете, много ли видов животных способны жить здесь в таких условиях? Давайте проверим вместе!

Задание

Учитель: Перед вами карточки с различными животными, птицами и морскими обитателями. Тех из них, кто по вашему мнению живет в Арктике, нужно разместить на карте севера России.

На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец. 

Слайд 6

Учитель: Несмотря на холод и суровые ветра, в Арктике можно встретить много удивительных зверей. На суше практически нет пищи, поэтому большинство животных селятся на побережье, добывая из океана планктон и другую пищу.

Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, а вместо лап - ласты. Это тюлени.

Морские птицы обитают в основном на бескрайних морских и океанских просторах и побережьях, где добывают себе пищу. При этом кормятся они как на поверхности моря, так и под водой, показывая превосходные охотничьи навыки.

Как вы думаете, что помогает животным и птицам выживать в холода?

Примерные ответы детей: теплые и толстые шкуры, слой жира и др.

Учитель: Все полярные жители, каждый по-своему, приспособились к суровым условиям жизни: белые медведи обзавелись теплым мехом, а самцы нарвалов - гигантским зубом, с помощью которого они могут пробивать лед, образуя отверстия для дыхания. Это очень важное умение, ведь льдами покрыта практически вся Арктика.

Не только дикие животные и птицы живут в этих краях. Конечно же, здесь живут люди. В Арктике проживают 127 национальностей, среди них эвенки, якуты, долганы, ханты и многие другие, 70% из которых называют себя россиянами. Всего в русской Арктике живет более 2 миллионов человек. И всем им тоже нужны различные товары и лекарства, которые помогут сделать их жизнь в суровом краю проще и комфортнее. Как доставить их? Как помочь крупным городам и маленьким поселениям Арктики не исчезнуть, а наоборот, укрепиться и развиваться? На эти вопросы в нашей стране начали искать ответы уже очень давно. Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Слышали ли вы что-нибудь о нем и его появлении?

Ответы детей

Слайд 7

Учитель: Этот путь получил название Северного морского пути. Сейчас это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны.

Самые крупные порты - Сабетта, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек. Мурманск и Архангельск также являются важными портами. Как вы думаете, на каком судне мы можем проплыть по Северному морскому пути?

Примерные ответы детей: на очень крепком судне, но судне, которое может везти большое количество запасов для команды.

Слайд 8

Учитель: Для прохождения ледяного арктического покрова нужны мощные и прочные суда, которые выдержат давление льдов и способны пробиться через толщу льда. Такие суда называют ледоколами. А самые мощные ледоколы - атомные, их высота достигает размеров 18-этажного дома. Они могут проходить через льды, ломая их своим весом.

Основная часть атомного ледокола - атомный реактор, который дает судну энергию для движения. По какому принципу работает атомный реактор?

Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него - электроны.

В недрах Земли содержится редкий металл - уран. В 30-е годы XX столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии.

Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе.

В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Кроме того, атомные ледоколы, в отличие от дизельных, не наносят вреда хрупкой арктической природе. След атомного ледокола - это только облако пара.

Сейчас в нашей стране, благодаря выдающимся ученым, инженерам- конструкторам и судостроителям, есть самые мощные атомные ледоколы и единственный в мире атомный ледокольный флот, в состав которого входят суда «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» (единственное в мире грузовое судно с ядерной энергетической установкой).

Слайд 9

Учитель: Ледокол «Ямал», наверное, самый фотогеничный - на носу у него «зубастая» улыбка. Появилась она еще в 1994 году «шутки ради» за несколько дней до круизного рейса. Помощники капитана предложили капитану идею, а тот был настолько погружен в подготовку к рейсу, что, не особо вникая, разрешил. Пассажирам акулья улыбка страшно понравилась, фотографии разошлись по всему миру. И в следующем контракте на круиз было четко прописано, что везти должен «Зубастый Ямал».

Слайд 10

Учитель: Атомный ледокол «50 лет Победы» очень похож на ледокол «Ямал», ведь они построены по одному проекту. У этого ледокола есть важная особенность -10-метровый экологический отсек, где перерабатываются все отходы.

С 2013 года этот ледокол также используется как круизный лайнер для путешествий к Северному полюсу. Для пассажиров на ледоколе есть ресторан, музыкальный салон и кормовой салон, где смотрят кино. В октябре 2013 года этот ледокол участвовал в эстафете олимпийского огня.

Слайд 11

Учитель: Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» могут водить суда по Енисейскому заливу и низовьям реки Енисей круглый год, так как им, по сравнению с другими ледоколами, нужна меньшая глубина для плавания.

Слайд 12

Учитель: Атомный контейнеровоз «Севморпуть» был построен в 1988 году. С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

Слайд 13

Учитель: Ледоколы проекта 22220 - новый класс универсальных атомных ледоколов. Ледоколы этого класса могут использоваться и в арктических водах в дрейфующем льду, и в руслах полярных рек. Первое судно такого типа - головной универсальный атомный ледокол «Арктика» - отправилось в первое плавание в 2020 году. В 2021 году к нему присоединился универсальный атомный ледокол «Сибирь». В 2022 году к ним присоединится атомный ледокол «Урал». Линейка атомных ледоколов проекта 22220 расширяется, к 2027 году планируется спуск на воду еще нескольких судов. Они больше, шире и мощнее своих предшественников. Ширина для ледокола - важный параметр, так как от него зависит ширина прокладываемого канала, по которому за ним могут идти другие суда.

Как вы думаете, какие задачи выполняют атомные ледоколы в Северном Ледовитом океане?

Ответы детей

Учитель: Основные задачи ледокольного флота — это прокладка канала для других судов; спасение судов, застрявших во льдах Арктики, а еще изучение Арктики и Северного Ледовитого океана.

Как много мы узнали об Арктике!

Слайд 14

Учитель: И на этом наше путешествие подходит к завершению. Пора лететь обратно в школу. Садимся поудобнее, руки в стороны, запускаем моторы и полетели.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие всех необычное ждет!

Руки как крылья,

Звук - рев моторов!

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем!

Скорость самолету прибавляем

И скорее в школу прилетаем!



Учитель: Вот мы и приземлились обратно в нашу родную школу.

Часть 3. Заключительная (5-7 минут)

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы познакомились с самой северной точкой нашей страны - Арктикой, но под ее снежными шапками скрыто еще много интересного.

Вам понравилось путешествовать? О чем бы вы хотели узнать больше? О чем бы вы рассказали своим друзьям и близким?

Слайд 15

Учитель: В завершение нашей встречи предлагаю ответить на вопросы викторины.



























Разговоры о важном

Методические рекомендации

РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

1-2 классы.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

24 октября 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

Цель занятия: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, знания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.

Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.

Метапредметные: участие в коллективном диалоге; овладение базовыми понятиями по теме.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с карточками.

Комплект материалов:

-сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-script.pdf

-методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-method_recom.pdf

-видео

https://razgovor.edsoo.ru/video/655/

-презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.

Часть 2. Основная

Беседа о природных условиях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути. 

ЧАСТЬ 1

Мотивационная (до 5 минут)

Начинается с задания «Найди общее»: школьникам необходимо найти, что объединяет 4 изображения. Таким образом определяется основная тема всего разговора. Далее учитель предлагает детям отправиться в путешествие в Арктику, и в ходе беседы с классом определяется, что дети взяли бы с собой в это путешествие.

Вопросы детям:

Сегодня мы отправимся на самый север нашей страны - в Арктику.

• Как вы думаете, как можно туда добраться?

• А что мы возьмем с собой?

• Как вы думаете, какие качества помогут нам в таком путешествии?

После обсуждения класс в игровой форме отправляется в путешествие.

ЧАСТЬ 2

Основная (до 20 минут)

Посвящена знакомству детей с природой Арктики, Северным морским путем и атомным ледокольным флотом.

Говоря о природе Арктики, важно подчеркнуть, что природа нашей страны богата и разнообразна и, несмотря на суровый климат, Арктика - очень значимый и перспективный регион.

Одним из заданий на этом этапе становится работа с карточками: детям необходимо отобрать те из них, на которых изображены животные, обитающие в Арктике. На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.

Обитатели Арктики среди них: полярный медведь, тюлень, кит, северный олень, песец.

При знакомстве с Северным морским путем важно формировать у детей представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера; знакомить с людьми, внесшими свой вклад в исследование и прокладывание этого пути. В настоящий момент эта морская трасса имеет не только всероссийское, но и мировое значение.

Важно показать взаимосвязь развития технологий и развития Северного морского пути. С развитием ледокольного флота увеличивалось количество судов, проходящих этим маршрутом, увеличивался и объем перевозимых грузов. Сейчас, когда Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, развитие Северного морского пути идет наиболее высокими темпами.

Говоря с детьми о судах атомного ледокольного флота, важно в случае затруднений пояснить детям значения их названий:

«50 лет Победы» - назван в честь 50-го юбилея победы в Великой Отечественной войне;

«Ямал» - назван в честь полуострова на севере Западной Сибири;

«Вайгач» - назван в честь острова на границе Баренцева и Карского морей;

«Таймыр» - назван в честь крупнейшего полуострова в России, самой северной материковой части суши в Евразии.

Заключительная (5-7 минут)

Занятие завершается обсуждением полученных знаний. Далее учитель предлагает детям пройти викторину по обсуждаемой теме.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».

В таком дневнике могут отмечаться:

• Тема занятия;

• Ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

• Основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

• Ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

• Творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

• Любая другая информация по теме занятия.

Структура такого дневника и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.







ССЫЛКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Фильм Яна Топлеса про Арктику и атомные ледоколы:

https://m.voutube.com/watch?v=7b8QMcGfsvY

Инфографика об истории освоения СМП:

https://www.atomic-enerqv.ru/photo/100964

Видеосюжет телеканала «Россия 24» -

«Северный морской путь: оценка и перспективы»:

https://www.voutube.com/watch?v=E2dqROO 1 Tk

Всероссийский урок Арктики:

https://www.voutube.com/watch?v=D6MFZ-S272q

Видео об атомном ледокольном флоте:

Ледокол «Арктика»:

https://www.atomic-enerav.ru/video/108506

Ледокол «Таймыр»:

https://www.atomic-enerav.ru/video/96556

Ледокол «Ленин»:

https://www.atomic-enerav.ru/video/99930

Ледокол «Лидер»:

https://www.atomic-enerav.ru/video/103398




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!