СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение Северного Морского пути

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

Просмотр содержимого документа
«Освоение Северного Морского пути»

Освоение Северного Морского пути Работа ученицы 9А класса Карамалькиной Анастасии

Освоение Северного Морского пути

Работа ученицы 9А класса

Карамалькиной Анастасии

  • Се́верный морско́й путь , или Се́верный морско́й коридо́р  — кратчайший морской путь между  Европейской частью России  и Дальним Востоком ; законодательством РФ определен как «истори­чески сложившаяся национальная единая  транспортная коммуникация  России  в  Арктике ».
  • Проходит по морям  Северного Ледовитого океана  ( КарскоеЛаптевыхВосточно-СибирскоеЧукотское ) и частично  Тихого океана  ( Берингово ). Административно Северный морской путь (СМП) ограничен западными входами в  новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от  мы­са Желания , и на востоке в  Беринговом проливе  параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. длина Северного морского пути от  Карских Ворот  до  бухты Провидения  — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).
  • Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек  Сибири  (ввоз  топлива , оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
  • Организационно Северный морской путь делится на:
  • Западный сектор Арктики  — от  Мурманска  до  Дудинки , обслуживается  ледоколами   Мурманского морского пароходства .
  • Восточный сектор Арктики  — от Дудинки до  Чукотки , обслуживается ледоколами  Дальневосточного морского пароходства .

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный)

  • О возможности практического использования  Северо-Восточного прохода  (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом  Дмитрием Герасимовым  в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания  поморов  в XIII веке.
  • В середине XVI века англичане ( Xью УиллобиРичард Ченслор ) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше  Новой Земли  им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около100 лет, а затем на 250 лет прекратились.
  • Разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался  М. В. Ломоносов , связывавший свои планы с экспедицией В. Я. Чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока. Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764). Много внимания уделял теме Д . И. Менделеев , посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом  С. О. Макаровым , вместе с которым занят был постройкой ледокола « Ермак », разработал высокоширотный ледокол.
  • Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX века, и в 1878 году швед  Эрик Норденшельд  неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец  Фритьоф Нансен , а третьим был в 1901 году русский исследователь  Эдуард Толль , остзейский барон [6] .
  • Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего  Мурманск  с  Владивостоком .

Истрия освоения

Карта морей Баренцева и Карского

  • Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути  Верховный правитель России , сам в молодости принимавший активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике, адмирал  А. В. Колчак . 23 апреля 1919 года его распоряжением при  Российском правительстве  был создан  Комитет Северного морского пути . После поражения  Восточного фронта   Русской армии  в Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранён и введён в состав учреждений  Сибревкома .
  • Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые  космонавты  спустя несколько десятилетий.
  • В годы  Великой Отечественной войны  Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей  Тихоокеанского флота  в  Баренцево море . За четыре военных года судами  Главсевморпути  выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты  Нарьян-МарИгаркаДудинкаДиксонТикси  флот снабжался  каменным углём  (Печорского и других арктических бассейнов),  военная промышленность  —  никелеммедью , лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял  Северный флот , судоходство обеспечивалось системой  морских конвоев . В августе 1942 года ледокольные пароходы « Сибиряков », «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру « Адмирал Шеер » [7] . По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути  И. Д. Папанин . За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены  орденами  и  медалями СССР .
  • За время существования  СССР  исследования  Арктики  и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами ( ледоколы , гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы,  дрейфующие полярные станции  и т. д.).
  • В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол « Ленин », с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов « Арктика ». Освоение северного морского пути было связано с развитием  Норильского комбината , что потребовало круглогодичной навигации по маршруту  Мурманск  —  Дудинка . Эта задача была поставлена директору  Мурманского морского пароходства   В. А.  Игнатюку  в 1970 году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути стал  К. Н.  Чубаков , который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол « Сибирь » и ледокол « Капитан Сорокин » провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: « Павел Пономарёв » и « Наварин ». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.
 Судно «Сибиряков»

Судно «Сибиряков»

История корабля

Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип» Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур». Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промысла тюленей. Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 год, когда было добыто 35 816 тюленей. Общее количество добытых на «Беллавенчур» тюленей составляет 112 135 туш.

С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов.В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland».

4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс, неся на палубе 69 тел. В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море.

В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков». Назван в честь русского финансиста А. М. Сибирякова.

В 1-ю мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.

Знаменитый рейс 28 июля 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин». События этого плавания частично описаны в повести Валерия Воскобойникова

Знаменитый рейс

  • 28 июля 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
  • Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин».
  • События этого плавания частично описаны в повести Валерия Воскобойникова "Зов Арктики".

Гибель судна

  • 24 августа (понедельник) 1942 года ледокол вышел из Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 человек экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера — старший механик Бочурко и помполит Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.
  • На следующий день после выхода, 25 августа 1942 года, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга, который видел 21 августа разведывательный самолёт Arado, но не были переданы экипажу ледокола; встреча с крейсером была неожиданностью.
  • Сигнальщик Алексеев в 13 ч. 17 мин. заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (переданное «Тускалуза», было трактовано как японское «Сисияма». После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может.

В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин в передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблем. Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов, шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 человек (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качараву, радиста Шаршавина, руководителя планируемой станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки крейсера фотографировали эвакуацию и погружение «Сибирякова».

  • На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» (2 76-мм зенитных орудия) несмотря на огромное превосходство противника в вооружении (6 орудий калибра 283-мм, 8 орудий - 150-мм, 6 орудий - 105-мм, плюс малокалиберная зенитная артиллерия и два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата) начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Снаряды «Сибирякова» повредили неукрытые зенитные орудия, покосили орудийную прислугу. Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок, — около тридцати человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.

Память

  • 29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером „Адмирал Шеер“ в период Великой Отечественной войны».
  • Капитан «Александра Сибирякова», Анатолий Алексеевич Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации.
  • В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александра Сибирякова» (76°12′00″ с. ш. 91°30′00″ в. д. (G) (O)) объявлены местом боевой славы. Задолго до этого, ещё в годы войны сложилась традиция при прохождении кораблей в этом месте приспускать флаги и салютовать гудками.
  • В 1945 году название «Сибиряков» получил полученный из Финляндии по репарациям ледокол «Яакарху» (1926 года постройки).
  • В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. Ряд островов в районе Диксона назван в честь членов экипажа ледокола.
  • На острове Белуха (остров Элимелаха) в память о подвиге корабля установлен маяк.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!