СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саша Черный "Воробей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 3 класс     Средства художественной выразительности (эпитет, сравнеие)

Просмотр содержимого документа
«Саша Черный "Воробей"»

Тема: С. Чёрный. "Воробей", "Слон".

Цели урока:

-познакомить учащихся со стихами Саши Черного

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-способствовать формированию УУД;

Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция,  постановка учебной задачи; планирование

 Личностные: действия смыслообразования

Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли

Познавательные: умение структуировать знания

     общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов       информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

       логические: построение логической цепи рассуждений

      Постановки и решения проблем: самостоятельное сознание способов решения проблем поискового характера

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» 2 часть, 3класс; ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Слайд 2.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Очень рада видеть вас!

За работу, в добрый час!

Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей.

II. Речевая разминка.


- Урок начнем с речевой разминки.

Слайд 3.

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.


- Прочитайте строки про себя, затем:

-вслух медленно

-с вопросительной интонацией

-с восклицательной интонацией

-сердито

-весело

-быстро и весело


Слайд 4.

- О ком говорится в этом предложении?


-Как вы думаете, почему перепел прятал их от ребят? - Разве ребята не понимают, что этого нельзя делать? (Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц, могут им навредить: напугать или даже поймать).

-К какому литературному жанру относится это предложение? (Это скороговорка).

- Какие еще литературные жанры вы знаете?(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

-Кто создает эти произведения? (Народ, писатели, поэты.)

-Что создают поэты? (стихи)

III. Определение темы и постановка целей урока.

-Сегодня вы продолжите знакомиться с творчеством интересного человека. Это поэт «серебряного века».

Слайд 5.

-Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведениями которого мы будем сегодня работать. (щелчок) чёрный


Слайд 6.

-Зовут этого поэта– САША ЧЕРНЫЙ.


Слайд 7.


- Используя опорные слова, определите цели урока.

• Мы познакомимся с.... (Познакомимся с новыми произведениями поэта)

• Мы узнаем... (Узнаем новые сведения из биографии автора)

• Мы будем учиться... (Выразительно читать и анализировать его стихи)

IV. Актуализация знаний.

Слайд 8.

– Вы уже знаете, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните его настоящее имя.

– Настоящее имя – (щелчок) Гликберг Александр Михайлович

1) Сообщения учеников.

- Дома вы должны были подготовить интересные факты из жизни поэта. Кто из вас готов? ( рассказы детей ) 

-Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.


  Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. 

---У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... 


- Я узнал, жизнь поэта оборвалась от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.


2) Чтение наизусть стихотворения «Что ты тискаешь утенка? ».

Слайд 9.

 - На прошлом уроке мы познакомились с одним из произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка? ». Чем оно вас заинтересовало? Кто из вас готов прочитать его наизусть?

- Какой призыв к людям вы услышали в стихотворении?

  • НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

  • ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

– Чему учит это стихотворение? (Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе.)


V. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

- Сегодня с вами продолжат разговаривать беззащитные животные. А кто это, отгадайте загадки.

Слайд 10.

1) Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…( воробей)


2) Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Кто же это? Это… (Слон).

- О каких животных пойдет речь?

Слайд 11.

- Тема урока: С. Чёрный. "Воробей", "Слон".


2. Прослушивание аудиозаписи.

- Стихотворение, которое мы сейчас прослушаем, так и называется – “Воробей”. Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием.

-Прослушайте аудиозапись. Слайд 12.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какой рассказ напоминает вам стихотворение? («Растрепанный воробей», К. Г. Паустовский)

-Что общего в этих произведениях? (в обоих произведениях присутствуют: главный герой воробей, 2 героя ( ворона, воробей), воробей голодный, хорошее отношение автора к воробью)



3. «Чтение-разведка».

- Пробежите глазами по строчкам стихотворения и найдите выделенное слово.

- Какое слово нашли? (вьюшка)

- Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

Слайд 13.

4. Словарная работа.

- В стихотворении встретятся непонятные вам слова. Познакомимся с их значением.

Слайд 14.

Юркий - быстрый, увертливый.

Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь - отдельно, не вместе.

Вкось - не прямо.

Пичужка - птичка.

5. Первичное чтение учащимися.

– Прочитайте стихотворение про себя и определите, кто главные герои этого стихотворения? (Воробей и автор)

- Кто главные герои этого стихотворения?

6. Анализ стихотворения «Воробей»

Работа в группах. Слайд 15

—Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа прочитает стихотворение «Воробей» и выполнит задание.

1 группа:

Найдите в тексте стихотворения слова-эпитеты, которые помогли вам представить себе воробья. (маленький, серенький, юркий).

2 группа:

Найти в тексте стихотворения слова-сравнения. (воробей-мышка, глазки-бисер)

— Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).

3 группа:

—Найти слова, которые показывают отношение поэта к воробью. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”, «пичужка»).

Физкультминутка Слайд 16.


Скачет шустрый воробей,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ему на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелся, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присел он на минутку,

(присели)

Почесал он клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,

(прыжки на месте на левой ноге)

Чик – чирик, чик – чирик,

(прыжки на месте на правой ноге)

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик !

(прыжки на месте на двух ногах)



7. Работа над выразительным чтением.

- Продолжаем работать. Перечитайте второе четверостишие.

-Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба)

- А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

- Меняется ли настроение автора?

- Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада)

- Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третье четверостишие.

- Какую картину вы себе представили?

- Какое чувство в первых двух строчках?(просьба) 

- Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство)

- Как автор называет ветер? (злюка) 

-Такой приём в литературе называется олицетворением. Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.

- Прочитайте четвёртое четверостишие.

- О чём просит автор воробья?( он просит воробья подружиться с ним) 

- Что он предлагает воробью?(остаться зимовать в его доме, он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку.)

- Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.

- Прочитайте последнее четверостишие.

- Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) 

- Как автор называет воробья?(нахал) 

- Он серьезно его так называет или с юмором?

-А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!) 

- Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А теперь попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк.

(Сначала читает это стихотворение заранее подготовленный ученик, а потом пробуют и остальные ученики) 

-Удалось ли читающим ребятам передать настроение этого стихотворения? (Высказывания детей)

- Какой вывод сделаем, прочитав это стихотворение?


Слайд 17.

САМА - Вывод: В природе все заслуживает внимания. Зимой птицам трудно выжить. Надо подкармливать пернатых друзей.


- К чему надо призывать людей?


УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!


ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!

- На слова Саши Чёрного была написана замечательная детская песенка «Воробей». Давайте её споём вместе с артистом.

Слайд 18.(Прослушивание аудиозаписи)

8. Работа над стихотворением «Слон»

1)

-Продолжаем работать. Рассмотрите иллюстрацию на странице 49 в учебнике. Кто на ней изображен? ( Слон.)

- Как вы думаете, где он находится? (В зоопарке. В клетке или за ограждением. Мы не можем точно сказать, т.к. не знаем.)

2)

- Чтобы узнать, нам надо прочитать.

- Послушайте это стихотворение. Слайд 19.

- Так, где находится слон?

- Определите, каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустным, печальным.)

- Назовите героев произведения. ( Мальчик и слон)

- Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк? ( Слон, всё время качал головой)

- Почему он качал головой? Как объяснил это слон? Докажите это словами из текста. ( читают)

- Как мальчик решил помочь слону? ( Ему жаль его, он предлагает свою игрушку)


3) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте строки, которые подходят к иллюстрации на с. 49. ( Учащиеся читают)


4) Словарная работа:


- Как вы понимаете выражение: слон из бархата? (Слайд 20 Бархат – плотная шёлковая ткань с гладким и густым ворсом).

- Что обозначает слово «потаскать»? Слово «потаскать» имеет много значений. А слова, имеющие много значений, называются … (многозначными)

– Выберите правильное толкование для выражения: Дали б лучше брёвна потаскать.

Слайд 21

Подёргать до боли за что-нибудь (нос, уши, и т.д.) в наказание;

Носить с собой, постоянно иметь при себе;

То же, что и тащить, но не за один приём, а многократно;

Носить долго, не стараясь сберечь (одежду, обувь);

Ходить с трудом из-за усталости или болезни. Еле ноги таскать (разг.)


– Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? Каким он вырастит?

( Добрым, отзывчивым, чутким, щедрым)

(Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.)

– Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.)

– Почему вам жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.)


5) Работа в парах. Чтение по ролям.


-В стихотворении идет разговор мальчика и слона.

Давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям. Каким тоном мы будем читать стихотворение за мальчика? за слона? Серьезным или шутливым? Почему? (Серьезным, потому что в стихотворении рассказывается о том, что слону грустно, а мальчик пытается помочь ему, мальчику жалко слона)

-Сейчас вы будете работать в парах. Подготовите выразительное чтение стихотворения по ролям.

- Кто готов?


VI .Итог урока. Слайд 22


- С произведениями какого поэта вы познакомились на уроке?

- Что объединяет эти стихотворения? (о животных)

- Чему вас учат стихи Саши Чёрного? ( учат доброте, чуткости, бережному отношению к природе, её обитателям)

- Какой след в вашей душе оставили стихи Саши Чёрного?

-Какие выводы вы сделали?

  • НЕ ОБИЖАТЬ СЛАБЫХ!

  • ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ!

  • УМЕТЬ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!

  • ДРУЖИТЬ С ЖИВОТНЫМИ!

  • НЕ БЫТЬ РАВНОДУШНЫМИ!

Слайд 23.

-Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека. Живая природа - это целый мир. В нём свои законы и правила. Познавать этот мир необычайно интересно, только нужно быть очень осторожными, внимательными и чуткими.

- В начале урока вы изъявили желание поработать и узнать новое на уроке. Достигли ли вы своей цели?


-Захотелось ли вам прочитать еще и другие стихи Саши Черного?

- Вы можете с ними познакомиться, прочитав другие книги.

VII. Домашнее задание. Слайд 24



  • Выбрать из двух стихотворений то, которое больше всего понравилось, и выучить его наизусть.

  • Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту.

  • Сочинить весёлую историю про слона.




VIII. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 25


Продолжить предложения:

Мне удалось на уроке …

Я порадовался…

Я могу похвалить себя за…


Оценивание.









1 группа:

Найдите в тексте стихотворения слова-эпитеты, которые помогли вам представить себе воробья.





2 группа:

Найти в тексте стихотворения слова-сравнения.







3 группа:

—Найти слова, которые показывают отношение поэта к воробью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!