СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения «Стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся расширят знания о творчестве поэта С.Черного, будут учиться анализировать лирические стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения «Стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон» 3 класс»



Тема: «Стихотворения Саши Черного «Воробей», «Слон»



Цели:



1)образовательные: а) продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; б) учить анализировать лирическое произведение; в) учить находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль;

2) развивающие: а) развивать технику выразительного чтения; б) расширять словарный запас;

3) воспитывающие: а) воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным.

                                               Ход урока.



I. Организационный момент.

-Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ты, дружок, не зевай:

Думай, сравнивай, размышляй.



II. Речевая разминка

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

— Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с веселой).

—  А сейчас быстро, очень быстро.



III.Актуализация опорных знаний.

 - Вы вчера познакомились с одним из произведений Саши Черного.

-Как оно называется?

( «Что ты тискаешь утенка? »).

- Чем оно вас заинтересовало?

Откройте это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение?

( Выразительное чтение учащимися данного стихотворения).

-Какие интересные факты вы запомнили из жизни С.Черного?

IV.Введение в тему - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Черного.

1.Загадка.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору летает,

Крошки подбирает.
(Воробей)



2.Словарная работа.

-Как вы понимаете значение слова армячишка?

- Из словаря Ожегова - армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна.

-Предположите, о ком будет говориться в стихотворении С. Черного?

(О воробье).

-Действительно, его стихотворение так и называется – «Воробей».

VI. Работа по теме урока

1. Первичное чтение стихотворения «Воробей»

( выразительно читаю стихотворение «Воробей»)



2. Проверка первичного восприятия.

- О ком это стихотворение? Чем оно необычно? Кто здесь рассказчик?



3. Вторичное чтение.

- Откроем страничку 47 нашего учебника. Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Постарайтесь представить то, о чем вы читаете.



4. Анализ стихотворения «Воробей».



- Прочитайте первую строфу стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья.

- Какие слова вам помогли?(Серый, юркий).

-Как называются эти образные определения: серый воробей, юркий воробей? (Эпитеты).

-Ребята, а юркий это какой? (юркий- быстрый, увертливый)

- Какие сравнения использует автор при описании воробья?

(юркий, словно мышка, глазки-бисер).

- Какое чувство автор выражает в этих строчках? (Он любуется воробьём).

- Прочитайте первую строфу, выразив все эмоции автора.

- Перечитайте вторую строфу. Какую картину вы себе представили?

- Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?(Просьба).

-А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

- Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?(Досада).

-Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третью строфу. Какую картину вы себе представили?

-Какое чувство в первых двух строчках?(Просьба) .

-Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?(появляется недовольство)

- Как автор называет ветер?(Злюка) Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.

- Прочитайте четвертую строфу. О чем просит автор воробья?

( Он просит воробья подружиться с ним). 



5.Словарная работа.

-Найдите в словарике определение слову вьюшка.

(Вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла).

-Что автор предлагает воробью? (Остаться зимовать в его доме) Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.

- Прочитайте последнюю строфу. Какую картину вы себе представили?

- Какое здесь чувство выражает автор?(Досаду, недовольство).

- Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал.

- Как автор называет воробья?(Нахал).

- Он серьезно его так называет или с юмором?

- А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?(Фурх!) 

-Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?



Физкультминутка.

6.Загадка

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?

(Слон).

7. Первичное чтение стихотворения «Слон»

- А теперь мы познакомимся еще с одним стихотворением Саши Черного. Оно называется «Слон».

—  Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно.

 - Рассмотрим рисунок на стр. 49. Подходит ли он к данному произведению? Докажите.



8. Анализ стихотворения «Слон»

- Кто с кем разговаривает?

-Как вы думаете, какой возраст у мальчика? Докажите.



9.Выборочное чтение.

-Какой вопрос задал мальчик слону? Найдите в стихотворении и прочитайте.

-Какой ответ дал мальчику слон? Прочитайте.

-Нравится ли сидеть в клетке слону? Докажите словами текста.

-Какой подарок принес мальчик слону и зачем? Найдите в стихотворении.



10.Работа в парах.

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает слова мальчика, 2 – слона.



11. Выразительное чтение стихотворения «Слон».

VII. Подведение итогов урока.

—  Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?  - Чему нас учат стихи Саши Чёрного? ( учат доброте, чуткости, бережному отношению к природе, её обитателям) VIII. Рефлексия -Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. IX. Домашнее задание

Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!