II Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока (2мин) Задача: Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала. | - Вы вчера познакомились с одним из произведений Саши Черного. -Как оно называется? - Чем оно вас заинтересовало? Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество Саши Черного и познакомимся еще с двумя интересными стихотворениями, которое одно из 2 вам нужно будет выучить. Но если вы будете внимательны, то вы почувствуете, что вы выучите это стихотворение прямо на уроке, только внимательно слушайте и отвечайте на вопросы, чтобы было потом проще выполнить домашнее задание. Ребята, мы можете предположить о чем, о ком будут эти стихотворения, если мы затронули тему бережного отношения к животным. Какую фразу Антуан де Сент-Экзюпери мы выучили на прошлом уроке? Верно. Обоснуйте ее. | Что ты тискаешь утенка? Это стихотворение меня заинтересовало, тем, как правильно нужно обращаться животными. Да, мы можем предположить. Следующие стихотворения пойдут тоже о животных. Мы в ответе за тех, кого приручили Сама фраза включает в себя смысл, что мы отвечаем за жизнь и здоровье того, кто нам дорог или приручен нами. Купил, взял или приручил- ухаживай! А коли не нужен - отдай в хорошие руки. |
Актуализация опорных знаний Подготовка к восприятию произведения Задача: Возбудить у детей интерес к художественному произведению; эмоционально настроить на восприятие текста | Вспомните, какие интересные факты вы запомнили из жизни С.Черного? Проверка домашнего задания. Откройте это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Черного. Отгадайте загадку. Назовите героя стихотворения. Он растрёпанный, драчливый. Непоседливый, крикливый. На асфальте, под окошком, Хлеба собирает крошки. Искупается в пыли Или в луже на мели. Отгадайте поскорей, Эта птичка … Что вы знаете об этой птице? Посмотрите, в самой загадке говорится какой это воробей. Он растрёпанный, драчливый, непоседливый, крикливый, чирикает, собирает крошки, но не только. Он питается зернышками, семенами растений, мошками, комарами, гусеницами. Любит купаться в пыли, так он моет свои перышки, мы умываемся водой, а воробьи по-другому, если вы замечали, то так делают и куры. Если воробьи купаются в пыли - это к дождю. Так гласит народная примета | У Саши Черного был псевдоним, который появился следующим образом. В семье было два Саши. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Детство прошло в Украине и он очень любил вспоминать об этом, также он был добрым и отзывчивым человеком, любил детей и для них написал множество стихов, сказок и рассказов. Выразительное чтение учащимися данного стихотворения Воробей. Мы чаще всего видим на наших городских и сельских улицах. Шумные птицы, весёлые, умные и задиристые, летают стайками и громко чирикают. Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. |
Вторичное чтение и анализ произведения. Задачи: Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст Учить отвечать на вопросы, используя текст Анализ художественного образа | Перед тем как мы начнем читать мы проговорим скороговорку, которая была на прошлом уроке. ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ . Читаем -вслух медленно -с интонацией – вопросительной - игриво - огорченно Словарная работа. Прочитайте про себя 1 четверостишье и найдите те слова, которые вам непонятны. Юркий - быстрый, увертливый. Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь - отдельно, не вместе. Вкось - не прямо. Прочитайте 2 четверостишье, есть ли там незнакомые слова? В 3 четверостишье? Сыплет – идет снег В 4 четверостишье есть непонятные слова? Пичужка - птичка. Вьюшка - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла — Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника. ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла. И последнее, 5 четверостишье? — Как поэт относится к воробью? Докажите. Это показано с самых первых строчек. — Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей». Каким вы представили себе воробья? Посмотрите, как автор красиво употребил глагол «юркий», а не просто «быстрый». Вот, как поэты, писатели бережно относятся к слову, как его осознано подбирают, чтобы сделать стихотворение еще красивым. — С кем воробья сравнивает автор? — А его глазки, с чем сравнивает? — Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём. — Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? Перечитайте второе четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? Да, он просит воробья подойти к этим крошкам, он еще говорит «Прыгай, прыгай, я не трону – Видишь, хлебца накрошил…» А почему он предлагает двинуть клювом ворону? Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? Почему? Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью. - Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое чувство в первых двух строчках? Прочитайте. Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? Как автор называет ветер? Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора. - Прочитайте четвёртое четверостишие. Какую вы представили себе картину? Ребята, вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла. Какое здесь чувство выражает автор? Что он предлагает воробью? Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку Прочитайте. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья. - Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили? Какое здесь чувство выражает автор? Как автор называет воробья? Он серьезно его так называет или с юмором? А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы? Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора. - А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм. А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (видео) - А теперь попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм. Про себя, потом вслух. Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения? - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? | Проговаривают Юркий, бисер, врозь, вкось Нет сыплет да, пичужка, вьюшка Нет Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка” маленький, серенький, юркий с мышкой с бисеринками, т.е его глазки такие же маленькие, блестящие Да, его можно назвать беззащитным Птицам нужно помощь как никогда зимой Делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц Я представила, как автор накрошил крошки, а воробей хочет подойти, но боится просьба не хочет, чтобы вороне достались все крошки да досада Потому что никто не звал эту ворону, а она прилетела Читают все шепотом я представила себе, как воробей стал подпрыгивать к рассказчику чувство просьбы Пригни ближе, ну-ка, ну-ка, та, вот так, еще чуть-чуть… появляется недовольство злюка читает ученик Автор хочет подружится с воробье и хочет, чтобы вместе они жили, азбуку учили он просит воробья подружиться с ним остаться зимовать в его доме Подружись со мной, пичужка, Будем вместе в доме жить, Будем азбуку учить читают все шепотом Автор достиг цели, воробей стал подходить, но вдруг улетел досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал нахал с юмором Фурх! Читают читает каждый, потом 1 смотрят, запоминают Мне понравилось стихотворение, потому что оно легкое, веселое, я как бы играл с воробьем, кормил его. |
Вторичное чтение и анализ произведения. Задачи: Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст Учить отвечать на вопросы, используя текст | - Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения? Давайте прочитаем первую часть стихотворения - слова мальчика и слона. Какая интонация в словах мальчика? Посмотрите, насколько мальчик сочувствует слону. Как мальчик называет слона? А какое настроение у слона? А какие слова говорят, что ему грустно? Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона. - Прочитайте вторую часть. Как вы думаете, мальчику жалко слона? Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее. А что мальчик дарит слону? Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика. - Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный? Работа в парах. - Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона. Работа по иллюстрации. Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Кого художник изобразил на иллюстрации? Как показан слон? Как показан мальчик? Точно ли художник передал изображение? Что бы изменили? Добавили? Прочитайте те строки, которые относятся к иллюстрации | Нет, где-то мы читаем вопросительно, где-то грустно, удивленно Удивление — Слоник-слоник, настоящий слон живой, — Отчего ты все качаешь головой? слоник Грустное Не пойму, что человек, такой малыш — Посадил меня в клетушку, словно мышь Читают все про себя, потом 1 вслух Да Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее. Тон стихотворения серьезный, грустный. Художник изобразил на иллюстрации слона и мальчика с игрушечным слоном. Он недовольный, что в клетке. Он поднял хобот, похоже даже издает звуки протеста. Мальчик похочет помочь слону, он даже принес ему игрушку, чтобы тот не скучал. Да Я принес тебе из бархата слона, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На! |