СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: С.Черный «Воробей», «Слон»

Категория: Литература
Тема: Слон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С.Черный «Воробей», «Слон»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока:   ознакомление учащихся с творчеством Саши Черного,  с его стихотворениями «Воробей», «Слон».

Задачи:

  • обучающие: научить детей читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения;
  • развивающие: способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся, развивать читательские умения; развивать умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
  • воспитывающие: воспитать бережное отношение к птицам и животным.

 

Формируемые УУД:

познавательные: проанализировать текст, выяснить главную мысль произведения;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя, уметь выражать свои мысли участвовать в выразительном чтении по ролям;

личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения.

Оборудование:

  • учебник  «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть, с. 47-49
  • презентация (синквейн),  
  • портрет писателя,
  • иллюстрация воробья
  • (на доске запись «Мы в ответе за тех, кого приручили»)
  • карточки со словами – юркий, бисер, врозь, вкось, сыплет, пичужка, вьюшка
  • видеозапись  стихотворения «Воробей»
  • аудиозапись стихотворении «Слон»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: С.Черный «Воробей», «Слон»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс:3а

Тема: С.Черный «Воробей», «Слон»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством Саши Черного, с его стихотворениями «Воробей», «Слон».

Задачи:

  • обучающие: научить детей читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения;

  • развивающие: способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся, развивать читательские умения; развивать умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

  • воспитывающие: воспитать бережное отношение к птицам и животным.


Формируемые УУД:

познавательные: проанализировать текст, выяснить главную мысль произведения;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя, уметь выражать свои мысли участвовать в выразительном чтении по ролям;

личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения.

Оборудование:

  • учебник  «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть, с. 47-49

  • презентация (синквейн),

  • портрет писателя,

  • иллюстрация воробья

  • (на доске запись «Мы в ответе за тех, кого приручили»)

  • карточки со словами – юркий, бисер, врозь, вкось, сыплет, пичужка, вьюшка

  • видеозапись стихотворения «Воробей»

  • аудиозапись стихотворении «Слон»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IОрганизация начала урока

Задача:

Создать благоприятную психологическую атмосферу

(1мин)


Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ты, дружок, не зевай:

Думай, сравнивай, размышляй.

 


Слушают, садятся



II Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

(2мин)

Задача:

Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала.


 - Вы вчера познакомились с одним из произведений Саши Черного.

-Как оно называется?

- Чем оно вас заинтересовало?


Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество Саши Черного и познакомимся еще с двумя интересными стихотворениями, которое одно из 2 вам нужно будет выучить. Но если вы будете внимательны, то вы почувствуете, что вы выучите это стихотворение прямо на уроке, только внимательно слушайте и отвечайте на вопросы, чтобы было потом проще выполнить домашнее задание.

Ребята, мы можете предположить о чем, о ком будут эти стихотворения, если мы затронули тему бережного отношения к животным.

Какую фразу Антуан де Сент-Экзюпери мы выучили на прошлом уроке?

Верно.

Обоснуйте ее.




Что ты тискаешь утенка?


Это стихотворение меня заинтересовало, тем, как правильно нужно обращаться животными.









Да, мы можем предположить. Следующие стихотворения пойдут тоже о животных.


Мы в ответе за тех, кого приручили



Сама фраза включает в себя смысл, что мы отвечаем за жизнь и здоровье того, кто нам дорог или приручен нами. Купил, взял или приручил- ухаживай! А коли не нужен - отдай в хорошие руки. 

Актуализация опорных знаний














Подготовка к восприятию произведения


Задача:

Возбудить у детей интерес к художественному произведению; эмоционально настроить на восприятие текста

Вспомните, какие интересные факты вы запомнили из жизни С.Черного?






Проверка домашнего задания.

Откройте это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение?


Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Черного.

Отгадайте загадку. Назовите героя стихотворения.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …

Что вы знаете об этой птице?




Посмотрите, в самой загадке говорится какой это воробей.

Он растрёпанный, драчливый, непоседливый, крикливый, чирикает, собирает крошки, но не только. Он питается зернышками, семенами растений, мошками, комарами, гусеницами. Любит купаться в пыли, так он моет свои перышки, мы умываемся водой, а воробьи по-другому, если вы замечали, то так делают и куры.

Если воробьи купаются в пыли - это к дождю. Так гласит народная примета

У Саши Черного был псевдоним, который появился следующим образом. В семье было два Саши. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный.


Детство прошло в Украине и он очень любил вспоминать об этом, также он был добрым и отзывчивым человеком, любил детей и для них написал множество стихов, сказок и рассказов.



Выразительное чтение учащимися данного стихотворения














Воробей.


Мы чаще всего видим на наших городских и сельских улицах. Шумные птицы, весёлые, умные и задиристые, летают стайками и громко чирикают. Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. 


Первичное усвоение нового знания


ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


(ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ)

Задача:

Сформировать умение осознано, прочувственно воспринимать текст произведения и выражать свое отношение.


А теперь давайте прочитаем стихотворение и посмотрим, такой же там воробей, которого мы описали?

Чтение стихотворения учителем.

Установка на восприятие стихотворения.

Я вам сейчас прочитаю стихотворение Саши Черного «Воробей»


Ваша задача – прочувствовать это стихотворение и ответить на вопросы:

- Какое оно по настроению?

- Какие герои стали участниками описанных событий?


Проверка первичного восприятия текста

Задачи:

  • Проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание стихотворения

  • Выяснить, какое впечатление произвело на учащихся

Итак, ребята.

Понравилось стихотворение?

- Какое оно по настроению?

- Какие герои стали участниками описанных событий?












Да

Оно по настроению игривое, веселое

Сам воробей и автор, который так хотел подружится с воробьем, но он улетел.

Вторичное чтение и анализ произведения.

Задачи:

  • Привлечь внимание к художественным деталям произведения


  • Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст

  • Учить отвечать на вопросы, используя текст

























Анализ художественного образа

Перед тем как мы начнем читать мы проговорим скороговорку, которая была на прошлом уроке.


ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ .


Читаем

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

- игриво

- огорченно


Словарная работа.

Прочитайте про себя 1 четверостишье и найдите те слова, которые вам непонятны.

Юркий - быстрый, увертливый.

Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь - отдельно, не вместе.

Вкось - не прямо.


Прочитайте 2 четверостишье, есть ли там незнакомые слова?


В 3 четверостишье?

Сыплет – идет снег


В 4 четверостишье есть непонятные слова?

Пичужка - птичка.

Вьюшка - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла

— Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.

И последнее, 5 четверостишье?


— Как поэт относится к воробью? Докажите.

Это показано с самых первых строчек.


— Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей». Каким вы представили себе воробья?


Посмотрите, как автор красиво употребил глагол «юркий», а не просто «быстрый». Вот, как поэты, писатели бережно относятся к слову, как его осознано подбирают, чтобы сделать стихотворение еще красивым.


— С кем воробья сравнивает автор?

— А его глазки, с чем сравнивает?


— Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.

— Можно ли воробья назвать беззащитным?

В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь?

Как вы им помогаете в зимний период времени?

Перечитайте второе четверостишие.


Какую картину вы себе представили?


Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?

Да, он просит воробья подойти к этим крошкам, он еще говорит

«Прыгай, прыгай, я не трону –

Видишь, хлебца накрошил…»


А почему он предлагает двинуть клювом ворону? 

Меняется ли настроение автора?

Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?

Почему?


Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.


- Прочитайте третье четверостишие.

Какую картину вы себе представили?


Какое чувство в первых двух строчках?

Прочитайте.


Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?

 Как автор называет ветер?

Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. Попробуем прочитать это четверостишие, выражая настроение автора.



- Прочитайте четвёртое четверостишие.

Какую вы представили себе картину?


Ребята, вьюшка- это крышка в деревенской избе, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

Какое здесь чувство выражает автор?

Что он предлагает воробью?


Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку

Прочитайте.


Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья.


- Прочитайте последнее четверостишие.

Какую картину вы себе представили?


Какое здесь чувство выражает автор?


Как автор называет воробья?

Он серьезно его так называет или с юмором?

А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?

Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- А помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? Давайте, например, прочитаем третье четверостишие. Попробуйте почувствовать этот ритм.


А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз (видео)


- А теперь попробуйте прочитать всё стихотворение, передав интонацию строк и ритм. Про себя, потом вслух.

 Удалось ли ребятам передать настроение этого стихотворения?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?









Проговаривают








Юркий, бисер, врозь, вкось








Нет



сыплет



да, пичужка, вьюшка







Нет


Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”




маленький, серенький, юркий







с мышкой

с бисеринками, т.е его глазки такие же маленькие, блестящие




Да, его можно назвать беззащитным

Птицам нужно помощь как никогда зимой

Делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц


Я представила, как автор накрошил крошки, а воробей хочет подойти, но боится


просьба




не хочет, чтобы вороне достались все крошки

да

досада

Потому что никто не звал эту ворону, а она прилетела


Читают все шепотом




я представила себе, как воробей стал подпрыгивать к рассказчику


чувство просьбы

Пригни ближе, ну-ка, ну-ка,

та, вот так, еще чуть-чуть…


появляется недовольство


злюка




читает ученик






Автор хочет подружится с воробье и хочет, чтобы вместе они жили, азбуку учили





он просит воробья подружиться с ним


остаться зимовать в его доме


Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Будем азбуку учить



читают все шепотом




Автор достиг цели, воробей стал подходить, но вдруг улетел


досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал 


нахал


с юмором


Фурх!


Читают



читает каждый, потом 1



смотрят, запоминают








Мне понравилось стихотворение, потому что оно легкое, веселое, я как бы играл с воробьем, кормил его.

Физминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)


Выполняют движения

Подготовка к восприятию произведения


Задача:

Возбудить у детей интерес к художественному произведению; эмоционально настроить на восприятие текста

Сейчас мы познакомимся еще с одним стихотворением.


- Предлагаю поиграть в игру. Вы должны угадать название животного по моим подсказкам. Постарайтесь догадаться, о ком идёт речь как можно раньше.

1. Игра. (Описание животного “слон”).

- Бывает индийский и африканский...

- Большое животное весом до трёх тонн...

- У него огромные уши и длинный нос...

Правильно, это слон.

У какого писателя есть такое же название произведение, вы уже с ним знакомы.

Вот и сравним, похож ли этот слон на того.












Слон


Александр Иванович Куприн «Слон»

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


(ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ)

Задача:

Сформировать умение осознано, прочувственно воспринимать текст произведения и выражать свое отношение.

Включаю аудиозапись стихотворения «Слон».

Установка на восприятие стихотворения.


Ваша задача – прочувствовать это стихотворение и ответить на вопросы:

- Какие чувства вызвали у вас, слушая это стихотворение?

- Что вы представляли?


Внимательно слушают

Проверка первичного восприятия текста

Задачи:

  • Проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание стихотворения

  • Выяснить, какое впечатление произвело на учащихся


Отвечаем на вопросы.

- Какие чувства оно вызвало у вас, слушая это стихотворение?

- Что вы представляли?








Мне было грустно, жалко слона.

Я представила, как бедный слон сидит в клетке, а один мальчик пытается хоть как-то развеселить слона.

Вторичное чтение и анализ произведения.

Задачи:

  • Привлечь внимание к художественным деталям произведения


  • Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст

  • Учить отвечать на вопросы, используя текст


- Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения?


Давайте прочитаем первую часть стихотворения - слова мальчика и слона. Какая интонация в словах мальчика? 


Посмотрите, насколько мальчик сочувствует слону.

Как мальчик называет слона?

А какое настроение у слона? 

А какие слова говорят, что ему грустно?


Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона.

- Прочитайте вторую часть.

Как вы думаете, мальчику жалко слона?

Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее.

А что мальчик дарит слону?

Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика.

- Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный?

Работа в парах.

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона.

Работа по иллюстрации.

Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

Кого художник изобразил на иллюстрации?


Как показан слон?


Как показан мальчик?


Точно ли художник передал изображение?

Что бы изменили? Добавили?

Прочитайте те строки, которые относятся к иллюстрации

Нет, где-то мы читаем вопросительно, где-то грустно, удивленно



Удивление

— Слоник-слоник, настоящий слон живой, —
Отчего ты все качаешь головой?



слоник

Грустное


Не пойму, что человек, такой малыш —
Посадил меня в клетушку, словно мышь


Читают все про себя, потом 1 вслух




Да



Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее.



Тон стихотворения серьезный, грустный.









Художник изобразил на иллюстрации слона и мальчика с игрушечным слоном.


Он недовольный, что в клетке. Он поднял хобот, похоже даже издает звуки протеста.


Мальчик похочет помочь слону, он даже принес ему игрушку, чтобы тот не скучал.


Да



Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А сейчас мы попробуем с вами составить синквейн.

Вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

1 строчка: 1 слово (Тема. Существительное)

2 строчка: 2 слова (Описание Темы. Прилагательные)

3 строчка: 3 слова (Описание действий. Глаголы)

4 строчка: 4 значимых слова (метафора, фразеологизм, пословица, предложение о «Теме»).

5 строчка: 1слово (Синоним «Темы», что характеризует это слово.)


Чтобы вам было понятнее, я хочу вам привести пример. презентация

Я взяла слово «урок»

  1. Урок

  2. Плодотворный, познавательный

  3. Увлекает, заинтересованный, заставляет задуматься.

  4. На этом уроке я узнала много нового и интересного.

  5. Знания.


О ком были 3 стихотворения С.Черного?

Какое слово мы возьмем в качестве определяемого?



Нет





















О животных: зверях, птицах

Животные

  1. Животные

  2. Беззащитные, добрые

  3. Защищают, чувствуют, любят

  4. Мы в ответе за тех, кого приручили

  5. Друзья

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Выучить наизусть одно из стихотворений.



Записывают в дневники

Подведение итогов занятия


С творчеством, каким поэтом мы познакомились?

Какие стихи вы знаете?

Как вы думаете, чему были посвящены наши уроки, что мы из них извлекли, какую пользу?

Мы познакомились с творчеством Саши Черного

«Воробей», «Слон», «Что ты тискаешь утенка?..»


Наши уроки были посвящены животным, о том как нужно бережно о них заботится, любить, проявлять сочувствие, понимание, заботу, чуткость, отзывчивость.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!