Самоанализ учебного занятия по теме «Дифференциация звуков «В»-«Ф».
Дополнительная общеобразовательная (адаптированная) программа «Речевичок»
Максимова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования
МКУДО куртамышского района «Дом детства и юношества»
План самоанализа
1. Характеристика учебной группы.
2.Тема занятия.
3. Место учебного занятия в учебно-тематическом плане.
4. Тип, форма занятия.
5. Цель занятия.
6. Задачи учебного занятия. Планируемые результаты.
7. Используемые методы и приёмы.
8. Структура учебного занятия.
9. Содержательная сторона занятия.
10. Подведение итогов, рефлексия.
11.Литература, интернет-источники.
1. Учебная группа состоит из обучающихся с 1, 2 и 3 уровнем ОНР 5-6 лет.
2. Тема: «Дифференциация звуков «В»-«Ф». Военно-морской флот»
Учебное занятие для обучающихся творческого объединения «Речевичок» социально-педагогической направленности.
3. Место учебного занятия в учебно-тематическом плане:
В учебно-тематическом плане образовательной программы данное занятие находится в разделе фронтальных занятий «Расширение представлений об окружающем мире». Предыдущее занятие «У страха глаза велики», последующее – «Дом, в котором мы живём». Темы позволяют быть взаимосвязанными.
4.Тип: изучение нового материала. Форма занятия: игра-путешествие.
5. Цель: познакомить со звуками [ф] и [в], буквами Ф, В; дифференцировать данные звуки в слогах, словах.
Задачи
Обучающие:
- учить выделять звуки [ф], [ф,] и [в],[в,] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости.
Воспитывающие:
- воспитывать произвольное внимание и познавательный интерес к занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Развивающие:
- развивать фонематические процессы, артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
- развивать навыки звукового анализа;
- уточнять и активизировать словарь;
-развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развивать учебно-познавательную мотивацию, память и логическое мышление;
Оборудование: электронная презентация, картинки «Эмоции», карточки «Кораблики», счётные палочки, звуковые линейки, конверты с разноцветными фишками, карандаши, зеркала.
7. Методы и приемы:
-словесный (загадка, физминутка в стихотворной форме, рассказ, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
-наглядный (мультимедийная презентация, попевка со слогами);
-практический (дыхательные упражнения, биоэнергопластика, работа с «Умными картами», звуковыми линейками, набором карточек-букв (составление слова «Флот»);
-игровой (игра «Эмоции», игра-задание «Построй кораблик, дай ему имя», физкультминутки для глаз и развитие координации движений);
-методы контроля (анализ выполненной творческой работы, самооценка детьми результатов деятельности).
Все эти методы позволили мне продуктивно использовать время учебного занятия: менять виды деятельности, предупреждая утомление и потерю концентрации внимания, удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей деятельности, повысить результативность освоения детьми выбранной темы.
8. Структура занятия:
-вводная часть: (организация детей) – 3 минуты;
- разминка – 7 минут (важная и необходимая часть логопедических занятий, которой уделяется особое внимание);
-основная часть: (повторение, объяснение нового материала, практическая деятельность) 15 минут (включая физминутки для глаз, пальчиков и общей координации движений);
-заключительная часть (подведение итогов) — 5 минут.
Данная структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели занятия, так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Занятие построено с учётом требований СаНПиНа (Интенсивные логопедические нагрузки не должны превышать 15-20 минут. Остальное время предусматривает игровые моменты и физминутки).
8.Содержательная сторона занятия.
Водная часть занятия предполагала организацию детей, включение произвольного внимания и установку на предстоящую деятельность: различные формы гимнастики (биоэнергопластика, упражнения на развитие двигательное мускулатуры (эмоции), + дыхательная гимнастика (пропевание гласных звуков, упражнение «кораблики»),
Созданию эмоционального настроя, стимуляцию интереса к занятию способствовало повторение правил поведения на учебном занятии (девиза), отгадывание загадки, слушание шума моря.
Основная часть учебного занятия направлена на самостоятельную умственную, речевую и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть были включены вопросы с целью повторения пройденного, активизацию и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности (построение кораблика, составление и звуко-буквенный анализ слова «Флот»)
Образовательная деятельность занятия была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого обучающегося учебной группы, которые направлены на комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, обучение ребенка самостоятельно работать, общаться со сверстниками, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении заданий, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темпа восприятия информации каждым ребенком.
Использование мультимедийной презентации, демонстрация слайдов в соответствии с тематикой, традиционной попевки в конце занятия — всё это обеспечило активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию творческой деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части учебного занятия подводился итог деятельности обучающихся с использованием метода анализа успешности выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей.
Самооценка детей показала, что все дет оценили результаты своей деятельности позитивными (всё понравилось, всё было понятным и достыпным).
9. Подведение итогов.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
-обучающиеся успешно справились с заданиями, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- активизировали и обобщили уже имеющиеся знания по теме, познакомились с новым словом «Флот»;
-усовершенствовали навык работы со звуковыми линейками, «умными картами», научились различать и правильно употреблять в речи звуки «В» - «Ф»;
-проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Поставленные цель и задачи были выполнены, условием эффективности освоения данной темы является увлеченность обучающихся творческой деятельностью, которую они выбрали, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.
При разработке занятия были использованы открытые интернет-источники.